Новости сайта и форума Sibmama 
[Поделки]
ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО В ТЕХНИКЕ КВИЛЛИНГ 
Ещё о возрастной психологии и развитии способностей
новый пост Людмилы Петрановской

На страницу 1, 2  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
helga64
СОискатель
СОискатель

На сайте с 13.01.06
Сообщения: 7151
В дневниках: 8048
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 17:45    Заголовок сообщения: Ещё о возрастной психологии и развитии способностей Ответить с цитатой

"Имеющий уши да услышит." ;)
Читайте: http://ludmilapsyholog.livejournal.com/43722.html

"А теперь про нарциссы и про то, из чего состоит "умность"

Нешуточный холивар разгорелся, однако, из-за четырех клеточек :)

На самом деле, конечно, не в клеточках дело. И даже не только в учете особеностей возраста.
Просто мне все время удивительно, насколько школьная практика (не только школьная, конечно) совершенно не соотносится с какими-то очень полезными уже добытыми "большой" наукой сведениями. Ну, вот представьте себе, что физики, например, открыли наконец удобную в применении сверхпроводимость, а техника и энергетика -- плевать хотели или вообще ни сном, ни духом, продолжают себе по медным проводам ток гнать. А когда им говорят -- рябята, так ведь вот, какая возможность, они в ответ: двести лет так гнали и дальше будем, это классический подход, проверенный временем, по-другому не бывает в принципе, и вообще у нас большой стаж и нам и так работать трудно.
Немыслимо, правда? А в социальных институтах все именно так. Хотя убытки от неэффективной школы, ИМХО, стократ превышают убытки от неэффективной системы передачи энергии.

Простой пример: способности. Конечно, нельзя сказать, что с этим все ясно и хорошо изучено, тема сложная. Но уже известно, например, что одни способности в большей мере определены генетически, и развить их можно, но лишь в некоторой степени, а другие, наоборот, очень зависят от того, развивают ли их в детстве. Вот как вы думаете, если сравнить в этом отношени способности к рисованию и способности к решению задач школьного типа (не творческих, алгоритмических) --- какие к какому типу относятся?
Парадокс, но в реальности все не так, как принято думать. Если с ребенком правильно, не занудно заниматься рисованием, 90% детей будут очень прилично и даже интересно рисовать. А вот способность к решению задач (именно ее меряют пресловутые тесты интеллекта, IQ) во многом врожденная. И она очень слабо меняется на протяжении жизни независимо от того, занимался ребенок много или мало, хорошо или плохо. Нужно, конечно, хотя бы научить эти задачи решать, иначе не узнаешь, есть ли вообще способность, но вот если они при хорошем объяснении даются тяжело, бесполезно решать в сто раз больше. Будет чуть лучше, да. Но ненамного.
Напротив, такое качество мышления, как креативность (творческость, изобретательность, способность находить нестандартные ходы) очень даже хорошо развивается, прямо на глазах, если ребенка стимулировать, ставить в ситуации поиска, погружать в интересную, сложную среду.
Что касается третьей составляющей "умности" -- познавательной активности, любознательности, способность СТАВИТЬ задачи, то она вообще определяется средой, условиями, воспитанием процентов на 90. Если ребенку плохо, страшно, одиноко, если его жизнь слишком скучна, размерена, регламентирована "сверху", или, того хуже, если он живет в ситуации насилия, прессинга, физически страдает (от голода, боли), эти способности замирают и не развиваются, причем иногда их не удается полностью восстановить даже после прекращения негативного воздействия.

А теперь подумаем, что у нас на практике. Итак, три составляющих "общей умности": интеллект, креативность, познавательная активность. Меряются разными методиками, по-разному развиваются, в разной степени определяются соотношением среда-гены. Что с ними происходит?
Те способности, которые прекрасно поддаются развитию (особенно в возрасте 7-11 лет): творческие, художественные, музыкальные школой практически не востребованы. Их развивают либо особо подорванные родители, либо если уж они так выражены, что слепой не заметит. Развивают все равно по остаточному принципу -- если остается время от школы и от уроков. (Напомню, что не всякие занятия в музыкальной или художественной школе развивают способности, очень зависит от учителя и методики, иногда это просто натаскивание и ничего больше). Олимпиады считаются уделом избранных, задачи "на смекалку" , застенчиво обозначенные звездочкой в конце параграфа, тоже предлагают только тем, кто "уже все сделал". Развивающие игры на уроке появляются только для комиссии, а из детской субкультуры они катастрофически быстро исчезают, потому что у детей просто нет времени и возможностей для долгих игр в своей компании.

Те способности, которые довольно мало поддаются развитию, развиваем денно и нощно, через "не хочу" и слезы, удваивая, утраивая количество бесплодных усилий. К сожалению, даже не вполне бесплодных, поскольку плоды -- астенизация (истощение) и стойкая ненависть к самому процессу. Дети, от природы к этому способные, решают с интересом первые два-три задания, а потом по принципу "скорей бы отвязаться" еще десять однотипных, не получая при этом ровно ничего к уже полученному. Дети неспособные мучаются почти в равной степени и над первым и над десятым. (Только, пожалуйста, не надо сразу думать, что любой ребенок, у которого не идет математика -- интеллектуально неодаренный (или Пушкин). Все-таки чаще всего причина в том, что он не понял суть той или иной темы, что за формой алгоритма не видит его смыла. Тогда ему нужно разобраться, а не решить еще сто задач по образцу, так ничего и не понимая и мучительно пытаясь угадать, какую цифирку в какое место формулы вставить)
Особенно дико жалко детей-диграфиков, которых заставляют переписывать, "чтобы не было ошибок" и у которых с каждым переписыванием нарастает количество ошибок и масштаб отчаяния. Врочем, детей с врожденной грамотностью, которым приходится восстанавливать алгоритм "от обратного", то есть мучительно притягивать за уши объяснение, почему они написали так, как написали, тоже жалко.
Кстати, алгоритмически неспособными иногда оказываются как раз талантливые, незаурядно одаренные дети. Уже неудобно лишний раз вспоминать Пушкина и его "два" по математике, но из песни слова не выкинешь. И даже Эйнштейн в прусской начальной школе, построенной на зубрежке и алгоритмическом натаскивании, считался слабым учеником. А уж дисграфики вообще часто бывают весьма способными, и практически без шансов на высшее образование.

Наконец, те способности, которые, как нежные цветы, зависят в первую очередь от среды, мы погружаем в среду, мягко говоря, к ним неласковую. Страх неудачи, карающий красный цвет, нередко прямое эмоциональное насилие (крик, оскорбления, угрозы, шантаж), скука, алгоритмы, убивающие интерес, запрет на свободную мысль, свободное высказывание, на сомнение, на самостоятельный поиск. "А теперь, дети, раскрашиваем петуха на 37 странице. Ваня, какой у петуха должен быть гребешок? Правильно, красный. Все слышали, дети? Берем КРАСНЫЙ карандаш и закрашиваем аккуратно гребешок... ". Да если еще и родители на оценках повернуты и ремнем машут... Можно проститься с познавательной активностью вообще.

Ну, и? Что бы мы сказали о садовнике, которых ходит сапогами по нарциссам, но неустанно поливает камни?
Что-то меня тянет на цветоводческие ассоциации, то подснежники, то нарциссы... Весна! И каникулы, что отрадно...



На самом деле даже фиг бы с ними, с образованием и с развитием способностей. Меня как семейного психолога больше всего убивает, что ведь это все встает между родителями и детьми. Что в жертву алгоритмическому Молоху приносятся отношения, доверие, близость. Во многих семьях делание уроков и скандалы вокруг них полностью сжирают вечера, а с подростками необходимость заставлять ребенка делать то, что ему ненавистно и тошно, порой полностью сжирает отношения. Приемный ребенок вообще рискует второй раз стать сиротой, потому что в процессе борьбы за "клеточки" привязанность не формируется, не может, просто не успевает. Вот что по-настоящему грустно-то.
Образование сделали обязательным и всеобщим, более того, результаты ребенка в процессе получения образования сделали едва ли не главным мерилом родительской состоятельности. А научиться учить детей так, чтобы им было интересно и полезно, забыли. И даже не хотят пробовать.


Вновь прибывшим читателям, если интересно про это побольше, могу порекомендовать посмотреть через архив записи от 1 и 2 сентября 2009 года, там есть главки из моей книжки, про все про это."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Lark
Академик
Академик


На сайте с 01.06.06
Сообщения: 7898
В дневниках: 3759
Откуда: Новосибирск, Шлюз
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 19:52     Ответить с цитатой

helga64, в статье есть критика, но нет предложений по решению проблемы. Смысл такой статьи?
_________________
"- Ему плохо?
- Нет, ему хорошо.
- Хорошо?
- Живым все хорошо..." ©
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
helga64
СОискатель
СОискатель

На сайте с 13.01.06
Сообщения: 7151
В дневниках: 8048
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 20:07     Ответить с цитатой

Lark, думаю, с вопросом о смысле статьи Вам лучше обратиться к автору.
Если же интересует, почему я решила запостить статью на форум, то признАюсь: мне кажется, что некоторым родителям она может быть полезной, несмотря на отсутствие прямых предложений по решению проблемы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Lark
Академик
Академик


На сайте с 01.06.06
Сообщения: 7898
В дневниках: 3759
Откуда: Новосибирск, Шлюз
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 20:16     Ответить с цитатой

helga64, да предложений то вообще никаких нет, ни прямых, ни косвенных. :idontno: Вот правда, не вижу смысла в этой статье, совсем. Те родители, которые задумываются над вопросом, поднятым в статье, не найдут в ней ничего нового, а те, которые не задумывались вряд ли задумаются, потому как конкретики маловато, вода сплошная. ИМХО, конечно.
_________________
"- Ему плохо?
- Нет, ему хорошо.
- Хорошо?
- Живым все хорошо..." ©
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
helga64
СОискатель
СОискатель

На сайте с 13.01.06
Сообщения: 7151
В дневниках: 8048
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 20:25     Ответить с цитатой

Lark, а почему Вы возбудились? Ну, если статья неинтересная и бесполезная, не читайте, делов-то.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Lark
Академик
Академик


На сайте с 01.06.06
Сообщения: 7898
В дневниках: 3759
Откуда: Новосибирск, Шлюз
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 20:41     Ответить с цитатой

helga64, что значит "возбудились"? Если Вы выкладываете статью на форуме, то очевидно, что Вы ждете какого то обсуждения. Кстати, как можно понять интересная и полезная ли статья не прочитав ее? Я просто, причем замете, совершенно спокойно высказала свое мнение об этой статье. При чем тут "возбудились"? Складывается впечатление, что Вы не категорически неприемлете любую точку зрения, отличную от Вашей. Не ожидала от Вас, честно говоря.
_________________
"- Ему плохо?
- Нет, ему хорошо.
- Хорошо?
- Живым все хорошо..." ©
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (1)  
 
helga64
СОискатель
СОискатель

На сайте с 13.01.06
Сообщения: 7151
В дневниках: 8048
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 20:56     Ответить с цитатой

Lark, извините, если я Вас обидела. Честно - не хотела! /Я Вас уважаю.., правда./
Но и также я не понимаю, чтО Вам так не нравится. Лично мне эта статья кажется интересной и полезной. Пускай и без рецептов. Но даже просто осмыслить процесс обучения, его качество... Вы считаете, это никому не нужно? Посмотреть под другим углом зрения, не таким привычным. Мне это интересно, вот я и тиснула сюда статью.

Да, кстати - "Если Вы выкладываете статью на форуме, то очевидно, что Вы ждете какого то обсуждения" - вовсе не обязательно. Мне просто хотелось поделиться. Ведь не все читают ЖЖ Людмилы. А обсуждений и там хватает.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Lark
Академик
Академик


На сайте с 01.06.06
Сообщения: 7898
В дневниках: 3759
Откуда: Новосибирск, Шлюз
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 21:09     Ответить с цитатой

helga64, если Вы не хотите коментариев, то напишите об этом. Например, в подстрочнике темы. Обычно на форумах информацию выкладывают для обсуждения. Я просто высказала свое мнение об этой статье, не думала, что это вызовет такую реакцию.
_________________
"- Ему плохо?
- Нет, ему хорошо.
- Хорошо?
- Живым все хорошо..." ©
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (1)  
 
helga64
СОискатель
СОискатель

На сайте с 13.01.06
Сообщения: 7151
В дневниках: 8048
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 21:29     Ответить с цитатой

Lark писал(а):
helga64, если Вы не хотите коментариев, то напишите об этом. Например, в подстрочнике темы. Обычно на форумах информацию выкладывают для обсуждения. Я просто высказала свое мнение об этой статье, не думала, что это вызовет такую реакцию.
Какую "такую"? Мой первый ответ был вполне нейтральным... Обсуждение - возможно, почему нет? Но обсуждение в русле "статья бесполезная" - бесполезно тоже.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Lark
Академик
Академик


На сайте с 01.06.06
Сообщения: 7898
В дневниках: 3759
Откуда: Новосибирск, Шлюз
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 21:43     Ответить с цитатой

helga64 писал(а):
Lark, а почему Вы возбудились? Ну, если статья неинтересная и бесполезная, не читайте, делов-то.

Вот такую. На мой взгляд это не очень адекватная реакция. А на счет полезная - бесполезная. Обсуждение подразумевает отстаивание и обоснование своей точки зрения, разве нет? Я свою могу обосновать.
Мне статья показалась бесполезной, потому что в ней написаны довольно очевидные постулаты. Например: всем детям полезно развивать творческие способности не востребованные школой - да, полезно, думаю, что все присутствующие на этом форуме это понимают. Школа развивает детей однобоко - да, опять же это все знают, ничего нового. Не у всех детей есть способности к решению задач - абсолютно точно, не у всех, опять же это давно известно. И что дальше? Решений никто не предлагает. Просто что бы задуматься? А смысл? На мой взгляд это статья о том, о чем все, занимающиеся своими детьми, давно и так знают (а не занимающиеся на этот форум обычно не ходят) и задумываются над этим. Да, статья написана хорошим языком, но чего-то нового и пользы в ней - ноль.
_________________
"- Ему плохо?
- Нет, ему хорошо.
- Хорошо?
- Живым все хорошо..." ©
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
helga64
СОискатель
СОискатель

На сайте с 13.01.06
Сообщения: 7151
В дневниках: 8048
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 21:50     Ответить с цитатой

Lark, ой, мама миа. Ну, не нравится, не ешьте читайте. Вот, честно, в голову не придёт кидаться копьями в местах, которые мне кажутся бесполезными. Поверьте, таких мест на Сибмаме немало :lol: .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Lark
Академик
Академик


На сайте с 01.06.06
Сообщения: 7898
В дневниках: 3759
Откуда: Новосибирск, Шлюз
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 21:53     Ответить с цитатой

helga64, ну вот захотелось мне написать свою точку зрения, не вижу в этом ничего криминального. :haha:
_________________
"- Ему плохо?
- Нет, ему хорошо.
- Хорошо?
- Живым все хорошо..." ©
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (1)  
 
helga64
СОискатель
СОискатель

На сайте с 13.01.06
Сообщения: 7151
В дневниках: 8048
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 22:02     Ответить с цитатой

Да всяко :) - какой уж тут криминал. Засим предлагаю утвердить мир-дружбу-жвачку ;).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Мария Дроздова
Студент
Студент


На сайте с 16.10.06
Сообщения: 2282
В дневниках: 125
Откуда: ВЗ, 8-952-918-79-85
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 22:46     Ответить с цитатой

можно нарушить ваше дружное общение тет-а-тет?

Цитата:
На мой взгляд это статья о том, о чем все, занимающиеся своими детьми, давно и так знают (а не занимающиеся на этот форум обычно не ходят) и задумываются над этим. Да, статья написана хорошим языком, но чего-то нового и пользы в ней - ноль.


на мой взгляд польза в том, что автор ещё раз нам напомнила все эти истины. Потому как знать это одно, а применить относительно своего ребёнка совсем другое. Все мы тут много читали про школу, много знаем, но в нас есть стереотипы, которые закладывались системой-родителями-школой годами, они срабатывают в отношениях с ребенком чаще чем хотелось бы. А подобные статьи создают альтернативное информационное поле. Чем их будет больше, пусть даже пока без решений, тем лучше.

PS а я вообще не знала про ЖЖ Петрановской.
_________________
Детский лагерь в Новосибирске" Путь Капитанов"- нам по Пути!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
helga64
СОискатель
СОискатель

На сайте с 13.01.06
Сообщения: 7151
В дневниках: 8048
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 23:10     Ответить с цитатой

Мария Дроздова писал(а):
можно нарушить ваше дружное общение тет-а-тет?
...
PS а я вообще не знала про ЖЖ Петрановской.


1) нужно :)
2) (в т.ч. про то, что я заменила многоточием) да-да! И - спасибо, Мария Дроздова, а то я уже стала сомневаться, стОит ли то-то постить на Сибмаме ;) для широкого круга.
Потому что лично мне всё это видится как грамотное объяснение тех открытий, которые я делаю относительно моего среднего ребёнка, вот уже больше года (с середины 2го класса) находящегося на экстернате. Я наблюдаю и замечаю изменения, которые в "тематическом" кругу называют "расшколиванием". И в текстах Людмилы я вижу объяснения тому, что происходит с нашим нешкольником. /Я отнюдь не собираюсь агитировать за экстернат. Причин учиться в школе у каждого - мульён. Спорить не собираюсь. Мой младший через год отправится в 1й класс, а там - "будем посмотреть"./
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество
Страница 1 из 2 На страницу 1, 2  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах