Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
На сайте с 20.08.08 Сообщения: 8996 В дневниках: 3 Откуда: Новосибирск, Северо-Чемской
Добавлено: Чт Фев 05, 2015 11:33
Слух не нужен
Бывший президент Всемирной федерации глухих рассказывает о кохлеарной имплантации
Предлагаем вашему вниманию статью президента ВФГ и Финской ассоциации глухих, опубликованную в ведущей газете Финляндии Helsingin Sanomat (Вести Хельсинки) https://www.hs.fi/tilaus/ 19 июня 2005 г., где он высказывает свое отношение к проблеме кохлеарной имплантации (статья приводится в сокращении).
"В последнее время широко обсуждается проблема исправления глухоты у детей с помощью кохлеарных имплантатов. Смущает лишь одно – глухие родители глухих детей отказываются подвергать ребенка этой операции. Возникла весьма запутанная ситуация, поэтому хотелось бы высказать мнение самого сообщества носителей жестового языка по этой проблеме.
Жестовое сообщество не считает кохлеарную имплантацию единственным выходом для глухого ребенка. Существует очень много других способов взаимодействия с окружающей средой. Развитие в среде естественного языка обеспечивает благоприятное лингвистическое, социальное и интеллектуальное развитие.
Приблизительно десять процентов семей носителей жестового языка (ЖЯ) имеют глухих детей без имплантатов. В Финляндии их около пятисот. Они и их родители вынуждены проходить бесконечные тесты и процедуры реабилитации. Эксперты постоянно предлагают такой семье свои рекомендации.
Однако родители имеют право жить нормальной жизнью обычной семьи и должны иметь возможность воспитывать ребенка естественно. В семье уже существует язык, который прекрасно подходит для общения. Для многих людей глухота – это естественное состояние. Слух не нужен.
Если семья отказывается от операции по кохлеарной имплантации, на нее может быть оказано давление. Глухие родители хотели бы иметь возможность речевых занятий со своим глухим ребенком, но они им больше не предоставляются, ведь все возможности реабилитации теперь направлены только на тех детей, которые прошли операцию кохлеарной имплантации.
Носители ЖЯ не чувствуют себя инвалидами. Пользователи жестового языка считают себя лингвистической и культурной группой, и их цели и потребности схожи с теми, что есть у других подобных групп.
Тем, кому была сделана операция кохлеарной имплантации, все равно нужно знание жестового языка. Например, во время массовых мероприятий и в ситуациях общения в группе со слышащими, обладатели кохлеарных имплантатов находятся примерно в равном положении, что и пользователи ЖЯ или слабослышащие люди.
В Финляндии около 14 тысяч людей относят себя к жестовой лингвистическо-культурной группе. Многие из них – слышащие люди, например, дети глухих родителей.
Носители жестового языка – это глухие, слабослышащие и слышащие люди, чей первый или родной язык является жестовым. Большинство пользователей ЖЯ являются билингвами – они свободно владеют помимо жестового, еще финским или шведским.
В Финляндии также много носителей ЖЯ, чей родной язык не является жестовым. Это члены семей, где есть глухой ребенок, родственники, специалисты, работающие воспитателями или педагогами, коллеги по работе, переводчики ЖЯ или другие люди, использующие жесты в своей работе. Каждый год на курсы ЖЯ поступают многие слышащие люди. По жестовому языку можно защищать дипломы и диссертации в двух университетах Финляндии.
Жестовый язык стимулирует развитие участков мозга, отвечающих за зрительное восприятие, и у глухих, и у слышащих пользователей ЖЯ. Таким образом, знание жестового языка сейчас используется у слышащих для стимуляции обучения в целом, развития лингвистических и математических навыков.
Во многих странах существуют профессиональные жестовые театры. Национальный гимн Финляндии переведен на жестовый язык. Существует даже рэппер, который исполняет песни на ЖЯ.
Слышащих родителей склоняют к применению кохлеарных имплантатов, подчеркивая, что носители ЖЯ не могут писать или читать и часто не имеют работы. В действительности дело обстоит иначе. 77% пользователей жестового языка имеют работу. Лишь у немногих глухих существуют проблемы с трудоустройством.
Безработица среди носителей ЖЯ обусловлена низким уровнем образования и минимальным общением на жестовом языке в семье и в школе. Использование жестового языка было запрещено в образовательных учреждениях до 1970-х гг. За использование ЖЯ детей наказывали. Ношение слуховых аппаратов было обязательным. Поэтому в прошлом многие школьники не имели возможность развить свои навыки финского жестового языка.
Важные изменения произошли в 80-е годы. Слышащие родители начали изучать жестовый язык, и у глухих детей появились контакты с глухими взрослыми. Они получили возможность положительно идентифицировать себя как носителей ЖЯ. Благодаря новой политике в финской высшей школе сейчас много студентов с различными многоязыковыми навыками: они владеют финским жестовым, финско-шведским и американским жестовыми языками, знают письменные и словесные языки – финский, шведский, английский и многие другие.
Эти полилингвисты меняют культуру носителей ЖЯ. Они много путешествуют и имеют друзей по всему миру. Такие люди часто называют себя гражданами мира. Антропологи даже считают, что у глухих транснациональное самосознание, которое преодолевает границы государств.
Пользователи жестового языка активно осваивают интернет, технику мобильной коммуникации, вебкамеры и могут взаимодействовать с теми людьми, которые не владеют жестовым языком. Исследователи этого нового поколения проводят семинары, переговоры и другие мероприятия в сети Интернет. Они используют либо английский, либо американский жестовый язык.
Часть детей с имплантатами научится говорить хорошо, а часть – нет. Многим таким детям нужна помощь в школе, потому что они не могут воспринимать все ситуации в группе. У них может быть замедленное языковое развитие. Эта задержка недопустима, так как нарушает права детей. Например, в Швеции лингвистическое развитие детей с кохлеарными имплантатами защищено тем, что родители таких детей широко используют средства жестового языка."
Маркку Йокинен
Перевод Р. Ойяла-Сигнел, А. Комаровой
Опубликовано в «ВЕС» №9, 2005
О Маркку Йокинене
Маркку Йокинен с 1996 года возглавлял Финскую ассоциацию глухих. Работал координатором проекта обучения финскому жестовому языку и подготовке глухих преподавателей в университете Ювяскюля. В 2003 и 2007 годах избирался президентом Всемирной федерации глухих, с 2013 года занимает пост президента Европейского союза глухих. Предлагаем Вашему вниманию интервью с Маркку, записанное на Второй международная конференция «Лингвистические права глухих».
На сайте с 16.07.10 Сообщения: 1307 В дневниках: 2 Откуда: Новосибирск, МЖК Карта № 714714
Добавлено: Пт Мар 20, 2015 8:54
Айлив,добрый день! Не открывается ваша ссылка о минусах системы Леонгард и поиск не найду на этом сайте, вы не могли бы сами объяснить суть? Я только узнала о диагнозе своей дочери, ищу пути развития, пока Леонгард среди популярных. Но меня насторожили ваши слова
На сайте с 20.08.08 Сообщения: 8996 В дневниках: 3 Откуда: Новосибирск, Северо-Чемской
Добавлено: Сб Мар 21, 2015 12:03
Настя Пух
Да, ссылки не открываются, скорее всего, полетел сервер.
Это сайт Всероссийского общества глухих - на сегодняшний день самая многочисленная и старейшая общественная организация инвалидов. Там огромное количество полезной информации http://voginfo.ru
Что касается системы Леонгард. Я согласна с тем, что при обучении глухого ребенка все средства хороши. Но именно все средства, а не выборочно какое-то одно и при этом когда жестко отвергаются остальные.
Детей, обученных по системе Эмиллии Леонгард, не так много, как кажется. Это система очень и очень сложна и требует нереальной самоотдачи от родителей, что зачастую, особенно в условиях современной жизни, очень сложно сделать. Поэтому на каком-то этапе родители бросают это дело и переходят на другую систему обучения.
При наличии моего большого опыта работы в учебном заведении и огромном количестве знакомых мне глухих людей, я знакома всего лишь с несколькими такими глухими, которые уже взрослые, т.е. их от 24 до 35 лет. Т.е. их родители не сдались перед трудностями и я готова поставить памятник этим родителям за их самоотверженный труд.
Если характеризовать этих людей, обучавшихся только по системе Леонград, выясняется , что в большинстве случаев, получать профессиональное образование они приходят все же в специальные учебные заведения для глухих, т.к. учится в общем большом потоке любого университета им весьма сложно, т.к. с детства им помогали родители.
Эти ребята весьма начитаны, потому что литература является для них единственным способом восприятия информации, умны, хорошо владеют письменной речью. Но вот голос у них так и остается точно таким как и у любого другого глухого. Это отпугивает многих. У слышащих людей вообще очень важным является хорошо поставленная речь, а у "ленгардовцев" она не такая как мы это ожидаем.
Если говорить кратко, что для меня весьма трудно, эти люди, с точки зрения приспособленности и развития, действительно неплохо развиты и могут постороить професссиональную карьеру (но не особо высокую, т.к. коммуникация у них не такая свободная, как у нас с вами). Но самый минус - это то, что эти люди не могут построить семью и так и остаются на грани двух миров - слышащего и глухого, и ни один из этих миров не принимает этого индивида, как полноценного члена сообщества.
Исторически так сложилось, что глухие объединяются в свое сообщество, которое можно называть "субкультура глухих", т.к. имеет ряд своих признаков, например, своя язык (жестовый), свой менталитет, свои сообщество, свои театры, своих художников, поэтов и т.д., свой общий исторический опыт и самоидентификацию себя с этим сообществом.
Так вот "леонгардовцы" в результате так и не становятся членами ни сообщества глухих, ни сообщества слышащих.
А не могут построить семью по самой простой причине - коммуникация. Создать семью с глухим - проблема в коммуникации, один знает жестовый язык, второй не знает. Создать семью со слышащим - это ещё надо найти такого самоотверженного человека, который как и родители "леонгардовца", возьмется за особый способ коммуникации.
Все знакомые мне "леонгардовцы" до сих пор не построили семью и даже ни разу не имели каких-либо любовных отношений. Хотя мужчины пользуются успехом у женщин, у нас в русском менталитете как? "Возьму любого, на безрыбье и рак - рыба! Ну жалко же его , я готова быть матерью - нянкаться с ним".
Добавлено спустя 10 минут 47 секунд:
Настя Пух
Почитайте книги:
Человек из мира тишины, авторы Базоев и Палленный. В бумажном виде не найдете, только в электронном в интернете можно скачать.
И также почитайте книгу "Зримые голоса" автор Оливер Сакс - в этой книге пишут о, о чем у нас в России пока боятся говорить. И также там приведены результаты научных исследований глухих и их мозга. Таких исследований у нас даже и начинали проводить, т.к. в России глухой человек воспринимается как инвалид, которого надо лечить.
Это научно-популярная литература и очень хорошо и ясно написана.
На сайте с 16.07.10 Сообщения: 1307 В дневниках: 2 Откуда: Новосибирск, МЖК Карта № 714714
Добавлено: Сб Мар 21, 2015 16:31
Спасибо! у вас такой богатый опыт! А вы можете посоветовать специалистов для занятий с ребенком и мамой в Новосибирске? сейчас знакомлюсь с материалами с сайта deafworld, ищу вообще с чего начать наш путь к успеху.Только так!
На сайте с 20.08.08 Сообщения: 8996 В дневниках: 3 Откуда: Новосибирск, Северо-Чемской
Добавлено: Сб Мар 21, 2015 23:55
Настя Пух
Богатый опыт только благодаря тому, что я - ребенок глухих родителей. Полноценный член двух сообществ - глухих и слышащих. Так называемый бимодальный билингв )))
Занятия с сурдопедагогом Вы можете начинать без проблем. Сейчас несложно найти сурдопедагога. Я не могу Вам этого посоветовать, т.к. ещё не встречала дипломированного сурдопедагога, поддерживающего использование жестового языка с рождения глухого ребенка.
Жестовому языку обучать ребенка - таких специалистов у нас в России по пальцам пересчитать и они все в Москве. Могу предложить только Вам самой начать посещать курсы жестового языка и обучать ребенка.
Тамара77
Здравствуйте! Извините за беспокойство! Сыну ставят тугоухость 1 степени. Увидела, что у вас была аналогичная ситуация 3 года назад. Можно вас поспрашивать, как у вас сейчас ребенок и попросить советов? Спасибо!
Прошу совета ... сил потрачено куча, а воз и ныне там. С октября месяца 15 наблюдается у сурдолога Алисовой. На богаткова. Диагноза вразумительного на сегодняшний день нет. Предварительно ставит нейро тугоухость 2 степени. Сейчас нам 3.1... говорим мама через раз, папа, баба. На мой голос реагирует. У лоров разных лечились. Никто крминала не нашел, кроме Алисовой. Она не глядя ставит отит и отправляет опять лечится. Время идет, диагноза нет, оформляемся в группу зрр в саду, но и то сказали если подтвердится диагноз мы вам не поможем. Может было у кого что то подобное, интересует любая информация и про диагноз и про садики. Спасибо.)
На сайте с 20.08.08 Сообщения: 8996 В дневниках: 3 Откуда: Новосибирск, Северо-Чемской
Добавлено: Вс Фев 28, 2016 15:59
В начале января в Мельбурне проходила уже двенадцатая по счету международная конференция “Теоретические вопросы исследований жестовых языков” (TISLR).
Инфо от группы
Код:
http://vk.com/deafsign
Собрались как заслуженные метры, "живые классики" лингвистики ЖЯ, так и аспиранты, молодые исследователи, делающие первые шаги в этой науке. Первые конференции по лингвистике жестовых языков созывались еще в середине 80-х, когда-то в двух из них участвовала Галина Лазаревна Зайцева, на полке в библиотеке Центра стоит один из сборников и еще кое-какие материалы.
В 2013 Лондон собрал почти рекордное количество участников - 400 человек, до Мельбурна долетели лишь около 200. От потока информации и интенсивности просто дух захватывало, и в конце дня уже было трудно понять на каком конце света ты находишься, на каком языке общаешься, и с ужасом пытаешься восстановить в памяти то, что было часа три назад. В день было по 14-15 докладов, а в перерывах еще надо было познакомиться с постерными презентациями, которых было больше 130(!).
Были представлены практически все направления современной лингвистики: фонетика и фонология, морфология и синтаксис, социолингвистика, нейролингвистика, психолингвистика, бимодальный билингвизм, овладение жестовыми языками, жестовые языки меньшинств, "домашние" жесты и др. По фонологии были доклады о выявлении "иностранного акцента" у пользователей иностранным ЖЯ (Израиль), о ритме жестовых высказываний и сравнении кивков головой у шведов и финнов (сами без эксперимента замечали характерные движения головой в ФЖЯ), о типичных ошибках в воспроизведении жестов слышащими, изучающими ЖЯ: зеркальность показа жеста, движения в обратную сторону, большее или меньшее количество повторений. Это мы тоже замечали, но не исследовали специально - ВНУК превращается в праправнука, а вместо мирного КОФЕ кому-то яростно откручивают голову. Приятно, что четыре работы из этой секции схожи с курсовыми/дипломными работами наших студентов из МГЛУ - о необязательном использовании второй руки в двуручных жестах, об артикуляции слышащих пользователей ЖЯ и глухих носителей ЖЯ, о связи между мануальным и немануальным компонентами в Британском ЖЯ, об условных высказываниях.
Скрытый текст:
В разделе "Морфосинтаксис" было представлена пара работ, связанных с использованием указания. Известный австралийский лингвист Тревор Джонстон ставит под сомнение классификацию указательных жестов как местоимений и описывает свой эксперимент по выявлению их грамматической роли в высказываниях. Хочется отметить, что очень много исследователей используют готовые корпуса языков, как и в этом случае с осланом (Auslan). С точки зрения теории дискурса рассматриваются указательные жесты на примере немецкого ЖЯ. Особенностям нового словообразования посвящены две работы голландских и израильских лингвистов. Что касается жестового языка Нидерландов, то очень понравилась работа знакомого всем в нашей группе Вадима Киммельмана об использовании в синтаксических конструкциях так называемых риторических вопросов (не требующих ответа, т.е. на которые отвечает сам говорящий). В РЖЯ такое явление тоже, конечно, есть, но пока им еще никто не интересовался. Например, в РЖЯ: УДАРЯТЬ ПОЧЕМУ? ЖЕНУ ЗАЩИЩАТЬ или ОКАЗАЛОСЬ. ВОР КТО? ХОЗЯЙКА указ СЫН принадл НЕЗАКОННЫЙ (Он ударил его, потому что защищал свою жену. Оказалось, что вор – незаконнорожденный сын хозяйки).
У Вадима фразы включали риторический вопрос КТО? Группа исследователей из Швеции задалась целью выявить наиболее частотные жесты, их продолжительность и корреляцию с частями речи. Наиболее распространенными оказались местоимения, существительное ГЛУХОЙ на 10 месте, глагол ИМЕТЬ на 16-м.
Из социолингвистических исследований запомнилась работа Рейчел и Дэвида МакКи о жизнеспособности новозеландского жестового языка. Схожий доклад-предупреждение о высокой вероятности исчезновения некоторых жестовых языков прозвучал и на Конференции ВФГ в Турции в июле этого года. Для определения "живучести" любого языка требуется наличие хотя бы трех устойчивых факторов: количество пользователей, государственная поддержка и, что самое главное, возможность передачи языка от поколения к поколению. С одной стороны, в Новой Зеландии изменилось отношение к жестовому языку со стороны общества, в 2006 году он был официально признан законодательно, с другой стороны, молодое поколение глухих менее активно, детей поголовно подвергают двусторонней кохлеарной имплантации, спецшколы заменены на массовые школы, в которых возможность поддерживать и развивать ЖЯ очень низка. Таким образом, по критериям ЮНЕСКО НЗЖЯ относится к языкам "под угрозой исчезновения в связи с сокращением количества пользователей".
Под угрозой исчезновения также жестовые языки американских индейцев и некоторых племён центральной Австралии. Слава богу, уже удалось сделать, может быть, и неполное описание и фиксирование этих уникальных языков, которыми пользуются как глухие, так и слышащие. В центральной Австралии слышащие не должны говорить голосом в ряде ритуальных случаев, например, при тяжелой утрате. Было собрано около 1500 жестов племени Ворлпири, жесты многозначные, они размещены сейчас в он-лайн словаре, где поиск возможен и на английском языке. Созданию корпуса жестовых языков американских индейцев посвящена работа Джеффри Дэвиса. Сейчас на несколько групп американских и канадских индейцев (Блуфут, Чийенн, Кроу и др.) приходится менее 100 носителей ЖЯ, большинство из них пожилого возраста, некоторые уже скончались за время проекта. Некоторые молодые индейцы пытаются овладеть ЖЯ, сохранить его. Жестовый язык Гаити также является языком меньшинств, многие исследователи считают его лишь диалектом американского ЖЯ, однако глухие носители ЖЯ Гаити другого мнения. Докладчики говорят о необходимости обязательного привлечения к проектам по словарям или корпусу языка самих глухих в качестве равноправных участников исследований, о необходимсти учитывать их видение и позицию.
Что касается угрозы исчезновения языков, то в связи с этим вспоминается еще одно беспокойство, прозвучавшее как на этой, так и на турецкой конференции. В некоторых европейских странах в связи с интересом к ЖЯ сейчас становится больше пользователей ЖЯ среди слышащих, которые овладели им как вторым языком, чем глухих. Глухие-носители ЖЯ оказываются в меньшинстве! Есть наблюдения, что обученные слышащие строже следуют правилам грамматики (так научили!), у глухих же подход более гибкий. Вот такой социолингвистический парадокс!
По социолингвистике было еще несколько любопытных работ, например, об общении на тактильном ослане с точки зрения теории вежливости (общение не "прямо в лоб" как у глухих), об отличиях в числительных у японцев, южных корейцев и тайваньцев, о необходимости учитывать при исследованиях ЖЯ не только физический возраст респондентов, но и конкретное время обучения в конкретной школе или классе глухих.
По нейролингвистике запомнились работы о роли взглядов в коммуникации на примере французского ЖЯ, об их роли в ведении диалога или общении с несколькими участниками (голландцы изучали общение глухой мамы с глухими 5-летними близнецами). Интересна еще незаконченная работа по сравнению когнитивного развития глухих детей с ЖЯ с рождения, просто слышащих детей и детей с КИ, в возрасте от 5 до 12 лет. Уже очевидно, что глухие дети по памяти, вниманию, логическому планированию ничуть не хуже слышащих, что и обозначено в самом названии доклада: "никаких когнитивных проблем у глухих”…
Еще одно исследование, в котором участвовали дети с КИ и слышащие дети глухих родителей, которые пользовались ЖЯ с рождения, было сделано параллельно в США и Бразилии. Все дети в возрасте 4-8 лет, причем дети с КИ были поделены на две группы: глухих родителей, т.е. дети с ЖЯ с рождения, и слышащих родителей, дети без ЖЯ. Детям были даны задания на распознавание минимальных фонетических (звуковых) и жестовых пар. У слышащих детей глухих родителей, coda, все было хорошо в обоих тестах, точность ответов увеличивалась с возрастом испытуемых (в 8 лет лучше, чем в 4 года). Дети с КИ с жестовым языком давали ответы, сопоставимые с ответами coda, иногда даже выше, а вот дети с КИ без жестового языка безнадежно отстали от обеих групп как по словесному, так и жестовому тесту в обеих странах (например, результат 27,5% у КИ без ЖЯ против 87,5% у КИ с ЖЯ). Все же результаты по жестам были у КИ без жестового языка чуть лучше, чем в фонетическом тесте, что может говорить об их предпочтении визуальной информации. Еще один важный вывод можно сделать по этому исследованию: дети с КИ с ЖЯ с детства значительно опережают в звуковом распознавании, что развенчивает миф о вреде жестов для восприятия устной речи. В этой же группе докладов о бимодальном билингвизме хочется отметить еще одну работу о восприятии ЖЯ слышащих детей глухих родителей (coda). Некоторые предыдущие исследования отмечают, что рецептивные навыки coda сопоставимы или выше глухих детей из семей глухих. Результаты работы Джеффри Палмера говорят о том, что при восприятии сложных жестовых конструкций coda 5-6 лет показывают очень хорошие результаты, но к 7 годам результаты немного снижаются, что может быть вызвано преобладанием английского словесного языка в школе.
Скрытый текст:
В одной работе была сделана попытка проанализировать, кто занимается исследованиями лингвистики ЖЯ. Полученные данные основаны на анализе лишь 124 анкет, полученных от участников предыдущей конференции TISLR в Лондоне. Более 90% исследователей тем или иным образом связаны с университетами, 70% из них женщины, глухих лишь четверть, а coda всего трое. Нам же показалось, что в Мельбурне было приблизительно равное количество мужчин и женщин, а глухих явно больше 25%. Все это не так важно, как то, что более половины исследователей отмечали трудность привлечения глухих носителей ЖЯ к экспериментальным исследованиям и то, что данные современной лингвистики “не доходят” до сообщества глухих (34% ответов).
Наверное, пора уже заканчивать обзор докладов, хотя я еще и ни слова не сказала о постерных презентациях. Я говорила уже, их безумно много, но если это будет интересно, пишите, сделаю отдельный обзор.
Во время конференции состоялась встреча международного общества лингвистов жестовых языков (Sign Language Linguistics Society) и было подписано два очень важных соглашения о сотрудничестве и взаимопонимании: с Всемирной федерацией глухих и с Всемирной ассоциацией переводчиков жестовых языков. Было выбрано место поведения 14-й конференции TISLR в 2022 году – Осака, Япония. Претендовали еще ЮАР и США, но японцы убедили всех четкой организацией и планированием, привлечением богатых спонсоров. Следующая встреча должна состояться в сентябре 2019 в Германии, организует наш знакомый Кристиан Ратманн и Гамбургский университет. Будем надеяться, что она во всех отношениях станет более доступной, в том числе и для молодых исследователей.
Вот здесь уже наверняка можно было бы поставить точку, но расскажу еще кое-что о днях пребывания в Австралии. Обидно же лететь на край земли, чтобы только общаться с ученым людом в кондиционированном помещении.
Продолжение в группе в ВКонтакте
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах