Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7155 В дневниках: 8306 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
Добавлено: Вт Сен 04, 2012 10:28 Заголовок сообщения: Социализация экстерна
Взрослая жизнь неизбежна, поэтому пусть она подождёт. Заметки о детской социализации. Захар Прилепин:
Жара на дворе, и что-то вдруг вспомнил, что никогда в жизни не был в пионерском лагере. Так получилось.
Вырос в деревне — каждое лето жил-поживал сначала у бабушки с дедушкой по материнской линии в Рязанской области, потом у дедушки с бабушкой по отцовской линии в Липецкой. Так все детство по деревням и провел, меж коров и поросят.
Не скажу, что чурался пацанских компаний — общался и с деревенскими пацанами тоже, но, признаю, это была далеко не самая главная составляющая моего детства.
Главная была — общение с близкими.
Во-первых, с отцом: помню, мы вечно с ним куда-то едем на великах, потом по полдня лежим на диком пляже у реки Воронеж, что-то говорим: он был единственный человек в моем детстве, с кем, к примеру, я мог поговорить о декадентской поэзии.
Во-вторых, с дедушками и бабушками: они все у меня были из крестьянских родов — откуда бы я еще услышал их речь — ту, из позапрошлых веков перенесенную, как не от них.
В-третьих, с братьями-сестрами: кузины, как один бородатый классик сказал, очень опасное дело. Они все были на год-два-три старше меня, они взрослели, а я смотрел, затаясь.
Наконец, с книжками: я читал тонны книг за лето, и все летние книги помнятся по сей день.
После четырнадцати прибавился еще турник, гантели.
Социума мне в школе хватало, ну и тем более его хватило после школы, реальное количество времени я провел в разного рода казармах — и там более чем хорошо себя чувствовал.
Вы думаете, я о себе хочу рассказать? Нет, совсем нет.
Я хочу сказать, что само понятие социализации мы несколько переоцениваем.
Дети — вовсе не такие цветики и семицветики, как о них любят говорить. Это не только жесткая (что как раз нормально), вздорная и хулиганистая (что совсем прекрасно), но и зачастую весьма глупая, пошлая до тошнотворности среда. Прямо говоря, дети от других детей мало чему хорошему могут научиться. У этих детей и родители-то сплошь и рядом — полные придурки, чего ж от их чад ждать.
Никогда не был ханжой, но отлично помню, как наши деревенские собирались вечером в заброшенном доме и травили похабнейшие, самые скотские из всех слышимых мной за всю жизнь анекдотов. Я тогда еще не знал, что такое эстетическое чувство, но именно оно заставляло меня неприметно покидать эти липкие мероприятия.
Теперь учительница в школе моего старшего сына тихо жалуется родителям: у всех поголовно мобильники и все друг другу показывают порнографию. Детям по 12 и 13 лет.
У меня у старшего тоже как раз в прошлом году появился мобильник, он месяц с ним повозился, потом принес домой, положил, сказал, что скучно.
Со мной он на эти темы не разговаривает, а моей жене — своей матери — пояснил, что брезгует забавами сверстников.
Наверное, это хороший ход — отличаться не тем, что у тебя самый расчудесный мобильник, а тем, что у тебя его вообще нет и не надо.
У нас, к слову сказать, в семье, в случае со старшим, с тех пор как ему исполнилось лет десять, было не принято переключать фильмы из домашней видеотеки (ТВ у нас дома не показывает вообще), если там случались сомнительные сцены. То есть эротические темы никто не табуировал, и, смею надеяться, благодаря этому эстетическое чувство ребенка было как-то развито.
Я привел один из примеров, на самом деле их множество.
Мы не растим социопата, поверьте. Он чемпион города по классической борьбе в своем возрасте и весе, и у него все в порядке в коллективе. Но он больше общается со мной, с матерью, со своими младшими — у нас, к счастью, четверо детей, они не скучают,— и я нахожу в этом только плюсы.
Мы сейчас живем в деревне — и я приложу все усилия, чтоб ежегодно месяцев шесть, а то и восемь проводить здесь, где нет интернета, где не ловят мобильные, где других детей — наперечет, да и те по выходным появляются.
Я сам так вырос, пока не перебрался в большой и дымный город доучиваться в школе.
Общеизвестно, что в детстве человек получает столько информации, сколько потом иной раз не получает за оставшуюся жизнь. Ну так пусть это будет нужная или хотя бы нормальная информация. Пусть это будут нормальные человеческие понятия, а не стадные.
Я, как водится, приведу простой пример из классики или, верней, про классиков: обратите еще раз взор на биографии Лермонтова, Льва Толстого или, скажем, Гумилева. Не самые дурные люди, да? По большому счету все они воспитывались вне социума, гувернерами, бабушками и книжками. А потом из них получались отличные офицеры, с выправкой, с чувством чести, со всем, что полагается,— и, заметим, их, прямо говоря, слушалось это самое, что называется, простонародье.
Если не хотите про классиков — я опять про себя скажу: в 22 года я стал командиром отделения ОМОН, причем в своем отделении я был самый младший по возрасту. В 24 — замкомвзвода. Я мог бы устроить себе хорошую военную карьеру, судьба увела меня на другие тропки, однако я до сих пор чувствую себя своим в любом, самом неприглядном и оторванном мужском сообществе.
Не хотите про меня, скажу другими словами про, казалось бы, другое — но на самом деле про то же самое.
У нас в классе был один заводила и хулиган, по сути, неплохой парень, а по совести говоря, редкая мразь.
И был один не сказать чтоб совсем опущенный, но такой, державшийся, чтоб лишний раз не получить втык, наособицу, забитый и тихий мальчишка. Из дома он после школы вообще не выходил. Сидел где-то там в углу своей хрущевки, думал про свое. Лучше б ему вообще в школу не ходить никогда, думал я в те годы.
Потом, лет в 25 я работал вышибалой в ночном клубе — и туда заглядывал тот хулиган из школы, с такими же, как он, отлично социализировавшимися на улице дураками с мутными глазами. Я вам скажу, что на людей они уже не были похожи: на глазах становились пропитыми доходягами. В школе хулиган и заводила меня несколько раз забивал — а тут ситуация развернулась в обратную сторону: мне его и забивать не приходилось, он сам уползал. Не знаю, жив ли он сейчас, да и знать не хочу.
А вот забитого одноклассника я увидел лет пять назад и не узнал. Его в телевизоре показывали: он известный хирург. Вот с такими ручищами, волосатыми, надежными, железными, ужасными на вид. Всем своим видом источал он мощь, молодость, мужество...
Так вот.
Не надо ребенка, как щенка, бросать в жизнь, чтоб он научился плавать.
Просто научите его плавать. Он отлично поплывет вместе со всеми, когда придет время. А то и на три головы вперед остальных. Зато за свое сбереженное в ваших крепких ладонях детство он будет благодарен.
На сайте с 22.09.06 Сообщения: 910 В дневниках: 120 Откуда: Омск-Новосибирск
Добавлено: Вт Сен 04, 2012 11:45
Оля, замечательная статья, примерно так я и думала всегда про социализацию
Добавлено спустя 10 минут 39 секунд:
Многие взрослые говорили мне, что сожалеют о той "социализации" через которую они прошли в детстве, я тоже могу присоединиться к этому сожалению, хотя я и не хлебнула всей глубины этой "социализации", Бог миловал, спасло родительское воспитание и вовремя встречавшиеся мне хорошие люди.
На сайте с 12.03.11 Сообщения: 16200 В дневниках: 24
Добавлено: Вт Сен 04, 2012 11:58
helga64
Отлично! Прямо мое детство, и про забитого мальчишку, я конечно не стала известным хирургом, но горжусь тем, чего добилась в жизни, что имею благодаря своей голове и рукам, знаю и умею и передаю эти знания и умения сыну. А те, кт в школе больше всех выпендривался, оказались никчемными людишками.
Поэтому и не хочу ребенка в современный детский социум, от него взрослый то с ума сходит, не то что ребенок.
За год пребывания с сыном в старой школе я такого насмотрелась и наслушалась, что иной раз хотелось куда-нибудь в тайгу убежать.
Поэтому и пришли к решению купить свой дом, чтобы хоть как-то сохранить свой семейный тихий мир и только изредка "вылезать" в город.
В выходные были в Меге, надо было в Леруа по ремонту, так всей семьей с непривычки ошалели от количества народа, выражающегося, орущего и т.д. и т.п.
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7155 В дневниках: 8306 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
Добавлено: Вт Сен 04, 2012 12:29
мама для мамонтёнков писал(а):
А что за книга, где её можно найти?
Если хочешь, дам тебе почитать. Я уже проштудировала с фломастером в руках.
В общем-то, для тебя там ничего нового -- у вас в семье всё так, как будто Ньюфелд с вас списывал свои рекомендации.
Хотя, наверное, тебе будет интересен там анализ -- почему и зачем.
На сайте с 19.06.07 Сообщения: 701 В дневниках: 261 Откуда: Юго-Западный
Добавлено: Вт Сен 04, 2012 14:38
Цитата:
То и дело посещают предательские мыслишки, не лишаю ли я детей какого-то суперпупер образования...
меня уже не посещают, я и так знаю, лишаю.
но окружающие постоянно внушают , что я гроблю ребенку жизнь. И спасти его может только школа. А в хорошую школу нас не возьмут, так что надо быстрее бежать куда-то пристраиваться...
Мамина подруга (черт бы ее побрал) прямо пела -бедные дети, мне и так жаль, что же ты делаешь, зачем ты им жизнь портишь... бла-бла бла.... Пришлось схамить, чтобы остановить этот поток излияний...
На сайте с 13.04.13 Сообщения: 398 Откуда: Барнаул, Ленинский район
Добавлено: Ср Июн 19, 2013 20:18
Цитата:
Не надо ребенка, как щенка, бросать в жизнь, чтоб он научился плавать. Просто научите его плавать. Он отлично поплывет вместе со всеми, когда придет время. А то и на три головы вперед остальных. Зато за свое сбереженное в ваших крепких ладонях детство он будет благодарен.
СУПЕР!!!
А у нас те, кто выпендривался в школе, на зоне потом отсидели Приезжаю в отпуск в родительский дом, ничего нового не узнаю об этих одноклассниках, по улице бродят, нигде не работают, опустились....довыпендривались, а когда-то были самые "социализированные".
Наверное, я интуитивно удерживаю своих деток преимущественно в семейном кругу общения. И "учу плавать"! Думаю, что кое-что позитивное своим детям могу дать (тягу к знаниям, свободе, силу характера, моральные качества).
Чуть-чуть о себе - я не была забитой в школе, но была странноватой и обособленной отличницей с малым количеством друзей. Теперь у меня 4 высших образования, ученая степень и свой бизнес, и только одна ХОРОШАЯ подруга.
На сайте с 12.01.06 Сообщения: 14240 В дневниках: 2129
Добавлено: Пт Июн 21, 2013 13:41
На тему социализации одно только гложет, что вот нет у меня пока возможности организовывать ребенку различные мероприятия, вроде тех, какие организовывал своим ученикам Джон Тейлор Гатто (учитель года, его шикарная речь в соседней теме). Да даже просто на те же различные мастер-классы не находишься - стоит немалых денег. Если б был хотя бы небольшой круг разносторонне увлеченных родственников, знакомых - я б вообще голову не грела. Но что-то с родственниками и знакомыми пока не густо
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7155 В дневниках: 8306 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
Добавлено: Пт Июн 21, 2013 22:28
Leya писал(а):
На тему социализации одно только гложет, что вот нет у меня пока возможности организовывать ребенку различные мероприятия, вроде тех, какие организовывал своим ученикам Джон Тейлор Гатто (учитель года, его шикарная речь в соседней теме). Да даже просто на те же различные мастер-классы не находишься - стоит немалых денег.
Мероприятия Гатто -- они для подростков, вроде бы... А зачем обязательно мастер-классы? Можно же просто кружки? Там тоже увлеченные люди и не связанные по рукам и ногам инструкциями.
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7155 В дневниках: 8306 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
Добавлено: Сб Июн 22, 2013 12:59
Да-да, Варя, я тоже "спасибо" в положенном месте отметила .
Вообще, девочки, социализацию эту пресловутую очень хорошо видно на "крайних точках" (коряво выражаюсь, но постарайтесь меня понять...).
На обычном благополучном среднестатистическом ребенке это все не так заметно. А вот если взять лакмусовую бумажку типа нашего Жениильчика... тут-то многое и вскрывается. Но интерпретируется оно обычно как "ваш мальчик - монстр, уберите его отсюда". Угу, убираем. Учимся сами + ходим в кружки к людям, которые нас не выгоняют.
Но кружки -- это 1-2-часовые занятия. А как быть в многочасовом, а то и многодневном нахождении в коллективе?? ........ Самое "смешное", что есть такие "методики" (вообще, просто-напросто ВЗАИМООТНОШЕНИЯ наставника и ребенка), когда ребенок "вдруг" находит свое место в коллективе и эксцессы постепенно сводятся на "нет". Ребенок учится быть частью коллектива. И его уважают, помогают научиться...
Но это -- не школа, там такое невозможно .
Это -- коллективы, в которых детей объединяет конкретная деятельность, а не высосанное из пальца изучение чего-нибудь, лишь бы занять время...
//Диагноз "невозможно" относится к обычным школам, а не тем, которые ФМШ или АКЛ --- там дети объединены интересом, а не пропиской или возможностями родителей.//
На сайте с 12.01.06 Сообщения: 14240 В дневниках: 2129
Добавлено: Сб Июн 22, 2013 21:19
helga64 писал(а):
Мероприятия Гатто -- они для подростков, вроде бы... А зачем обязательно мастер-классы? Можно же просто кружки? Там тоже увлеченные люди и не связанные по рукам и ногам инструкциями.
да, для подростков, но очень идея мне нравится, я давно уже о чем-то подобном мечтаю. Кружки - это классно, когда, так сказать, уже есть определенность, чем хочется заниматься. Например, моя увлечена пением и ходит в соответствующий кружок.
Но столько же всего интересного и неизвестного. Кроме того, даже зная о каком-то виде занятий, творчества, может казаться, что "это не мое", а если один-два раза попробовать, то вдруг становится "мое". Мастер-классы идеальны для такого самоопределения и для поиска (как вариант) таких вот увлеченных взрослых.
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7155 В дневниках: 8306 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
Добавлено: Пн Окт 14, 2013 11:06
В тему:
Все не так просто, гормоны рулят!:
Биологи из Стэнфордского университета еще на шаг приблизились к расшифровке нейрологических механизмов, отвечающих за социальное поведение животных. Как выяснилось, для того, чтобы общение с сородичами воспринималось мышами как положительный стимул (подобно вкусной еде или сексу), необходима согласованная работа сразу двух сигнальных систем (окситоциновой и серотониновой) в одном из отделов мозга (прилежащем ядре). Окситоцин, вырабатывающийся при социальных контактах, усиливает действие серотонина на нейроны прилежащего ядра, что приводит к торможению их активности. Это, в свою очередь, заставляет мышь воспринимать контакты с другими мышами как цель, к которой нужно стремиться.
...
Таким образом, авторы сделали еще один важный шаг к расшифровке нейрологических механизмов социального поведения. Полученные результаты могут иметь и практическое значение, поскольку известно, что у людей нарушения социально-ориентированных функций мозга (например, различные формы аутизма) могут быть связаны со сбоями в работе окситоциновой и серотониновой систем.
http://elementy.ru/news/432081
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах