Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
На сайте с 19.11.10 Сообщения: 45 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вс Фев 27, 2011 19:43
Мы с сыном второкласником, который читать не только не любит, но и особо не умеет (техника слаба) нашли хороший способ, хоть чуть чуть к книгам лучше относиться, он их сам выбирает в книжных магазинах и потом хоть как то читает.
На сайте с 13.04.09 Сообщения: 1386 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вт Мар 01, 2011 2:04
Леся:))
Да,я читаю достаточно много,у дочки есть и пример,и ориентир.В раннем детстве,в предшкольный период,она с удовольствием слушала,как я читаю,много читала сама. А класса со второго всё как отрезало.
Мамюля
Техника чтения здесь вовсе ни при чём. Я заставляю её читать не для отработки механического навыка. Я смотрю на эту проблему гораздо глубже. Чтение ведь выполняет важнейшие функции:
1.Познавательная
2.Воспитательная
3.Книга даёт пространство для воображения,осмысления,осознания, информация из книги заставляет выделить главное,отделить его от второстепенного.
4."Начитанные" дети гораздо грамотнее говорят и пишут. Большой словарный запас. А отсюда и прагматическая польза:человек,умеющий красиво говорить и грамотно излагать свои мысли более востребован профессионально.
Это и есть цели и задачи
Добавлено спустя 4 минуты 29 секунд:
Мамюля
Ещё я забала указать,что 20 страниц дочка прочитывает в выходные,и ещё какое-то количество на неделе,для четвероклашки это вовсе не много,а возможно,даже недостаточно.
Добавлено спустя 29 минут 2 секунды:
Eugene 17
Во многом я с Вами согласна. Вот только "душа должна трудиться".Нельзя смотреть молча,как ребёнок скатывается до примитивности.
Литература низкого качества медлеленно,но верно,творит разрушающее действие.
Я считаю правильным,если б она читала классику,пусть и самую "простую",рассчитанную на детей более младшего,чем она,возраста.
Я по образованию библиотекарь. У нас есть профессиональный термин - руководство чтением. То есть ненавязчиво рекомендовать,направлять.Так вот,с дочкой это "не прокатывает".
Я была в шоке,когда узнала,что большинство детей-одноклассников не знают значение слова "обоз" Представляете,какая запущенность [/quote]
На сайте с 06.11.10 Сообщения: 23033 В дневниках: 19296 Откуда: Россия))
Добавлено: Вт Мар 01, 2011 8:31
марфушка76 писал(а)
Цитата:
Я была в шоке,когда узнала,что большинство детей-одноклассников не знают значение слова "обоз" Shocked Представляете,какая запущенность
Присоединяюсь
Есть тест (разработан Ясюковой, психологом из СПб) на сформированность навыка чтения, который определяет именно то, как ребенок понимает смысл прочитанного. Он крайне прост - нужно вставить пропущенные слова. Всего слов 10. Так вот около 70% современных 4-классников способны правильно вставить только не более 7 слов. А ведь когда-то этот тест разрабатывался в том числе для 1-ых классов.
_________________ Чтобы жить и радоваться, нужны всего две вещи: во-первых - жить, а во-вторых - радоваться
На сайте с 29.08.10 Сообщения: 19111 В дневниках: 6887 Откуда: Омск
Добавлено: Ср Мар 02, 2011 10:28
Цитата:
Я была в шоке,когда узнала,что большинство детей-одноклассников не знают значение слова "обоз" Представляете,какая запущенность
А меня, наоборот, это нисколько не шокировало. Я думаю, что ничего страшного, если дети не знают устаревшие слова. Откуда им знать, если в жизни этих обозов уже нет. Ну и далеко не в каждой книжке (очень хорошей) этот "обоз" встречается. Гораздо больше напрягает отсутствие общей культуры. А отсюда и засилие "бульварной литературы".
Безусловно, что душа должна трудиться. Однако грань ненавязывания очень тонка. Еще никому не удалось привить художественный вкус насилием. А вот собственный пример рано или поздно сработает. Чтобы знать, какие книжки плохие, а какие хорошие, ребенок должен иметь представление о тех и о других. Я ничего не имею против детской классической литературы. Но если говорить о русских классиках, у которых есть детские произведения, то на мой взгляд, реальность, описываемая в них, слишком далека от наших детей. Поэтому им бывает и не интересно. Конечно надо читать такие книги, но не думаю, что в 4 классе они должны составлять основной процент из списка читаемой литературы. В этом возрасте гораздо ближе детям книжки о школе, какие-то сказочные повести. Среди них громадное количество достойных книг.
У меня свекровь учитель литературы. Она воспитывает четвероклассницу. Всяких "карлсонов и незнаек" они прочитали еще до 5 лет. А потом ударились в классику. Ко всяким "детским" книжкам у нее стойкое предубеждение, что ее внучка уже выросла из этого возраста. А "Гарри Поттер" - это вообще вселенское зло. Как итог, сейчас девочка почти ничего не читает. Одобряемые бабушкой книги - не интерсно, детские книги - уже поздно. И ее тоже тянет на всякую глупость, типа книжек о Винкс. Так вот причина "нечитания" здесь как раз в том, что девочку по сути лишили хороших детских книг. Зачем в 5 лет было читать "Витю Малеева", когда проблемы этой книги созвучны 10-11 летним ребятам. Рассуждать о добре и зле, задумываться над философскими проблемами можно не только читая классику. Детям как правило интересно то, что созвучно с их жизнью, с их проблемами.
На сайте с 12.09.08 Сообщения: 1644 В дневниках: 5637 Откуда: Новосибирск, Кировский р-н
Добавлено: Ср Мар 02, 2011 20:08
марфушка76, спасибо за развёрнутый ответ.
Для меня ваш 3й пункт:
Цитата:
Книга даёт пространство для воображения,осмысления,осознания, информация из книги заставляет выделить главное,отделить его от второстепенного.
как раз и обозначается словосочетанием "навык чтения".
С поправкой, что информация из книги не заставляет ничего делать. Она там немая и безвольная (буквы и буквы). Заставляет себя читающий, если осознаёт необходимость. Всё перечисленное - воображение, осмысление, осознание, оно проделано автором, упаковано в текст и мы его оттуда достаём. Если умеем.
По четвертому пункту: да, есть такое дело.
На сайте с 15.07.07 Сообщения: 11202 В дневниках: 1185 Откуда: Новосибирск, Калининский р-н, Танковая
Добавлено: Сб Мар 05, 2011 2:51
Учила читать я старшего сына только одним способом - в доме все все время читают.
В его 12 лет он считает чтение - лучшим занятием в мире.
Младшему - 3 года и когда он не может допроситься, чтобы ему почитали, или хочет побыть один, он берет книгу и "читает". Я надеюсь, что он уже воспринял "чтение" как способ времяпровождения, то есть - как часть каждого дня.
Какие книги читаю дети? Те, которые есть в доме - а они разные. Да, я подсовываю что-то - смешное, забавное, доброе. Обычно им нравится. Классика? Все придет, если будет любовь к чтению КНИГ, а не комиксов. И я считаю, нет такого закона, что ВСЯ классика должна нравится.
А вообще сын у меня в чтении всеяден был в началке необычайно. Поехали кататься на лыжах, из-за обилия вещей, я разрешила взять 2 тонкие книги. Сын взял (в 7,5 лет) - журнал "Скуби-Ду" и "Детство Ильича". Читал с одинаковым удовольствием. Я спрашиваю - а ты знаешь, кто такой Ильич? Нет, не знает!
Сейчас уже не так. Уже не все книги проходят, иногда говорит - нудно. Так и мне многие книги кажутся нудными! А что, не так?
На сайте с 06.11.10 Сообщения: 23033 В дневниках: 19296 Откуда: Россия))
Добавлено: Ср Мар 09, 2011 13:55
марфушка76
Это просто текст, в который нужно вставить пропущенные слова. Он входит в диагностические комплекты Л.А.Ясюковой, разработанные для школьников (издательство "Иматон, СПб). Могу выложить сюда или написать в личку
_________________ Чтобы жить и радоваться, нужны всего две вещи: во-первых - жить, а во-вторых - радоваться
На сайте с 13.04.09 Сообщения: 1386 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Ср Мар 09, 2011 14:42
Eugene 17
...откуда им знать,если в жизни этих обозов уже нет.
А вот я не соглашусь с таким утверждением. Дети не знают это слово,потому что не читли(ют) русские народные сказки,не знают пословицы и поговорки. Опять же потому что мало читают,и,как следствие,имеют очень узкий кругозор.
Нельзя ограничиваться лишь знанием вещей,окружающих нас в повседневной жизни,здечсь и сейчас. Этак наш словарный запас будет ограничен лишь парой -тройкой сотен слов
В остальном,думаю,Вы правы. Видимо действительно,всему своё время,а сильное давление вызовет лишь противодействие
Добавлено спустя 23 минуты 6 секунд:
Мамюля
Я имела ввиду,что книга даёт пространство для воображения,для осмысления и осознания прочитанного,потому что информация,полученная из книг близка к эмпиричекому опыту человека,так как читающему необходимо осмыслить прочитанное,"переработать" информацию,задействовав для этого свои интеллектуальные ресурсы
Добавлено спустя 6 минут 20 секунд:
olen
Цитата:
Так и мне многие книги кажутся нудными! А что, не так?
Да,так. Дело только в том,чтобы нудными казались лишь некоторые кнаги ,а не все,отличающиеся от комиксов.
Добавлено спустя 3 минуты 15 секунд:
Леся:)) писал(а):
марфушка76
Это просто текст, в который нужно вставить пропущенные слова. Он входит в диагностические комплекты Л.А.Ясюковой, разработанные для школьников (издательство "Иматон, СПб). Могу выложить сюда или написать в личку
Спасибо
Полагаю,что необходимо выложить именно сюда,потому что это будет интересно не только мне,а всем,кого волнует эта тема
На сайте с 29.08.10 Сообщения: 19111 В дневниках: 6887 Откуда: Омск
Добавлено: Ср Мар 09, 2011 16:46
марфушка76
Я абсолютно согласна с вами, что
Цитата:
Нельзя ограничиваться лишь знанием вещей,окружающих нас в повседневной жизни,здечсь и сейчас. Этак наш словарный запас будет ограничен лишь парой -тройкой сотен слов
Конечно кругозор расширяется при помощи книг, однако незнание слова "обоз", на мой взгляд, не так уж критично. Не могу я что-то вспомнить сказок и поговорок с этим словом. Скорее его значение приходит к детям из классической литературы. Поэтому отсутствие у детей представления именно об обозе, я бы не стала приравнивать к культурной недоразвитости. Это скорее следствие того, что они еще мало прочитали книг о прошлом (классику и т.п.). А вот если взрослый человек не знает, тогда можно и призадуматься....Но с выводами тоже я бы не спешила. Вот если помимо "обоза" не знает "онучи", "овин", "армяк", то тогда...
На сайте с 12.09.08 Сообщения: 1644 В дневниках: 5637 Откуда: Новосибирск, Кировский р-н
Добавлено: Ср Мар 09, 2011 18:52
марфушка76 писал(а):
Мамюля
Я имела ввиду,что книга даёт пространство для воображения,для осмысления и осознания прочитанного,потому что информация,полученная из книг близка к эмпиричекому опыту человека,так как читающему необходимо осмыслить прочитанное,"переработать" информацию,задействовав для этого свои интеллектуальные ресурсы
А чего вы: ?
Я специально тут, чуть выше, оставила собственный ляп в разговоре с вами. На видном месте. И ничего, даже не , что по усталости прочитала между строк и мимо букв.
У меня ещё вопрос: если вашу фразу, адерсованную мне, прочтёт дочь - она поймёт, что мама сказала?
Считаю что вопрос по теме: мы же именно о проблемах с чтением говорим, как они выглядят, к чему ведут и как их решать.
На сайте с 06.11.10 Сообщения: 23033 В дневниках: 19296 Откуда: Россия))
Добавлено: Пт Мар 11, 2011 16:00
марфушка76
Выкладываю обещанный тест. Его могут выполнять дети с 1 по 6 класс. Нужно вставить пропущенные слова в следующий текст:
Цитата:
Скоро она зашла в самую чащу _________. Ни одна ________ не залетала сюда, ни единый __________ не проникал сквозь ____________ ветви. Высокие стволы ___________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ___________, что Элиза ___________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого _________ , попадавшего ей __________ ноги. Никогда еще Элиза ____________ в такой глуши.
Обработка и интерпритация результатов под спойлером (копирую текст Ясюковой полностью)
Скрытый текст:
Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.
Ключ к тесту навыка чтения:
1 - леса
2 - птица, птичка
3 - луч света, лучик, луч, звук
4 - густые
5 - стояли, деревьев стояли, встали
6 - тихо
7 - слышала
8 - листа, листочка, листика
9 - под
10 - не бывала, не была, не ходила
За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум - 10), которая сравнивается с нормативными данными (Приложение 1) для определения уров¬ня (зоны) развития навыка чтения. Каждая из выделенных зон ха¬рактеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).
От 0 до 3 - Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно восприни¬мать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и по объему не пре не читает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объе¬му тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляю¬щей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все пред¬ложение может пониматься неверно. Смысл длинных предло¬жений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, до¬бираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начи¬нались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприя¬тие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может вос¬принимать последовательность букв, так как они зрительно сли¬ваются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности на¬выка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при спи¬сывании текстов, так как не может пользоваться смысловым кон¬тролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложе¬ния и сочинения не может писать совсем.
От 4 до 6 - Средний уровень. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл пред¬ложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тек¬сты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает лег¬ко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длин¬ные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использу¬ет свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается угадать его содер¬жание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (не¬соответствие «подстановки» и реального текста он обычно не за¬мечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набо¬ром речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литератур¬ных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кус¬ками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опус¬кает распространенные описания природы или философские рас¬суждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целост¬ного представления о содержании, и книга становится неинтерес¬ной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фан¬тазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержани¬ем: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются толь¬ко события и разговоры. Общий фон не вполне осознано опреде¬ляется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны вариан¬ты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пун¬ктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно по¬строенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктан¬тах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» при¬вычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «боль¬шой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, кра¬сивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.
От 7 до 9 - хороший уровень. Единицей воспри¬ятия текста является целое предложение, смысл которого ребе¬нок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удоволь¬ствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пони¬манием могут возникать только из-за ограниченного словарно¬го запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведом¬ленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хоро¬шем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.
10 – высокий уровень. Чтение бег¬лое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литератур¬ные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении ребенок не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, ха¬рактерные для того или иного автора. Закладывается база гума¬нитарных и лингвистических способностей, формируется лите¬ратурный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамот¬ность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет негра¬мотно, то тому имеются другие причины.
Следует помнить, что для отработки и укрепления навыка чтения требуются годы. Даже при постоянном и интенсивном чте¬нии он автоматизируется только к 6-7 классу. Если ребенок в средней школе (когда его уже не заставляют родители) перестает читать, то не устоявшийся навык может деградировать. В этом случае и тестирование показывает более низкие результаты, чем были у ребенка в начальных классах. Разрушение навыка чтения будет порождать проблемы, соответствующие тому уровню, до кото¬рого он опустится.
Для исправления дефективного навыка чтения в первую оче¬редь должно быть обеспечено понимание того, что ребенок чи¬тает. Следовательно, тексты должны быть короткими (три-четы¬ре предложения), фразы простыми, слова знакомыми, шрифт крупным, желательно наличие картинки, из которой можно по¬нять содержание текста. Сам текст должен быть для ребенка ин¬тересен. Всеми этими качествами обладают только комиксы и рекламные проспекты, на которых лучше всего и учатся дети пра¬вильно читать. Не следует предлагать «букварные» тексты или литературную классику, так как первые скучны, а вторые непонят¬ны. Не следует предлагать стилизованные «псевдорусские» ко¬миксы, так как лубочные иллюстрации детям тоже непонятны. Они должны получать те комиксы, которые им хотелось бы прочесть, главное, чтобы они читали как можно больше. Не надо вставать в позу и говорить, что таким образом мы формируем у ребенка дурной литературный вкус. Если он сейчас не научится читать, то в жизни не возьмет в руки ни одной книги, и тогда ни о каком литературном вкусе вообще говорить не придется.
Что бы детям ни приходилось читать (тексты параграфов в учебнике, условия задачки, подписи под картинками в комиксах), нельзя требовать от них громкого чтения вслух. Нужно предоста¬вить возможность читать молча, «глазами», или пришептывая, как кому удобно. Дело в том, что озвучивание (чтение вслух) и осмысливание (понимание написанного текста) - две независи¬мые, параллельно осуществляемые операции. При беглом чте¬нии они «сливаются», и кажется, что понимание происходит од¬новременно с произношением. (Но попробуйте громко вслух прочесть газетную передовицу или незнакомый научный текст. Пересказать смысл прочитанного будет очень сложно. Он как бы ускользает. Вам придется еще раз пробежать текст глазами, что¬бы выделить в нем основные смысловые моменты. Чтение про себя позволяет сразу понимать смысл, и затруднений с переска¬зом не возникает.) Когда ребенка заставляют читать вслух, то ему не удается распределять внимание и параллельно осуществлять обе операции, и он выполняет только ту, которую от него требу¬ют. Ребенок обучается озвучиванию без понимания. Когда его просят рассказать, о чем он прочитал, он оказывается не в со¬стоянии этого сделать. (Ребенок обычно искренне возмущается, ведь он уже прочитал, что же еще можно требовать.)
Мы предлагаем использовать следующий метод коррекции навыка чтения. С ребенком можно заключить соглашение: роди¬тели обязуются читать ему то, что требуется по школьной про¬грамме, если он будет читать то, что ему интересно, но обяза¬тельно каждый день и чтобы суммарный объем был не меньше половины страницы (в первые дни, а постепенно и больше). Пусть ребенок выберет что-нибудь попроще и покороче (те же комик¬сы) и разбирает молча и медленно, лишь бы дошел до смысла Пусть спрашивает, и ему следует объяснять, что обозначают слова, которые ему непонятны. Когда он объявит, что все прочитал не надо заставлять пересказывать или читать вслух. Если он что-то захочет рассказать, пусть расскажет. Если нет, то задайте про¬стейшие вопросы (кто это был, что делал, куда пошел, кого встретил и т. п.) и, обсудив таким образом прочитанный текст, убедитесь, что ребенок его понял. В день он должен разбирать несколько комиксов, при этом его надо обязательно хвалить. В нашей прак¬тике дети обучались полноценному чтению, то есть пониманию печатных текстов, в течение двух недель. После этого они сами переходили к чтению учебников. Литературные тексты еще какое-то время должны им читать родители, но дети в это время обяза¬ны читать почти равноценные объемы того, что им нравится.
Если для ребенка характерна перестановка слогов и букв, когда последующие слоги он произносит раньше, чем те, кото¬рые идут сначала, то нужно разрешить ему водить пальцем по тексту при чтении (несмотря на то, что он учится уже в 3 или в 5 классе) до тех пор, пока он сам от этого не откажется. Читать при этом, тем не менее, нужно молча или тихо шепотом и не торо¬питься. Такие перестановки часто характерны для плохо читаю¬щего ребенка, если он левша или переученный левша. Причина подобных странностей чтения в том, что для левши удобно и при¬вычно производить действия справа налево (а не слева направо, как для «правши»). При зрительном восприятии человеческий глаз не движется плавно по тексту, а перемещается скачками, и в поле восприятия одномоментно оказывается несколько слогов или слово, которые и анализируются. Тексты нам всем приходится читать слева направо. Те, кто привык «действовать слева напра¬во», никаких неудобств не ощущают и продолжают совершать ана¬лиз в привычном для них направлении. Левша же в выделенном для анализа «куске» может, не отдавая себе в этом отчета, совер¬шать привычные для него микродвижения, но они имеют направ¬ленность обратную тому, как надо читать текст.
После того, как ребенок будет легко понимать то, что он чи¬тает, можно переходить к исправлению неграмотности. Для это¬го двухнедельного срока будет уже недостаточно. На обучение грамотному письму в школе отводится 8 лет. Поэтому в данном пособии мы и не будем пытаться приводить какие-либо частич¬ные рекомендации. Родители должны быть готовы к тому, что исправить неграмотное письмо значительно сложнее, чем обу¬чить грамоте. Когда ребенок научится читать, у него появится хотя бы надежда на успех.
Одна из сложностей при исправлении неграмотности зак¬лючается в том, что если ребенок в течение нескольких лет пишет «как получается», то у него формируются визуально-графичес¬кие шаблоны и двигательные автоматизмы неправильного напи¬сания слов, избавиться от которых бывает очень сложно, поскольку они имеют тенденцию проявляться как бы сами собой, как только снижается сознательный контроль. Иногда неправильные напи¬сания становятся настолько привычными, что ребенку даже в го¬лову не приходит проверить, так ли на самом деле пишется.
Можно еще несколько слов сказать о традиционном методе преодоления неграмотности посредством переписывания тек¬стов. Его обычно рекомендуют и логопеды, и педагоги. Следует помнить, что он может принести некоторую пользу только в том случае, если ребенок умеет бегло читать (а не просто озвучивать тексты, не понимая их смысла) и сам хочет преодолеть негра¬мотность. Если его заставляют переписывать книжки «из-под палки», положительного результата не будет. Внутреннее неприя¬тие, отвержение работы приводят к тому, что, выполняя ее меха¬нически и с отвращением, ребенок как бы вообще не восприни¬мает то, что он делает, и поэтому у него не фиксируется и не за¬поминается грамотное написание слов.
Если ребенок не умеет (или почти не умеет) читать, но усер¬дно переписывает тексты, то может натренироваться не допус¬кать ошибок при списывании. Однако грамотно писать диктан¬ты, изложения или сочинения он все равно не сможет. В нашей практике бывали такие случаи, когда дети в целом учились хоро¬шо, грамотно выполняли письменные работы на иностранном язы¬ке, и только с русским языком у них были проблемы. Постарав¬шись, они довольно быстро добивались безошибочного копи¬рования, но это нисколько не помогало им при написании дик¬тантов и изложений - в этих случаях безграмотность оставалась абсолютной. Учителям и родителям не приходило в голову, что ным только в том случае, если удавалось обучить ребенка бегло¬му чтению. Когда он сам начинал с удовольствием читать книги, то укрепление безошибочного письма шло быстрее. Важно и от¬ношение ребенка к русскому языку: если это отношение пренеб¬режительное, как к второстепенному предмету, то грамотность оказывается недостижимой, даже когда навык чтения становится полноценным.
_________________ Чтобы жить и радоваться, нужны всего две вещи: во-первых - жить, а во-вторых - радоваться
На сайте с 29.08.10 Сообщения: 19111 В дневниках: 6887 Откуда: Омск
Добавлено: Пт Мар 11, 2011 16:58
Леся:))
Спасибо большое. Очень интересно.
Особенно согласна со словами:
Цитата:
Они должны получать те комиксы, которые им хотелось бы прочесть, главное, чтобы они читали как можно больше. Не надо вставать в позу и говорить, что таким образом мы формируем у ребенка дурной литературный вкус. Если он сейчас не научится читать, то в жизни не возьмет в руки ни одной книги, и тогда ни о каком литературном вкусе вообще говорить не придется.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах