Новости сайта и форума Sibmama 
[Стихи для детей]
ПАСХУ РАДОСТНО ВСТРЕЧАЕМ: 8 ПАСХАЛЬНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ
Детская мебель недорого
Какой смысл имеет фраза "Надо стараться!"
Психолого-лингвистическое исследование отношений

На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Воспитание детей. Семейные отношения
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Июл 15, 2011 12:53     Ответить с цитатой

Да, наверное, в ряде контекстов так и есть.

Спасибо Вам за пояснение.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Мамюля
Профессор
Профессор

На сайте с 12.09.08
Сообщения: 1644
В дневниках: 5539
Откуда: Новосибирск, Кировский р-н
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Июл 15, 2011 17:14     Ответить с цитатой

Хмммм....
Так примерно:
- Надо стараться, сынок, чтобы буковки все были ровные и промежутки между ними одинаковые.
(две с половиной минуты спустя)
- Мам, ну вот! Я сделал!
(куролапые каракули всех размеров и фасонов)
- Мам, можно я пойду гулять?
Вот дальше интересна реакция мамы.... Возможны варианты.

Ещё интересная разница между позициями: родитель-учитель-тренер.
Это разные совершенно роли и виды деятельности. Юлька ужасно злится, когда ей кажется, что я веду себя как учительница.

Ничего, что я тут думаю вслух? :-)
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Июл 16, 2011 12:39     Ответить с цитатой

Цитата:
Ещё интересная разница между позициями: родитель-учитель-тренер.
Фраза "Надо стараться" - элемент пофессионального сленга? Или даже след професиональной деформации человека, призваного, побужать людей прикладыть усилия?

Это интересная мысль. Надо ее подумать.

Ели бы Вы ее не подумали здесь вслух, никто мог о нй не узнать :)
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Мамюля
Профессор
Профессор

На сайте с 12.09.08
Сообщения: 1644
В дневниках: 5539
Откуда: Новосибирск, Кировский р-н
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Июл 16, 2011 14:11     Ответить с цитатой

АнечЬка писал(а):
Цитата:
Ещё интересная разница между позициями: родитель-учитель-тренер.
Фраза "Надо стараться" - элемент пофессионального сленга? Или даже след професиональной деформации человека, призваного, побужать людей прикладыть усилия?


Для учителя я это вижу именно как некрасивую профдеформацию: Если все мои ученики будут достаточно прилежны, они все смогут освоить материал в заданные сроки в должном объеме. Или не все, а только те, кого я считаю (назначил) "способными". Тебя я назначил способным, ты не справился, ты не оправдываешь мои ожидания. Надо стараться!

Для тренера все будет немного иначе. Есть такое словосочетание "осознанный тренинг вне зоны комфорта". Спорт, музка, танец. Тебе нужен этот навык? Тогда выключи голову, слушайся "сенсея", паши и не чирикай. Надо стараться. Нормальный, кстати, подход. Если навык действительно нужен, а у "сенсея" квалификация достаточная.

Родитель может выбрать ребенку учителя и (или) тренера. Может нормально с ними сотрудничать. Но железно должен находится на стороне ребенка. Всегда. Не стараться, а быть. Родителем. М?
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Леся:))
Академик
Академик

На сайте с 06.11.10
Сообщения: 23033
В дневниках: 18725
Откуда: Россия))
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Июл 16, 2011 18:28     Ответить с цитатой

АнечЬка писал(а):
Леся:)), добрый день!

Получилось уточнить?

Он мог слышать что-то третье или даже четвертое, совсем не пришедшее нам в голову :)


Уточнила :-) Говорит, что как-то особо не обращает внимания на фразу "Постарайся!" и никаких эмоций она не вызывает :haha:
_________________
Чтобы жить и радоваться, нужны всего две вещи: во-первых - жить, а во-вторых - радоваться

Будьте реалистами - требуйте невозможного!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Июл 16, 2011 21:00     Ответить с цитатой

Леся:)), спасибо :)

Мамюля
Да, теоретически родитель - это тот, кто всегда на стороне ребенка. Но практически в это идеальное воплощение много чего вмешивается. Например, желание выглядеть хорошим родителем. А хороший родитель это какой родитель? И здесь открывается широкое поле для фантазий: это, возможно, строгий родитель - тогда только услышав, что ребенок недостаточно старается, ух, чего я сейчас ему воспитательно устрою!

Возможно, это компетентный родитель, который находится на острие педагогической мысли вместе с педагогом, а не с ребенком...

Возможно, это родитель, требующий уважения и знающий чего надо и как правильно, тогда родитель знает, что надо стараться, а уж как именно - задача ребенка...

С тренером здесь очень тонкая грань, мне кажется, нахождения баланса между длиной пути за грань комфорта и высотой квалификации тренера.

Про учителей, к сожалению, очень близко к реальности и распространено. Хотя и здесь бывают исключения, например, когда учитель вместе с ребенком сражаются с каким-нибудь типом задач. Задачи ребенку не даются, учитель поддерживает: надо еще чуть-чуть постараться и получится, почти уже получилось! Учитель и ученик на одной стороне против неподдающейся задачи.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Мамюля
Профессор
Профессор

На сайте с 12.09.08
Сообщения: 1644
В дневниках: 5539
Откуда: Новосибирск, Кировский р-н
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Июл 17, 2011 0:55     Ответить с цитатой

АнечЬка писал(а):
Про учителей, к сожалению, очень близко к реальности и распространено. Хотя и здесь бывают исключения, например, когда учитель вместе с ребенком сражаются с каким-нибудь типом задач. Задачи ребенку не даются, учитель поддерживает: надо еще чуть-чуть постараться и получится, почти уже получилось! Учитель и ученик на одной стороне против неподдающейся задачи.

Ох, ну нельзя же мне такие картины перед сном... У меня же шерсть дыбом поднимается.

В моих шаблонных представлениях дело обстоит так.

Если тип задач не дается, учитель обязан объяснить, как именно этот тип задач решается.
А потом уже "давай-давай" и "ещё чуть-чуть" и "ну вот уже почти": сорок штук однотипных задач на закрепление навыка. Тут уж без старания и усердия никуда. Это точно. Муштра дело хорошее, хоть и нудное.

Есть ещё такая канитель для детей постарше: навести на нужную мысль, не рассказывая все решение. Тогда: смелее, у тебя получится, да не паникуй ты раньше времени, глянь вот сюда - тут есть лазейка, чтобы решить эту громоздкую штуку не в сорок два действия, а в четыре, догадаешься, как? Да не старайся ты так, чего ты лоб морщишь? Расслабься. Тут же просто все. Увидел, да? Правда, изящно? Да ты головастый, однако. Хочешь ещё вкусную задачку?

Но сражаться с задачей, которая не поддается - это выше моего понимания.
Что она, Волан-д-Морт, что ли? Мировое зло в циферках?

По-моему, вот тут и случаются путаницы с "надо стараться". Путаница между тренингом-муштрой и объяснением-анализом-осмыслением.

За три типа родительских граблей спасибо.
За желание выглядеть хорошим родителем - тоже. Я себя на эту тему регулярно гоняю поганой метлой: чего мне надо, быть или выглядеть. Особенно противно, когда выглядеть хочется в собственных глазах. Очень важно ребенку в глаза в этот момент посмотреть. И успеть остановиться. А то идеалы-то дело хорошее, а реальность то вот она - носом шмыгает.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Июл 18, 2011 11:37     Ответить с цитатой

Добрый день, Мамюля
!

Цитата:
Путаница между тренингом-муштрой и объяснением-анализом-осмыслением.
Возможно. И тогда если учитель занимается муштрой после анализа и объяснения, то по сути, сближается с тренером, ведущим тренинг за пределами зоны комфорта - и это осознанный выбор родителя и педагога применительно к ребенку. Как и тренер сначала показывает навык, а только затем требует его отработки до блеска. Точнее, хорошо, если это осознанный выбор. Тогда надо стараться становится вполне уместным?

Родительских граблей скорее всего гораздо больше, это первые, которые пришли в голову, может быть, наиболее часто встречающиеся.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Мамюля
Профессор
Профессор

На сайте с 12.09.08
Сообщения: 1644
В дневниках: 5539
Откуда: Новосибирск, Кировский р-н
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Июл 18, 2011 18:35     Ответить с цитатой

АнечЬка писал(а):
И тогда если учитель занимается муштрой после анализа и объяснения, то по сути, сближается с тренером, ведущим тренинг за пределами зоны комфорта - и это осознанный выбор родителя и педагога применительно к ребенку. Как и тренер сначала показывает навык, а только затем требует его отработки до блеска. Точнее, хорошо, если это осознанный выбор. Тогда надо стараться становится вполне уместным?

Скажем так, хоть сколько-то понятным.
Осознанность тут, по-моему, не хорошо если, а только если. Потому что если ребенка педагогу по бессознанке сунули, педагог, не приходя в сознание ему стандартную программу гонит, ребенок, не вставая из обморока, пытается что-то делать - тут уместна только эпитафия в конце: "Они старались. Как могли".
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Июл 19, 2011 14:06     Ответить с цитатой

Цитата:
"Они старались. Как могли".
К сожалеию, довольно часто именно так и получается.

Мамюля
Спасибо за идею множества контекстов использования фразы, я как-то застряла в одном, о других не подумала.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Мамюля
Профессор
Профессор

На сайте с 12.09.08
Сообщения: 1644
В дневниках: 5539
Откуда: Новосибирск, Кировский р-н
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Июл 20, 2011 10:09     Ответить с цитатой

АнечЬка, так в сравнении контекстов вся сомнительная прелесть и проявляется.

"Общаясь на форуме я всегда стаараюсь быть тактична и вежлива с другими участниками". (= если я вам нахамила, так это не нарочно)

"Заказ объемный, но постараемся уложиться в сроки".
= сделайте что сумеете, но чтобы вовремя, я сделаю вид, что не заметил, и мы втюхаем это заказчику со всеми недоделками
или
= знаю, что сроки проимеете, но хотя бы не на месяц, а на неделю, я вам верю, ребята.
:-)
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Июл 21, 2011 17:48     Ответить с цитатой

Цитата:
так в сравнении контекстов вся сомнительная прелесть и проявляется.

Видимо, да :)

Придется монографию писать вместо статьи :)
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Сен 24, 2011 11:13     Ответить с цитатой

Часть 1

СМЫСЛОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФРАЗЫ «НАДО СТАРАТЬСЯ!» В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ Постановка задачи. Теоретические предпосылки


Данная статья стала логическим продолжением начатого ранее [1] исследования. В настоящей работе продолжено изучение детско-родительских отношений с позиции анализа конфликтогенов родительской речи при общении с детьми школьного возраста.
В приведенном ниже исследовании рассматривается один из типичных конфликтогенов семейного общения, родительская фраза: «Надо стараться!» Глубокий комплексный психолого-лингвистический подход к изучению конфликтогена способствует более точному пониманию его природы, а также позволяет наметить пути возможной нейтрализации его в контексте детско-родительского общения.

Как и фраза «Как дела?» [1], фраза «Надо стараться!» примечательна тем, что не является конфликтогеном в привычном смысле этого слова [2], так как представляется говорящему субъекту наполненной поддерживающими адресата смыслами, как в приведенном ниже фрагменте записи консультации:

Сын очень странно реагирует на мою поддержку и ободрение, - жалуется мама второклассника. – Такие разговоры почти всегда заканчиваются слезами и отказом продолжать начатое дело. Например, сын получает тройку, приходит домой грустный.
Я ему говорю, мягко, не ругаю: Надо стараться!
Он отвечает сразу с вызовом: Я старался!
Я не реагирую на его вызов: Ну, раз три получил, значит, недостаточно старался.
Сын: Я не могу… У меня не получается.
Я: Что тебе мешает?
Сын: Меня Антон весь урок смешил. Я не мог из-за этого сосредоточиться.
Я: Это проще всего вину свалить на кого-то другого. Надо самому отвечать за свои действия.
Сын ничего не говорит, начинает плакать. Я начинаю сердиться, не успокаиваю его поэтому. Как еще его поддерживать?

Данный контекст типичен для детско-родительского общения и регулярно воспроизводится с незначительными трансформациями и изменениями наиболее часто в ситуациях, связанных со школьным обучением.

Приведенный разговор мамы с сыном хорошо иллюстрирует, к сожалению, типичные подмены смыслов, где результатом общения становится не поддержка ребенка в сложной для него психологически ситуации, а нечто другое. . Поддержка вызвала бы чувство благодарности, проявившееся вербально либо невербально. Слезы могут быть паралингвистическим средством выражения благодарности, однако у адресата этого чувства они не вызывают чувства гнева. Следовательно, действия мамы ребенок не воспринимает в качестве поддерживающих.

Разберем, какой вклад делает каждая «поддерживающая» фраза в конечный результат – слезы ребенка. Предпринятый анализ контекста позволил выявить следующее.
Итак, ребенок ошибается, получает отметку ниже ожидаемой. Он расстроен, приходит домой. Мама не дает негативной оценки, вреди слов, которые она использует нет негативно оценочных: надо стараться! Мама считает, что сын не приложил достаточного количества усилий для достижения необходимого результата. Следовательно, ребенку плохо, и мама на это состояние накладывает обвинение в несоответствующем усердии. Ребенок протестует: я старался! Мама разбивает его сопротивление железным аргументом, апеллируя к результату. Теперь ребенок ни себе, ни маме не может доказать, что усилия он прикладывал. Далее мальчик расписывается в своей полной несостоятельности: я не могу… Здесь мама дает сыну провоцирующую возможность снять с себя вину за происходящее. Однако это именно провоцирующая возможность, так как уже в следующей реплике мама возвращает сыну вину в двойном объеме. В двойном за то, что переложил ответственность на внешние обстоятельства – хотя именно мамин вопрос, что мешает, подтолкнул сына к ответу, за который ему пришлось поплатиться. От бессилия, от нежелания попадаться в ловушки, расставленные мамой, мальчик уходит в плач. Может быть теперь, видя его неподдельное горе, мама его пожалеет и поддержит? Нет, мама, видя слезы, считает сына мягкотелым и раздражается от того, что сын не принимает поддержки в той форме, в какой мама может ее оказать.
Подобные выводы позволил сделать дефиниционный анализ слов, входящих в фразу «Надо стараться!». Наше исследование опиралось на дефиниции толковых словарей под редакцией С.И. Ожегова и Ушакова Д.Н.

Анализ данных толковых словарей позволяет выявить узуальное, присутствующее в языковом сознании всех носителей русского языка значение компонентов фразы «Надо стараться»:

1. НАДО, в функц. сказ. обычно с инф.
Необходимо, следует; нужно. Н. дочитать книгу. Н. позвать врача. Мне н. позвонить по телефону. Н. ли этот вопрос повторить? Сколько вам н. денег? - Сто рублей. Н. посоветоваться. ◊ Надо и честь знать.

Надо НА'ДО1, в знач. сказуемого, кому-чему с инф., или кого-что, или чего (разг). То же, что нужно. Н. послать письмо. Для этого дела н. особого работника. Мне н. воды.
Тождественность смысла, обозначаемого лексемой «надо», смыслу лексемы «нужно», позволила привлечь к исследованию и дефиницию «нужно».
НУЖНЫЙ, -ая, -ое; -жен, -жна, -жно; нужны и нужны.
-ая, -ое; -жен, -жна, -жно, -жны и -жны. 1. Требующийся, необходимый. Дать нужные указания. Нужная сумма. 2. тит.. ф. Полезный, такой, без к-рого трудно обойтись (разг.). Н. человек. 3. нужно, в зная. сказ., с неопр. Следует, необходимо. Нужно торопиться. Нужно, чтобы все явились. 4. нужно, в знай. сказ., кого-что и чего. Требуется, следует иметь. Нужно врача, советчика. Мне нужно пять рублей. Нужно денег. * Очень нужно! (разг. пренебр.) - то же, что очень надо.
Толкование второго компонента фразы:
Стараться СТАРА'ТЬСЯ, аюсь, аешься, несов. (к по). Делать что-н. с усердием, с большим рвением. С. изо всех сил. Старается достать что-то из-под корней ивняка. Чехов.
СТАРАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; нсв. (св. постараться).
1.
Делать что-л. с усердием, прилежанием. С. на совесть. С. изо всех сил. С. для себя, для общества, для коллектива. Нисколько не стараешься! Рад (рады) с.! (разг.;
готов сделать что-л.).

2.
Прилагать усилия для выполнения, осуществления какой-л. работы, цели. С. поступить в университет. Старался не пропустить ни одного слова. Всегда старался прийти вовремя. Старается быть первым.

Таким образом, может быть сконструировано следующее значение фразы: надо (требуется, следует, необходимо) стараться (прилагать усилия, проявлять прилежание).
Для дальнейшего анализа представляется продуктивным привлечь к характеристике смысла долженствования (надо, требуется, нужно) данные исследования, посвященного детализации оттенков значения долженствования.
И.М. Кобозева и Н.И. Лауфер, исследователи семантики модальных глаголов долженствования, предлагают общую схему толкования значения долженствования [Кобозева, Лауфер 1991: 69] Д(П) = N (Q -> P ), где Д – предикат долженствования, П – предложение за вычетом Д, Р – ситуация, описываемая в П, Q – некоторая ситуация, -> – некоторый тип отношения следования, N – модальный оператор, выражающий некоторый тип отношений обусловленности. Частные значения предикатов долженствования возникают из различного заполнения переменных Р и Q и различной интерпретации отношения следования.

В своей работе И.М. Кобозева и Н.И. Лауфер выделяют три класса предикатов [Кобозева, Лауфер 1991: 71]: класс должен, класс надо и класс следует.
Обобщая тенденции употребления основных предикатов долженствования с лексемой "благодарить", можно сказать, что класс должен обращен в прошлое, которое опутывает субъекта своими сетями, класс надо обращен в будущее, которое сулит компенсацию за усилия, а класс следует привязывает к настоящему, ограниченному рамками действующего стереотипа [Кобозева, Лауфер 1991: 76].

Приведенные данные исследования в совокупности с данными дефиниционного анализа позволяют выявить значение фразы «Надо стараться!», делающее ее конфликтогеном детско-родительского общения. Надо стараться – следует прилагать усилия, до сего момента отсутствовавшие, либо прилагавшиеся в недостаточной мере.

Таким образом, конфликтогеном фраза «Надо стараться!» становится благодаря смысловому компоненту обвинения в недостаточности прилагаемых усилий, против которого адресат фразы бунтует или на который обижается.

Список литературы

1. Бердникова А.Г. Прагматические функции фразы «Как дела?» в контексте детско-родительских отношений \\ Актуальные проблемы психологии: теория и практика \ Материалы Международной заочной научно-практической конференции (30 мая 2011г). – Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2011. – 70-75 с.
2. Егидес А.П. Психотехника синтонного общения [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://nkozlov.ru/library/psychology/d385/#.TnsGXOzjnxV
3. Кобозева И.М., Лауфер Н.И. Интерпретирующие речевые акты // Логический анализ языка: Язык речевых действий. – М.: Наука, 1994. – с. 63 - 71
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.
5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. М., 2003.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Дек 25, 2011 9:08     Ответить с цитатой

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ФРАЗЫ «НАДО СТАРАТЬСЯ!»
ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ АУДИТОРИЕЙ


Полученные в предыдущем исследовании [1] данные позволили выявить значение фразы «Надо стараться!», делающее ее конфликтогеном детско-родительского общения. Надо стараться – следует прилагать усилия, до сего момента отсутствовавшие, либо прилагавшиеся в недостаточной мере. [1:139]

Представляется интересным проанализировать особенности восприятия фразы «Надо стараться!» детьми и подростками. Исследовать смысловые компоненты этой фразы для ее наиболее частотного адреса.

Учащимся МАОУ Гимназии № 6 «Горностай» было предложено написать эссе на тему «Что я чувствую, думаю, хочу и делаю, когда слышу фразу «Надо стараться!»? В указанной работе приняли участие учащиеся третьего, четвертого, седьмого, восьмого и девятого классов. Всего было принято сто сорок шесть ученических работ.

При изучении детских сочинений были использованы следующие методики: компонентный анализ лексических единиц и высказываний; анализ словарных дефиниций; дистрибутивный анализ; концептуальный анализ.

Описание полученных результатов представляется логичным выполнить по заданному заглавием сочинения алгоритму, повторяющему структуру Я-высказывания.[3]
Общая эмоциональная оценка этой фразы может быть градуирована достаточно протяженной шкалой: от ненависти до радости.

• Я вообще ненавижу, когда мне говорят, что делать. Фразу «надо стараться» я отношу именно к этому типу. Подобные слова вызывают во мне неприязнь к говорящему.

• Я чувствую приятное чувство подбодрения духа, особенно, когда это говорит папа!


Подобный широкий диапазон эмоций позволяет предположить, что во многом отношение к фразе порождено традициями семейного общения. Помимо конфликтного смысла данное высказывание может использоваться в качестве кода поддержки, если взрослый не вкладывает смысла «осуждение» в свои слова. Таким образом, на внутрисемейном языке фраза «Надо стараться!» имеет множество смыслов.

Наиболее частотным чувством, которое вызывает исследуемая фраза – раздражение:

• Меня раздражает эта фраза, кто бы ее ни сказал. Такое ощущение, что я не знала этого, пока мне не сообщили. Как будто собеседник недооценивает мои умственные способности.
• Иногда, когда эту фразу мне говорят, меня это раздражает, потому что я и так делаю, что могу.
• Меня эта фраза раздражает, хотя в некоторых случаях, она может быть и справедливой. Даже тогда раздражает.


Довольно часто появляется чувство обиды:

• Стараться, конечно, надо! Но когда эту фразу слышишь, не очень хорошо становится, мол, не выкладываешься на полную катушку, больше старайся! А если не получается? Так обидно становится…
• Когда я в конце четверти чуть не получил тройку по русскому, мне два часа читали нотации: надо стараться, надо стараться… - было очень обидно в душе.


Чувство гнева, злости:

• Когда так говорят, значит, хотят, чтобы я делала больше, чем могу. Это меня бесит.
• Это совершенно тупая фраза, которую зачем-то часто произносят родители. Она ничего не меняет, но так бесит, что хочется что-нибудь сломать.


Учащиеся восьмого и девятого класса отмечают противоречивость чувств, вызываемых этой фразой:

• Эта фраза вызывает противоречивые чувства: иногда раздражает, даже бесит, а иногда заставляет задуматься. Что побудило человека сказать мне эту фразу? Он верит в мой потенциал? Или считает меня неудачником?
• Мне сложно однозначно определить свои чувства, когда я слышу эту фразу.


Чувства зависят от многих условий: от того, кто говорит, с какой целью, в какой ситуации. И чувства разные от досады и раздражения до благодарности.
В ряде случаев авторы сочинений отмечают, что восприятие фразы, а соответственно и чувства, вызываемые ею, зависят от адресанта высказывания.

• Когда говорят родители, фраза раздражает: они же не первый день меня знают, уже много раз могли убедиться, что я умею справляться со своими трудностями сама. Зачем говорить лишний раз. Если говорят люди мне посторонние, я остаюсь равнодушной: пусть говорят, мне-то что.
• Если тебе это кто-то говорит, то хочется сделать наоборот, если это ты сам говоришь себе, то реально понятно, надо сделать что-то еще.
• Когда родители говорят, конечно, раздражает: стараюсь я, неужели не видно? Когда учителя – гораздо спокойнее, не цепляет, работа у них такая: всем напоминать, что надо стараться…
• Мне эта фраза не нравится, особенно, когда я делаю уроки, приходит моя двухлетняя сестренка, встанет руки в боки, нахмурится: Надо ста-аца…


Последний контекст примечателен тем, что указывает на избыточную частоту использования этой фразы в семье: маленький ребенок, не осознавая смысла высказывания, использует его, играя в кого-то из взрослых, предположительно в маму.
Таким образом, можно отметить, что существует градация интенсивности негативных переживаний, связанных с восприятием фразы «Надо стараться!», в зависимости от отношений адресата и адресанта высказывания.

Размышления на тему содержания исследуемой фразы сводятся к нескольким пунктам.

1. Собеседник недооценивает адресата фразы.

• Когда мне говорят эту фразу, я считаю, что взрослые думают, что я мало стараюсь, делаю все не так. Во мне сомневаются.

2. Собеседник произносит эту фразу автоматически, не дожидаясь эффекта от ее произнесения и не отслеживая результативность.

• Мама может пять раз сказать «Надо стараться!», как будто после первого раза это непонятно.


• …а бесит она тем, что тебе ее постоянно повторяют, и она надоедает. Когда понимаешь, что и правда нужно стараться, но тебе ее все равно говорят и говорят, повторяют и повторяют. Тупо повторяют.

3. Собеседник сознательно старается причинить боль адресату фразы.
Мне всегда обидно становится. Особенно, когда математичка с улыбкой в конце четверти говорит: «Стараться надо! Старалась бы могла бы на твердую четыре заниматься!» Улыбаться-то при этом зачем?

Наиболее частотным желанием, которое вызывает фраза «Надо стараться», оказалось желание противодействовать, совершать обратные ожидаемым действия.

• Фраза мне не нравится, мне сразу хочется сделать все наоборот: не стараться, а кричать, стучать дверями…
• Когда говорят, что надо стараться, мне почему-то сразу не хочется этого делать, даже, если до слов этих я сидел и старался.


Чувство гнева ребенка, слышащего фразу «Надо стараться», приводит к действиям, вызывающим, в свою очередь чувство родительского гнева. Консультативная практика [4] предоставляет большое количество примеров родительских жалоб, связанных с неадекватными действиями ребенка, при попытке родителей поддержать его и мотивировать, в том числе и при помощи исследуемой фразы.

Пробовали уже по-всякому и по-хорошему: слова о том, что надо стараться, заниматься лучше, быть внимательнее – либо пропускает мимо ушей, либо психанет: сбросит книги со стола и смотрит исподлобья… Будто не добра ему желаем, на пустом месте придираемся. Всего-то в четвертом классе учится. Если сейчас так заниматься не хочет, что будет дальше?

Механизм подобного деструктивного детско-родительского общения детально описан в работах американского педагога и психолога Р. Дрейкурса [2]. Его суть в том, что на недовольство, выражаемое взрослым по поводу недостаточного старания ребенка, тот отвечает недовольством по поводу неоправданного, на его взгляд, вмешательства в его дела, с которыми он, по его мнению, может справиться сам. Начинается эскалация гнева и агрессии. Между взрослым и ребенком разворачивается борьба за право оставить последнее слово за собой. В процессе этой борьбы довольно часто забывается обеими сторонами отправная точка, собственно предмет ссоры – недостаточно высокая отметка или выполненная с помарками работа.

• Я понимаю, что надо стараться, надо быть лучше, я хочу стараться и быть лучше. Но даже тогда все равно найдется кто-то, кто скажет: «Надо стараться!» и все усилия пойдут насмарку.

Высказываний подобного содержания в исследуемой выборке оказалось пять (3%).Этот небольшой процент работ указывает на осознание его авторов своего потенциала и стремления к самоактуализации, а также понимание негативно-оценочного потенциала исследуемой фразы и губительность влияния оценочности на потребность человека в саморазвитии.

Итак, фраза «Надо стараться!» в подавляющем большинстве контекстов (свыше 95%) вызывает у адресата целый спектр негативных эмоций от гнева до разочарования, потому что предполагает негативную оценку адресата, его усилий и прилежания, что вызывает у адресата желание противодействовать говорящему.

Таким образом, фраза «Надо стараться!» благодаря паралингвистическим и просодическим языковым средствам может становиться маркером конфликтных отношений между ребенком и взрослым, за исключением тех случаев, когда традиции семейного общения позволили придать фразе особый, поддерживающий смысл. Фраза не инструментальна и конфликтна, так как содержит негативную оценку приложенных усилий post factum, когда вносить исправления уже поздно.

В свете проделанного исследования представляется перспективным изучить способы перевода речевого штампа из обыденного бытового автоматического общения в локально-семейное общение, а также появление у фразы дополнительных смысловых коннотаций, приписываемых новым внутрисемейным употреблением.

Список литературы

1. Бердникова А.Г. Смысловые компоненты фразы «Надо стараться!» в контексте детско-родительских отношений \\ Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития \ Материалы Международной заочной научно-практической конференции (26 сентября 2011г). – Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2011. – 136 – 141 с.
2. Дрейкурс Р. Зольц В. Счастье вашего ребенка. – М.: «Прогресс», 1986. – 239 с.
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: «Прогресс», 1994. – 478 с.
4. Семейный консультант. Психолог - Режим доступа. – URL: http://forum.sibmama.ru/viewforum.php?f=53
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Воспитание детей. Семейные отношения
Страница 5 из 5 На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах