|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
helga64
СОискатель
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7151 В дневниках: 8048 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
|
Добавлено: Вс Мар 28, 2010 13:50 Заголовок сообщения: Про познавательную активность детей |
|
|
Источник: http://ludmilapsyholog.livejournal.com/43820.html
" Про познавательную активность: ленивый родитель -- шанс ребенка на нобелевку
Я тут в процессе бурного обсуждения много кому чего понаобещала написать, хотя не очень понимаю, когда. Ну, постепенно как-то.
Про познавательную активность (по простому -- любознательность) спрашивали, как же ее, родимую, развивать, если в школе с этим так грустно. Здесь, с одной строны, вроде ничего не надо специально делать, с другой -- много чего надо.
Попробую объяснить.
Проводили такой эксперимент, как раз про познавательную активность. Маму с ребенком дошкольного возраста приглашали а кабинет, полный всяких развивающих игр и вообще интересных и малопонятных штуковин. Потом экспериментатор извинялся, говорил, что ему надо совсем не надолго отойти и предлагал чувствовать себя в кабинете "как дома", говорил, что можно "посмотреть пока, что у нас тут есть". И уходил. Но недалеко, коварный, а за стеночку, где было особое зеркало, с одной строны как зеркало, с другой -- прозачное, его часто используют для опытов над людьми психологических экспериментов.
Через окошко-зеркало он наблюдал, чем заняты мама с ребенком. Основных типа поведения было четыре:
1. Мама грозно шикала на ребенка, чтобы "сидел смирно, ничего не трогал" и они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста. Если ребенок пытался что-то взять, мама одергивала.
2. Мама доставала из сумки журнальчик и погружалась в чтение, на ребенка внимания не обращала. Он, постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать, крутить и т. д.
3. Мама воодушевлено говорила ребенку: "Смотри, какие хорошие игры!" И начинала показывать ребенку и объяснять, как в них играть.
4. Мама, забыв нафиг про ребенка, с азартом хватала то одну игру, то другую и пыталась вникнуть, что это и зачем. Ребенок сам по себе тоже все хватал и рассматривал.
Потом психолог возвращался в комнату и проводил с помощью специальной методики тестирование уровня познавательной активности у ребенка. Отгадайте, у детей из какой группы оказались лучшие результаты?
Самые высокие показатель были у деток самых любознательных мам, из 4 группы.
Затем шли дети мам-пофигисток из 2 группы. И гораздо худшие реультаты были у тех, кому все запрещали и у тех, кем руководили (честно говоря сейчас не вспомню, кто из них был большим аутсайдером, но разрыв между теми двумя и этими двумя группами был большой)
Мораль очевидна. Не надо никак особо эту самую познавательную активность развивать. Если ребенок живет в богатой, интересной, интригующей среде, а главное -- если самим родителям ВСЕ ИНТЕРЕСНО и они не тупят каждый вечер перед телевизором, то все само прекрасно разовьется. А еслиродители еще ирадуются проявлениям любознательности у ребенка и не отмахиваются от его вопросов, если у них умные и интересные друзья, с которыми они общаются при детях, если у них интересная и любимая работа, о которой они расказывают дома, то все вообще классно. Такая вот чудесная новость для ленивых, но любопытных родителей
Но есть и другое обстоятельство, о которомя уже писала -- познавательная активность не терпит сильного и длительного стресса. Если ребенку очень плохо, страшно, одиноко, ему не до новых знаний. Всем, наверное, приходилось наблюдать: вот ребенок на прогулке весь -- воплощенная познавательная активность. Он наблюдает за гусеницей, воробьем, кошкой. Но время от времени посматривает на маму на скамейке. И вдруг -- мама пропала! Отошла куда-то! Все, мгновенно познавательная активность сворачаивается, и пока мама не найдется и не успокоит, ребенку не до гусениц.
А теперь, представьте, что мамы нет ДОЛГО. Или СОВСЕМ. Что будет с любознательностью? Это хорошо знакомо приемным родителям, которым бывает очень трудно потом реабилитироватьв этом отношении детей, долго пробывших в казеном доме. Но и с домашними детьми такое случается, например, если в доме конфликты, родители скандально разводятся, кто-то в семье страдает алкоголизмом или просто обладает очень тяжелым, вспыльчивым характером, если ребенок постоянно боится осуждения, отвержения, или боится, что не оправдает ожиданий, родители будут разочарованы, расстроятся, заболеют и т.д.
То есть, с другой стороны, очень много всего нужно, чтобы познавательная активность цвела. Нужна любовь родителей, хорошая атмосфера в доме, безопасность, доверие. Чтоб не дергали, не запрещали и чтоб не руководили все время. Но чтоб при этом не в вате держали и были в жизни ребенка неожиданости, приключения и умеренные стрессы.
Как об этом подумаешь, так становится понятно, что в низком уровне любознательности у большинства современных детей виновата совсем не только школа.
И все это, конечно, требует большой работы, хотя и не в том смысле, в каком думают родители "посвятившие ребенку всю жизнь". Думать, чувствовать, хотеть, стараться понимать ребенка, а не жить его жизнь за него, осознанно строить отношения в семье, без агрессии и постоянной борьбы за власть, не опускаться, не останавливаться в развитии.
Как-то так."
======================================================
И сразу - кое-что из комментариев:
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Читатель: "Тут одна тонкость, получается, что детский сад - тоже подавляет познавательную актвность, просто в силу того, что стресс разлуки с мамой есть."
Людмила Петрановская: "Умереный стресс полезен. Если ребенку больше 3 и в садике не гнобят, то это нормально. Хотя есть дети, которые и после 3 мучительно переносят, тогда да.
Занятия садиковские, конечно, засада. Но там, в отличие от школы, у детей все же остается время для свободной игры."
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Ч: "А что вы скажете про детей, у которых родители совсем пофигисты? В смысле, что 99% свободного времени ребенок развлекает себя сам? Я не для поспорить, интересна просто ваша точка зрения."
ЛП: "Ну, жизнь не состоит же из одних развлечений. Если родители не помогают в трудную минуту, не утешают, не защищают, то это как раз ситуация постоянного стресса и ничего хорошего не будет.
Если не про развлечения, то детям очень важно участвовать в деятельностиродителей. Например, готовить с мамой или чинитьмашину с папой. Это развивает лучше всяких игр.
А еще возраст важен. Вспомните книжки Даррелла про его детство, или "Вино из одуванчиков", или "Тома Сойера" -- мальчишкам мама (тетя) была нужна, чтоб кормила и чтоб была. А так целый день -- не очень. Но это 9-10 лет, в 5-то все иначе."
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ч: "Спасибо. Теперь буду объяснять, что это очень полезно, когда по вечерам папа не сидит с детьми, а работает
Несколько вопросов:
Если ребёнок приносил игру и спрашивал о ней маму, то к какой группе это относилось?
Насчёт четвёртой группы. Насколько важна генетика, а насколько личный пример?
И почему считаются ограниченными (в смысле неортодоксальности взгляда) японцы, которым (по слухам) до шести лет абсолютно всё разрешают?"
ЛП: "Генетически познавательная активность не передается, по крайней мере, на сегодняшний момент так считается. Все здоровые дети в нормальных условиях любопытны, и в любом это можно убить.
Японцы не то, Чтобы все разрешают, просто они (вполне разумно) не пытаются раньше времени прибегать к "дистанционному управлению" (это когда мама сидит на скамейке и орет через всю площадку своему двухлетке: "Не лезь туда, я сказала!"Он, ес-сно лезет, пока она наконец не встанет, не подбежит и не отлупит "за непослушание") Мама-японка не работает и полностью занимается детьми, она, как тень,неотступно следует за ребенком и сама мягко его не пустит куда не надо, обняв или переключив внимание. Но это не значит, что ее можно не послушаться, ни в коем разе. Не говоря уже об отце.
В Японии другая проблема -- очень жесткий прессинг социума. Там родителям крышу сносит, если пятилетку не взяли в престижный садик, а десятилетний не сдал крутые экзамены." |
|
Вернуться к началу |
|
|
Simfonia
Академик
На сайте с 28.07.07 Сообщения: 23997 В дневниках: 34 Откуда: Ekaterinodar Kuban - Nsk Syberia
|
|
Вернуться к началу |
Благодарностей:
(1) |
|
|
|
Я, папа и печенявки
Профессор
На сайте с 01.07.09 Сообщения: 5441 В дневниках: 216 Откуда: Новосибирск
|
|
Вернуться к началу |
|
|
helga64
СОискатель
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7151 В дневниках: 8048 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
|
Добавлено: Вс Мар 28, 2010 16:40 |
|
|
Уфф , я рада, что в этом раздле форума сиб-родители увидели пользу в статьях Людмилы Петрановской.
Simfonia и Я, папа и печенявки, спасибо за отклики. А то после топиков в разделе "Школа" грустно стало . |
|
Вернуться к началу |
|
|
SW
Профессор
На сайте с 28.02.07 Сообщения: 6371 В дневниках: 33
|
Добавлено: Вс Мар 28, 2010 16:53 |
|
|
А эта статья совсем другая, здесь всё логично, нет передержек и демогогии, нет сомнительных сравнений и публицистического запала, интересно.
А то я никак не могла понять, что её так расхваливают (ЛП) |
|
Вернуться к началу |
|
|
helga64
СОискатель
На сайте с 13.01.06 Сообщения: 7151 В дневниках: 8048 Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова Карта № 021286
|
Добавлено: Вс Мар 28, 2010 21:11 |
|
|
SW писал(а): | А эта статья совсем другая, здесь всё логично, нет передержек и демогогии, нет сомнительных сравнений и публицистического запала, интересно.
А то я никак не могла понять, что её так расхваливают (ЛП) | Да она (Людмила П.) вообще очень здравая и замечательная! Она приезжала к нам сюда (по теме приёмных детей), и я имела счастье посидеть с ней за одним столиком и пообщаться в НИИКуД"е". На редкость спокойная и уравновешенная женщина. И - мудрая. ...
Добавлено спустя 3 часа 56 минут 52 секунды:
Ещё из комментариев:
Ч: "Я несколько лет работала педагогом в группе "Вместе с мамой" для детей от о до 3х лет. Там на низких полочках в открытом доступе стояло много-много игрушек-развивалок. Все эти модели поведения были видны и там. За исключением пожалуй первой, потому что все-таки туда приходили мамы с желанием позаниматься таки с ребенком. Больше всего было мама, которые старались таскать ребенка по группе за собой и усаживать заниматься тем, что им самим показалось интересным. Как вариация - ребенка отпускали и шли смотреть, что тут у вас есть. Ребенок увлекался чем-то своим, но мама поминутно его дергала с криком "Смотри, как тут интересно", не давая ни на чем сосредоточиться. Ну и самое сложное для мама было наблюдать за ребенком. Вечно они жаловались мне, что их ребенкок только дурью мается и ничего нового не узнал. И буквально в ту же секунду я разворачивала маму и тихонько показывала на ребенка - а ребенок, наконец оказавшись один без маминой руководящей роли, очень активно и совершенно целенаправленно занимался.
Справедливости ради скажу, что многим мамам просто не хватает элементарных знаний. Они не со зла так:)"
ЛП: "Или еще пяти детей и парочки работ. Тогда само все получается по науке "
Ч1: "+100 Причем-не задумываясь!" |
|
Вернуться к началу |
|
|
Варя
Первый класс вторая четверть
На сайте с 06.02.06 Сообщения: 630 В дневниках: 100 Откуда: Новосибирск, метро Студенческая
|
Добавлено: Пн Мар 29, 2010 0:50 |
|
|
Цитата: | Самые высокие показатель были у деток самых любознательных мам, из 4 группы.
Затем шли дети мам-пофигисток из 2 группы. |
Я, наверное, ко второму типу больше отношусь. Не знаю, заинтересовали бы меня игрушки - смотря какие.
Но вот дочке плевать на гусениц!
И в игрушки играть не особо стремится.
Зато очень интересовалась всегда людьми. Всегда терлась между людей, а не игрушек. Пока не родили ей сестру, пришлось завести кота - вот это была та самая игрушка, что надо! Живая.
а теперь есть еще одна - сестра.
Вот младшая любит играть в игрушки и все время пытается к ним привлечь старшую.
интересно, что бы показал тот тест для обеих._________________
Я не хочу, чтобы мои дети были как все или лучше других.
Я хочу, чтобы они были счастливы. |
|
Вернуться к началу |
|
|
ЗайчЮля
Школьные годы
На сайте с 13.01.10 Сообщения: 1235 В дневниках: 8 Откуда: Дзержинский район
|
Добавлено: Пн Мар 29, 2010 10:01 |
|
|
Я тоже считала, что 3-ий тип самый оптимальный, даже не задумывалась что можно по-другому. Прочитав статью абсолютно совсем согласна .
Открыли глаза, как говорится, спасибо |
|
Вернуться к началу |
|
|
SW
Профессор
На сайте с 28.02.07 Сообщения: 6371 В дневниках: 33
|
Добавлено: Пн Мар 29, 2010 11:24 |
|
|
ЗайчЮля писал(а): | Я тоже считала, что 3-ий тип самый оптимальный, даже не задумывалась что можно по-другому. Прочитав статью абсолютно совсем согласна .
Открыли глаза, как говорится, спасибо |
Тут важно не переусердствовать. Я ходила с детьми на занятия по системе монтесори, там была комната, заполненная пособиями, и ребёнки там были предоставлены сами себе, а их мамы участвовали в этих занятиях как хотели. Так вот собственной познавательной активности детей хватало не надолго. Они быстро теряли интерес к новой игрушке или бросали её, как только у них что-то не получалось. Через 10 минут дети, чьи мамы не играли вместе с ними, просто носились по комнате. Наверное, они тоже вынесли с этих занятий что-нибудь ценное, а мы с МАшиком освоили все пособия, к 2 годам научились считать до 100 и складывать в пределах 20 |
|
Вернуться к началу |
|
|
Noni
Профессор
На сайте с 26.10.09 Сообщения: 3369 В дневниках: 1610
|
Добавлено: Пн Мар 29, 2010 15:42 |
|
|
SW писал(а): | Через 10 минут дети, чьи мамы не играли вместе с ними, просто носились по комнате. |
в том-то и дело чтобы не переусердствовать ни в ту ни в другую сторону.ведь в статье говорится о любопытных родителях,а мамочки на занятиях явно сами не любопытствовали. мы тоже ходим в центр развития где сразу оговаривается,что дети до 2.5лет занимаются вместе с мамой,тк для ребенка очень важно мамино отношение и оценка происходящего. но есть мамочки,которые как только ре привык к педагогу перестают заниматься и скучают /болтают в уголочке. их дети тоже перестают заниматься,даже любимые задания увлекают их ненадолго,дети начинают всеми способами привлекать внимание мам.но это специфика малышей до 3х лет.
с другой стороны мамочки,которые всеми силами(порой в прямом смысле слова) привлекают внимание ребенка к занятию -постоянно жалуются,что их детям ничего не интересно и они не умеют занимать себя сами игрой!!!_________________
ПОДГОТОВКА К РОДАМ, ПОСЛЕРОДОВОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ 8 913 780 58 45 |
|
Вернуться к началу |
|
|
SW
Профессор
На сайте с 28.02.07 Сообщения: 6371 В дневниках: 33
|
Добавлено: Пн Мар 29, 2010 15:51 |
|
|
Noni писал(а): |
в том-то и дело чтобы не переусердствовать ни в ту ни в другую сторону.ведь в статье говорится о любопытных родителях,а мамочки на занятиях явно сами не любопытствовали. мы тоже ходим в центр развития где сразу оговаривается,что дети до 2.5лет занимаются вместе с мамой,тк для ребенка очень важно мамино отношение и оценка происходящего. но есть мамочки,которые как только ре привык к педагогу перестают заниматься и скучают /болтают в уголочке. их дети тоже перестают заниматься,даже любимые задания увлекают их ненадолго,дети начинают всеми способами привлекать внимание мам.но это специфика малышей до 3х лет.
с другой стороны мамочки,которые всеми силами(порой в прямом смысле слова) привлекают внимание ребенка к занятию -постоянно жалуются,что их детям ничего не интересно и они не умеют занимать себя сами игрой!!! |
Совершенно согласна! Больше того, то что хорошо одному ребёнку, совсем не подходит другому. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Simfonia
Академик
На сайте с 28.07.07 Сообщения: 23997 В дневниках: 34 Откуда: Ekaterinodar Kuban - Nsk Syberia
|
Добавлено: Пн Мар 29, 2010 16:23 |
|
|
Цитата: | Через 10 минут дети, чьи мамы не играли вместе с ними, просто носились по комнате. | мне кажется это совершенно нормальным. В 2-3 года занятие должно длится 5-15 минут, а не 1,5 часа, как было у нас в монтессори. Чем не понравилась система монтессори, так тем, что она дает переутомление детям по максимуму, поспрашивала других, то же самое. Ну куда это 1,5 часа занятий в 1,5 года И еще мне кажется монтессори для спокойных детей, живым детям не подходит эта программа. Мы пошли на следующий год в обыкновенный развивающий центр, там все удачно складывалось. Но, занятия 50-55 минут иногда даже слишком кажется._________________ -Сколько вам лет?
-Так каждый год по разному. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Чеширская Кошка
Профессор
На сайте с 22.11.03 Сообщения: 9341 В дневниках: 359 Откуда: Новосибирск
|
Добавлено: Вт Мар 30, 2010 12:22 |
|
|
Цитата: | И еще мне кажется монтессори для спокойных детей, живым детям не подходит эта программа. |
соглашусь когда ходила со спокойной дочей, мне казалось "ну надо же, как всё продумано замечательно, как раз именно то, что нравится ребенку" и не понимала, почему многим не нравится...Потом поняла, когда пришла с активным не в меру мальчиком ему это всё до фонаря встал и побежал бегать, прыгать, кувыркаться. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Simfonia
Академик
На сайте с 28.07.07 Сообщения: 23997 В дневниках: 34 Откуда: Ekaterinodar Kuban - Nsk Syberia
|
|
Вернуться к началу |
|
|
ПелагеJ
Первый класс вторая четверть
На сайте с 01.03.10 Сообщения: 729
|
Добавлено: Чт Апр 15, 2010 13:07 |
|
|
Не обязательно мама, но заинтересованный взрослый должен быть с ребенком. И еще. Мне кажется, не мамы должны погружаться в мир детей с их игрушками и кубиками, а дети в мир взрослой мамы - с ее готовкой, шитьем, рисованием по ткане, вышивкой, выращиванием цветов и многими другими полезными занятиями. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|