Новости сайта и форума Sibmama 
[Пасха]
ГОТОВИМСЯ К ПАСХЕ С ДЕТЬМИ - ЛУЧШЕЕ НА СИБМАМЕ
Пасхальные поделки, стихи, песни...
Самый экономный раздел ДО Отдам Даром
Научите справляться с детской истерикой
Как помочь ребёнку и себе?

На страницу Пред.  1, 2, 3

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Консультации специалистов » Семейный консультант. Психолог Анна Бердникова
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21875
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Апр 01, 2020 12:34     Ответить с цитатой

Добрый день!

Цитата:
Но может, например сказать - не буду снимать колготки - и это автоматически означает, что руки он мыть так просто тоже не пойдет
Что происходит, если Вы добавляете к словам ребенка: сейчас? Чтобы получилось: не буду снимать колготки сейчас? А когда?

Что ответит и сделает ребенок?
Цитата:
Видимо так. Потому что никакие логические доводы и объяснения сын не слушает.
Значит, это эффективный путь формирования привычек и следования правилам, но он Вам не нравится? Чем?
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
schnee
Профессор
Профессор

На сайте с 25.09.13
Сообщения: 4778
В дневниках: 62
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Апр 01, 2020 13:49     Ответить с цитатой

АнечЬка писал(а):
Что происходит, если Вы добавляете к словам ребенка: сейчас? Чтобы получилось: не буду снимать колготки сейчас? А когда?
Что ответит и сделает ребенок?

Может сказать "никогда не буду снимать".


АнечЬка писал(а):
Цитата:
Видимо так. Потому что никакие логические доводы и объяснения сын не слушает.
Значит, это эффективный путь формирования привычек и следования правилам, но он Вам не нравится? Чем?

Тем что это очень конфликтный путь. Хочешь, чтобы ребенок что-то сделал, или ввести новое правило - будь готов к крикам. Хочется как-то без криков. Со старшим работает: объяснение, договор. С младшим работает только гипер-заинтересованность: к примеру из сада он одевается сам.
_________________

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21875
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Апр 02, 2020 15:00     Ответить с цитатой

Добрый день!

Цитата:
Может сказать "никогда не буду снимать".
Это наиболее вероятный ответ? Как Вы на него обычно реагируете? Означает ли такой ответ, что ребенок теперь в принципе не будет раздеваться и мыть руки? Или Вы делаете и говорите что-то еще, что побуждает ребенка выполнять требуемое действие?

Какие ответы еще возможны?

Вы читали книгу Роса Грина "Взрывной ребенок"?

Возможно, рекомендации этой книге, данные родителям детей с СДВГ, окажутся полезны и для Вас.

Цитата:
Интервью с известным американским психологом Россом Грином, автором книги «Взрывная ребенок: новый подход к воспитанию и пониманию легкоподразнюваних, хронически несговорчивых детей»

Многие дети кажутся счастливыми, послушными и готовыми помогать, пока они получают то, что хотят. Пока вы не столкнетесь с ситуацией, когда что-то идет не по сценарию ребенка, вы можете и не подозревать, что в ее поведении есть и другая сторона. Маленькие дети не могут эффективно справляться с проблемами, направлять внимание от ожиданий к реальности, принимать тот факт, что они не всегда будут получать то, что хотят, и т. др. Эти ситуации могут приводить к истерикам. Несмотря на то, что родителей беспокоит и раздражает такое поведение, она вполне нормальная для их возраста (этот возраст называют «ужасный второй год»). Однако если ребенок не пройдет эту стадию развития или, наоборот, если ее поведение с возрастом ухудшится, она может стать упрямой и вспыльчивой, другими словами, проявлять «взрывную» поведение.

Нет единых признаков «взрывного» поведения у детей. Чаще всего психологи выделяют 2 основные признаки: плохая способность переносить фрустрацию и высокий уровень упрямства. Но и эти характеристики могут проявляться у детей по-разному.

Некоторые дети могут проявлять вспыльчивость много раз на день, некоторые - всего 1-2 раза в неделю. У некоторых детей данное поведение проявляется только в определенной обстановке (например, в школе или дома), в некоторых - где угодно. Когда ребенок испытывает фрустрацию, она может кричать, ругаться или проявлять агрессию, эти модели поведения в ней могут сочетаться. Неконтролируемое поведение в «взрывных» детей является реакцией на чувство беспомощности через фрустрацию. И из-за этого ребенку становится трудно находить общий язык с теми, кто ее окружает.

В воспитании мы используем проверенные методы. Почему они не работают?

Родители «взрывных» детей часто используют в их воспитании метод последствий, но не испытывают заметного улучшения. Во многих случаях последствия эффективны, но данный метод основан на принципах, которые могут не сработать в случае с вашим ребенком.

Если родители поощряют позитивное поведение ребенка и игнорируют плохую, это помогает улучшить поведение. Однако при этом не учитываются случаи, когда родители не реагируют на хорошее поведение ребенка, поскольку воспринимают ее как должное. Вместо этого они обращают внимание на плохое поведение, пытаясь ее исправить. Таким образом, они не признают позитивное поведение ребенка и усиливают плохую.

Метод последствий основан на следующих принципах:

понятные краткие указания помогают ребенку лучше понять, какого поведения от нее ожидают родители;

правильное использование последствий ( поощрений и наказаний включительно) учит ребенка соблюдать родительских указаний;

последовательность в действиях родителей учит ребенка тому, что они не откажутся от своих правил даже тогда, когда она будет впадать в истерику.

Эти принципы в целом эффективны, и родители могут их использовать в воспитании детей. Но если ребенок не может справиться со своим поведением, когда не получает желаемого или когда она испытывает сильную фрустрацию, она не видит ситуации в целом. В таких случаях ребенок не намеренно проявляет упрямство - она просто не в состоянии понять, что вы пытаетесь изменить ее поведение.

Последствия эффективны для того, чтобы научить ребенка, какое поведение является приемлемым, а какое - нет, и мотивировать ребенка вести себя по-другому. Однако большинство детей и без этого хорошо понимают, какого поведения от них ждут. Нет необходимости учить этому детей еще раз. Кроме того, дети не хотят постоянно терять контроль над своими эмоциями или действиями или постоянно испытывать фрустрацию. Другими словами, дети уже заинтересованы в том, чтобы изменить свое поведение, просто не знают, как это сделать. Суть не в том, чтобы установить эффективные последствия - никакие последствия не заставят ребенка отказаться от своих целей и принять ваши.

Указанные особенности касаются не только «взрывных» детей. При определенных обстоятельствах каждый ребенок может испытывать сильные негативные эмоции. И если ребенок не может с ними справиться - никакие поощрения или наказания не помогут.

Представьте такую невероятную ситуацию. Ко мне обратился продюсер Мадонны и предложил огромный гонорар за то, чтобы я выступал вместо него на концертах. Я был бы очень мотивирован. Я нанял преподавателя по вокалу и занимался бы с ним каждый день, несмотря на то, что у меня нет слуха. Но я никогда бы не смог петь, как Мадонна. Если бы продюсер наказывал меня за это, я бы испытал фрустрацию: почему я должен отвечать его нереальным ожиданиям, если я не способен на это физически? Наказания не помогли бы мне научиться петь как Мадонна; у меня бы только накапливалась злость и вражда.

Почему неэффективные последствия для «взрывных» детей?

По своему определению, последствия наступают после поступка. Они не помогут изменить поведение ребенка в будущем, если ей не объяснить, почему она получила те или иные последствия в прошлый раз. Последствия также должны быть достаточно весомыми, чтобы ребенок захотел изменить свое поведение. Когда ребенок быстро подвергается фрустрации, она теряет способность мыслить четко. Ее поведение является реакцией на негативные эмоции.

Когда ребенок не может справиться с фрустрацией, которая нарастает, она не может рационально оценить свое поведение. Кроме того, она не может предусмотреть последствий ее плохого поведения. Если родители в этот момент делают ей замечание, ее фрустрация возрастает еще больше. Поэтому ребенок не понимает, что родители ожидают от нее выполнения указаний. В таких ситуациях практически невозможно установить связь между соблюдением правил и позитивными последствиями и, наоборот, между плохим поведением и негативными последствиями. «Взрывные» дети плохо умеют сосредотачиваться и предусматривать наказание, с которым они сталкивались в подобных случаях раньше. Они не умеют учиться на собственном опыте и замечать связь между своим поведением и реакцией родителей.

Как снизить фрустрацию ребенка и контролировать ее вспышка эмоций?

Чтобы помочь ребенку справиться со своим поведением и предотвратить вспышки эмоций, следует переместить акцент с последствий на ранние признаки плохого поведения. Хотя вам может показаться, что вспышки эмоций возникают ниоткуда, на самом деле это не так. Есть события или определенные факторы, которые предвещают вспышку или способствуют ему. Родителям нужно научиться распознавать эти ранние признаки. Это первый шаг на пути к тому, чтобы помочь ребенку. Вам нужно поймать момент, когда ребенок начинает испытывать фрустрацию. Обращайте внимание на моменты, когда ребенок не может ясно мыслить (об этом могут свидетельствовать невнятная речь, небольшая несогласованность и нерациональность в действиях). В этот момент вы еще можете убедить ребенка пойти на компромисс или изменить свое поведение. Чтобы предотвратить вспышки эмоций и скорректировать поведение ребенка на ранних стадиях, вы можете также использовать следующие стратегии:

проявляйте сочувствие. Постарайтесь понять, какие события или ситуации огорчают вашего ребенка. Когда вы чувствуете, что вспышка эмоций может скоро начаться, покажите, что вы обеспокоены тем , что ребенок испытывает трудности. Помогите ей назвать и выразить ее чувства;

отвлекайте ребенка. Используйте юмор, чтобы снять напряжение или перевести внимание ребенка на более приятную для нее деятельность. Это поможет ей на некоторое время избежать фрустрации. Также ей может быть полезна поддержка тех, кто ее окружает, например, проведения времени с друзьями позволит ей снять напряжение. Когда ребенок успокоится, вы можете помочь ей справиться с источником фрустрации и развить эмоциональную гибкость;

избегайте безвыходных ситуаций. Не принуждайте себя продолжать разговор, когда ребенок начинает злиться и вы не достигаете взаимопонимания. Никто не может мыслить адекватно, когда испытывает негативные эмоции. Сохраняйте спокойствие и покажите ребенку, что вы понимаете ее чувства. Позвольте ей отдохнуть. Если она убегает из комнаты, не преследуйте ее - дайте ей немного пространства;

не принимайте все на свой счет. Ребенок может говорить вам неприятные вещи. Помните, что она не думает о последствиях своих слов. Ее реакция основана на эмоциях, а не на рациональном мышлении.Покажите ему пример спокойного поведения, чтобы она увидела, что не обязательно гневаться, если кто-то начинает с вами спорить.

Чтобы помочь «взрывной» ребенку, нужно помнить о таких важных вещах:

1. Последствия для таких детей приносят больше вреда, чем пользы.

2. Лучший способ помочь ребенку вернуть контроль над эмоциями - показывать пример самоконтроля до тех пор, пока ребенок не научится делать это самостоятельно.

3. Самый эффективный способ научить ребенка распознавать обострения эмоций - показывать положительный пример и объяснять, как вы узнаете ранние признаки обострения.

4. Подсказки - ненавязчивый способ научить ребенка понимать свои эмоции, когда она не способна делать это самостоятельно. Предложите ей несколько способов избежать фрустрации, пока она не сможет найти положительный способ справиться с проблемой. Помогайте ребенку использовать данные стратегии, когда она спокойна, - тогда они могут стать привычкой. Ребенок сможет легко их применять, когда почувствует обострение эмоций.


Источник https://zen.yandex.ru/media/id/5d3888f6998ed600acee4d17/vzryvnoi-rebenok-novyi-podhod-k-vospitaniiu-5d3a8466bf50d500ad200519?utm_source=serp
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
schnee
Профессор
Профессор

На сайте с 25.09.13
Сообщения: 4778
В дневниках: 62
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Апр 02, 2020 16:27     Ответить с цитатой

АнечЬка писал(а):
Цитата:
Может сказать "никогда не буду снимать".
Это наиболее вероятный ответ? Как Вы на него обычно реагируете? Означает ли такой ответ, что ребенок теперь в принципе не будет раздеваться и мыть руки? Или Вы делаете и говорите что-то еще, что побуждает ребенка выполнять требуемое действие?

Ничего не говорю. Просто делаю то, что нужно.

АнечЬка писал(а):
Какие ответы еще возможны?

Никогда не буду снимать, хочу быть грязным, хочу заболеть и прочее.

Добавлено спустя 7 минут 10 секунд:

Книгу не читала. Но все, что описано в цитате, делаю - это очень сложно, мне сложно, потому что ребенок по сути делает то, что хочет; я по него постоянно подстраиваюсь, распознавая признаки обострения; я вынужденна часто сдерживаться, чтобы показывать положительный пример. Я пришла ко всему этому самостоятельно интуитивно, и частично это облегчило мне жизнь, потому что все мои силы по большей части направлены на меня саму, но это все равно очень сложно.
_________________

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21875
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Апр 03, 2020 15:34     Ответить с цитатой

Добрый день!

Цитата:
Никогда не буду снимать, хочу быть грязным, хочу заболеть и прочее.
Но Вы все равно делаете то, что нужно, верно?

Цитата:
потому что ребенок по сути делает то, что хочет
Но после какого-то количества повторений ребенок понимает, что будет так, а не иначе, и делает так, как Вы говорите? Например, так произошло с мытьем рук - Вы говорили о том, что долгим и мучительным повторением удалось этого достичь. Сколько повторений сыну нужно для такого понимания?

Случалось ли понимание необходимости что-то делать, хотя бы эпизодически, без большого количества повторений и не на волне сверхинтереса ребенка?
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
schnee
Профессор
Профессор

На сайте с 25.09.13
Сообщения: 4778
В дневниках: 62
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Апр 04, 2020 13:46     Ответить с цитатой

Ещё есть другая сложность: я более-менее приняла и приспособилась, что с младшим нужно быть гибче, слушать и слышать его, ловить знаки, когда от него можно что-то попросить, а когда нужно подстроиться под него и не доводить до истерики. Но от этого я сильно устаю, и поэтому мне частенько просто необходимо, чтобы кто-то другой побыл рядом с младшим - и это почти ни у кого не получается. Он со всеми начинает очень быстро кричать и требовать меня. Больше всего меня расстраивает, что я мало могу повлиять на отношение мужа с младшим сыном: муж очень тяжело отходит от каких-то своих принципов - например, как-то у младшего случилась истерика, потому что муж не разрешил ему рисовать мелом на кирпичных стенах дома и урне, и я потом никак не могла объяснить (мужу), что собственно причин запрещать не было.

Добавлено спустя 3 минуты 22 секунды:

АнечЬка
Если что-то надо, то делаю независимо от желания сына.

Добавлено спустя 2 минуты 43 секунды:

Да. Случается. Но обычно какие-то добровольные вещи, от которых ребенок имеет право отказаться. Ультимативные просьбы воспринимаются в штыки. Просьбы с вариациями (это или это) - тоже.
_________________

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
schnee
Профессор
Профессор

На сайте с 25.09.13
Сообщения: 4778
В дневниках: 62
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Апр 05, 2020 9:30     Ответить с цитатой

Еще у меня есть проблема: я срываюсь. Знаю, что так делать нельзя и какое-то время мне удается этого избегать. Но потом наступает момент, и я срываюсь - иногда на младшего, иногда на старшего.

Вот сегодня сорвалась на младшего: он встал рано, я первые разы проснулась от того, что он пришел с требованием, чтобы я почистила ему банан, хотя он сам мог это сделать; это мог сделать муж, потому что он уже не спал; но сын ныл 15 минут под моим ухом, чтобы это сделала именно я. Я игнорировала и продолжала дальше лежать. Потом он ушел, но фоном я все-равно слышала его нытье и крики по разным поводам в других комнатах. В какой-то момент я уже не могла спать под эти звуки, кроме того я понимала, что муж уже вообще со всем этим не справляется и младший начинает вести себя только хуже. Я встала, чтобы помочь младшему успокоиться, но в итоге сорвалась - кричала на него, говорила нехорошие слова в его адрес, дергала. хлопала по щекам. Сын после этого на какое-то время успокаивался, а потом начинал ныть снова - а я снова срывалась. В какой-то момент я самоизолировалась во взрослой спальне с чувством вины. Сейчас все успокоились, я попросила прощения у младшего - он играет, как будто ничего не было. Но чувство вины меня не отпускает.
_________________

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21875
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Апр 05, 2020 17:19     Ответить с цитатой

Добрый день!

Вы правы, для того, чтобы проявлять гибкость по отношению к младшему ребенку, Вам нужны ресурсы, быть в ресурсном состоянии.

Давайте для этого попробуем создать рамки.

1. Действия, без которых не обойтись. Вы их совершаете, независимо от того, как к этому относится сын.

2. Действия, которые хорошо бы выполнять, но в принципе можно обойтись и без них. Это те действия, которые ребенок может сделать по желанию. Если он их не сделает, ничего страшного не произойдет.

3. Действия, которые Вам нужно обязательно совершать для себя, чтобы быть в форме, ресурсе.

4. Действия, которые Вам хотелось бы совершать для себя для улучшения Вашего состояния, настроения.

Первые два пункта посвящены ребенку, два последних пункта касаются Вас.

Теперь давайте попробуем выполнение каждого из этих пунктов определить через дефициты: что нужно для того, чтобы каждый из этих пунктов, мог выполняться. Попробуйте для каждого составить такой список-реестр. Как много в полученных списках пунктов, которые обеспечить можете только Вы? Как много тех, где Вам требуется чья-то помощь?
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
nataly1979
Академик
Академик

На сайте с 14.04.08
Сообщения: 17370
В дневниках: 35
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Сен 25, 2020 9:26     Ответить с цитатой

АнечЬка, доброе утро :-) помогите пож-ста разобраться в моей ситуации :mad: не могу понять как себя вести с сыном (3 года) :mad: у нас есть такая проблема хочу-небуду, у меня иногда закладываются сомнения что ему нравится чтоб его подавляли.
развитие ситуации происходит так: собираемся утром в садик начинает говорить ""хочу машинку" я отвечаю :сейчас курточку оденем и положишь ее в кармашек" в ответ слышу "не хочу (или не надо)" и вот этот алгоритм хочу-возьми-не буду-не хочешь не будем брать и опять по кругу, доходит до истерики мамы и ребенка :girl_cry2: тоже самое происходит вечером укладываясь спать, перед тем как лечь, умылись надо одеть трусики начинается: не буду одевать - ну хорошо одень чуть позже - нет буду одевать - даю ему белье - в ответ нет не буду и так по кругу в итоге я повышаю голос и требую "одевай сказала трусы" тогда он с ревом одевает :aga-aga: перед сном предлагаю хочешь попить перед сном - нет не хочу - хорошо тогда пошли - ложимся - и начинается хочу пить - говорю пошли попьем - нет не хочу пить - спрашиваю зачем тогда просишь, не отвечает - и опять хочу пить - не буду питьт :girl_cry2: снова кричу "встал и пошел пить" идет ревет, пьет, ложимся через минуту - хочу пить - пошли - не хочу :mad: :mad: :mad: снова крик снова рев. У меня уже просто сдают нервы, не понимаю что делать, как себя вести. Пробовала не реагировать, так в аналогичной ситуцаии он 40 мин :eek: меня доканывал нудным "ты сделай"

Очень прошу помогите, видимо я чего-то не понимаю, или не правильно себя веду :-(
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21875
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Сен 27, 2020 22:31     Ответить с цитатой

Добрый день!

По всей видимости Ваш мальчик переживает острый период кризиса трех лет.

Кризис трех лет
Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит измене-ние не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов).
Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис.

Признаки кризиса трех лет

Упрямство
Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.
Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама за-ходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.

Строптивость
Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

Своеволие
Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).

Симптом обесценивания
Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать под-креплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит, и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.

Деспотизм
Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

Негативизм
Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это ис-ходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

Вот какие решения преодоления кризиса предлагают психологи Дон и Джоан Эли-ум, авторы книг по воспитанию сына и дочери.
1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он про¬снется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
2. Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, за¬жигалки, не выходить за пределы двора и т.д.).
Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды. Никакие суровые слова, объ-яснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на любопытство расту-щего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потя¬нулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно.
Мальчикам и девочкам с рождения и до 4-5 лет именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможно-стей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов. Дети получают абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах.


Что делать родителям, чтобы помочь ребенку
пережить кризис трех лет

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.

Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.

Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Про-явите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, тро-гать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).

При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.

Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать не-хорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть ма¬лыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...

Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

Кроме того, в острый период можно воспользоваться негативизмом ребенка и пойти от противного: вот пижама, не надевай ее ни в коем случае! Вот машинка, не клади ее в карман!
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
nataly1979
Академик
Академик

На сайте с 14.04.08
Сообщения: 17370
В дневниках: 35
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Окт 06, 2020 19:34     Ответить с цитатой

АнечЬка, добрый вечер, спасибо :-) к сожалению многое не работает :aga-aga:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
schnee
Профессор
Профессор

На сайте с 25.09.13
Сообщения: 4778
В дневниках: 62
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Окт 06, 2020 19:43     Ответить с цитатой

nataly1979
По своему личному опыту (изначально я начинала эту тему).
Мы в итоге пошли к детскому психологу (правда по другой проблеме): она почти два часа общалась с ребенком и ничего "тревожного" не увидела. Посоветовала сходить к неврологу: она тоже ничего не увидела, пока сын не устроил истерику по незначительному поводу - только в этом месте она поняла, что что-то не так. Направила на ЭЭГ - он показал незрелость мозга и преобладание истерических реакций. Прописала фенибут и курс токов. Но на курс токов мы так и не сходили, потому что начался карантин. Фенибут пропили весь курс. Поначалу изменения были незначительные. Но уже летом (фенибут был примерно в марте) с сыном стало полегче. Сейчас особых проблем нет: да, есть характер, упрямый, может разораться, если что не по его, но это совершенно не то, что было.

Так что я считаю так: не всегда проблема в поведении и реакциях мамы. Иногда мозгу ребенку действительно нужно помощь, а не только психологические приемы, которые с такими детьми не работают, работают не всегда или работают не так, как должны.
_________________

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
schnee
Профессор
Профессор

На сайте с 25.09.13
Сообщения: 4778
В дневниках: 62
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Ноя 04, 2020 10:44     Ответить с цитатой

АнечЬка
Добрый день.
Хочу с вами проконсультироваться. Младшему сыну (о котором вся тема) уже 4 года. Весной были у невролога и психолога: сделали ЭЭГ - он показал незрелость мозга и преобладание истерических реакций; пропили курс фенибута. Летом стало полегче в плане истерик.
Больше к врачам не ходили: частично из-за карантина, частично, потому что были другие вопросы.

С октября сын ходит в сад (второй год): утром часто плачет "не хочу в сад", но в самом саду в группу идет спокойно, после сада рассказывает чем кормили, про секции. Воспитатель ничего плохого не говорит, но поговорить с ней без ребенка не получается (родительского собрания еще не было).
Стал больше тянуться к детям: на улице ищет с кем поиграть, но иногда играет сам по себе.

Меня беспокоят его реакции: если что-то не получается, он может начать очень резко и громко кричать, а потом как бы подавляет эту реакцию - т.е. видно, как он пытается с нею справиться. Получаются такие "качели": крик - сдерживание, крик - сдерживание, и так по нескольку раз подряд. Потом все более-менее успокаивается.
Еще два раза было так: в относительно спокойные без истерик дни, сын вечером начинал плакать без какого-либо повода - без крика, ничего не требуя, тихо-тихо. В такие моменты я его жалею, он вроде бы успокаивается, но потом может снова начать плакать. Я ему не запрещаю это делать, просто спрашиваю "чего плачешь" - отвечает "просто захотелось". И видно, что он сам пытается сдерживаться, но не получается.

Как на это реагировать? И главное: как помочь ребенку? Ему ведь наверное тоже тяжело от своих реакций?
_________________

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21875
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Ноя 05, 2020 14:48     Ответить с цитатой

Добрый день!

Вы свой рассказ начали не зря с медицинской предыстории
Цитата:
сделали ЭЭГ - он показал незрелость мозга и преобладание истерических реакций
Такое положение дел может иметьсамые разнообразные последствия, в том числе и то, что описываете Вы. Сыну сложно дается саморегуляция. Вы видите, что он прикладывает усилия, но не все получается у него сразу и так, как он хочет.

Давайте подумаем, как ему помочь.

Цитата:
без крика, ничего не требуя, тихо-тихо.
Скорее всего сын так сбрасывает напряжение, накопившееся за день. Предлагаю поддержать его в его конструктивном намерении.

Есть ли у Вас дома место успокоения, где любой член семьи может посидеть в тишине и обрести спокойствие? Это может быть уголок, где стоят капельные или песочные часы, лежат антистрессы, мягкие игрушки, кресло... что-то такое. Если такого места нет, то можно его организовать вместе с детьми и торжественно открыть, объявив правила пользования. Предлагать сыну проводить там какое-то время. Но, чтобы мальчик захотел туда пойти, нужно, чтобы кто-то из взрослых там тоже бывал.

Понаблюдайте за сыном: будет пользоваться таким местом или нет, если да, какой эффект это будет иметь. Если нет, то, чего ему там может не хватать, чтобы успокаиваться? Попробуйте сформулировать результаты наблюдений по пунктам.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Консультации специалистов » Семейный консультант. Психолог Анна Бердникова
Страница 3 из 3 На страницу Пред.  1, 2, 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах