|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Малиновская
Солнечная мама
На сайте с 17.07.04 Сообщения: 5492 В дневниках: 33754 Откуда: Новосибирск- Silicon Valley
|
Добавлено: Вс Май 20, 2007 18:06 Заголовок сообщения: Словесные игры |
|
|
Вот сижу-собираю материал про словесные игры, нашла хорошую статейку. Сохраню пока здесь.
Все эти игры объединены несложной общей канвой (участники строят башню из кубиков, каждый предварительно выбирает кубики определенного цвета) и общим словом-основой, которое предлагается ведущим или участниками группы.Играя первый раз, можно построить башенку для кошки.
1.БАШЕНКА ДЛЯ КОШКИ (рифма)
Ведущий кладет свой кубик первым, закладывая основание башни. Одновременно с этим действием он произносит слово: "кошка". Первый, кто придумает рифму к слову-основе, произносит свое слово (пусть будет "ложка"), и пристраивает свой кубик сверху. Следующий говорит "крошка" - наверх ложится еще один цветной кубик; "ладошка" - еще один. Победителей в этой игре двое: тот, чей кубик окажется сверху и тот, чьих кубиков в ряду будет больше.
2.БАШЕНКА ДЛЯ КОШКИ (слог)
Основатель башни, утверждая свой кубик, произносит лишь начало слова:
- Ко...
- ...шка! - заканчивает самый быстрый, и его кубик ложится сверху.
- ...рова! - так продолжает следующий. Еще один кубик.
- ...шмар! - кричит третий.
- ...лобок!...
- ...рыто!...
А вот кубик, который пытается занять свое место, прикрывшись словом "ко- рета", с позором изгоняется. Та же судьба постигает кубик под словом "ко-равай". Причем удивительно то, что в большинстве случаев дети интуитивно сами чувствуют верную морфему слова. Почему пятилетние, теряющие язык, еще не читающие (по крайней мере по-русски) дети "корову", в первом слоге которой четко звучит "а", относят к нужным словам, а "корету" - отметают? Врожденная грамотность? Чутье? В любом случае - материал для интересных исследований психологов и лингвистов. Студенты, берите на заметку… Но я, кажется, отвлеклась.
3.БАШЕНКА ДЛЯ КОШКИ (какая?)
3. Первый кубик появляется, вновь сопровождаемый словом "кошка".
- Какая? - спрашивает взрослый.
- Серая! - первый ответ, кубик наверх.
- Пушистая! - вот и кубик второго игрока.
- Сердитая! - следующий кубик.
Вначале мы не определяли победителей, просто радостно восхищались высотой башни (на будущее: если дети в группе младше четырех лет, стоит придерживаться этой стратегии всегда ). Затем пошла игра "на победу", позже правила ее усложнились, стали более жесткими. Разрешалось называть только один признак определенного типа - форма, цвет, размер... Если кто-то произносил: "Рыжая", все остальные кричали: "Цвета заняты". И кошка уже не могла стать черной, белой и даже пестрой. Иногда вместо вопроса: "Какая?" звучал вопрос: "Что делает?". Тогда сыпались ответы:
- Лежит!
- Мяукает!
- Дерется!
Одна из бабушек взяла на себя роль ассистента-летописца, запаслась маркерами, и на белой доске крупными печатными буквами выписывала каждое новое слово, используя маркер того же цвета, что и появляющийся наверху кубик. Когда башня становилась слишком высокой и собиралась рухнуть, ее аккуратно клали набок, превращая в паровозик. После "кошки", естественно, была "мышка", потом почему-то "рука"...
Период увлечения подобными играми длился около месяца. Затем оказались востребованными и ролевые игры, и сказки по кругу - один начинает, другой продолжает повествование, и кукольный театр. Однако почти всегда соблюдался ритуал "сквозной" словесной игры, проходящей через все занятие. Мы вместе придумывали слово, решали, что с ним сегодня будем делать, какое задание выбираем - и башня в углу комнаты потихоньку росла в течение полутора часов нашей встречи
Об этих играх вспомнилось уже здесь, в Петербурге, когда в разговоре с учителями и воспитателями мы коснулись темы детской речи. Почему наши дети в два-три года - замечательные веселые словотворцы; что ни скажут, все свежо и вкусно (вспомните хотя бы "От двух до пяти" Чуковского или словарь "Говорят дети" Цейтлин), а к шести-семи годам с трудом подбирают слова, чтобы выразить свою мысль? Учителя начальных классов отмечают: словарный запас у школьников сократился; не то, что любви, но даже интереса к русскому языку нет. Как его вернуть?
Словесные игры - не панацея, но очень неплохая подмога и в этом случае. Через несколько дней после нашего разговора в двух детских садах родители, приходящие после работы, видели примерно такую картину: дверь в группу раскрыта, через весь зал в раздевалку тянется разноцветная полоска, а любимое чадо с радостным воплем: "Картошка!" несется пристраивать свой кубик в ее конец... |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|