Новости сайта и форума Sibmama 
[Фотофлешмоб]
ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЙ: "ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ"
Свои фото по самой актуальной теме этой недели выкладываем с 24 апреля по 7 мая ЗДЕСЬ>>>>
Какой смысл имеет фраза "Не отвлекайся!"?
Продолжаем исследование словаря детско-родительского общения

На страницу 1, 2  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Воспитание детей. Семейные отношения
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Фев 02, 2012 17:39    Заголовок сообщения: Какой смысл имеет фраза "Не отвлекайся!"? Ответить с цитатой

Добрый день, уважаемые участники форума!

Предлагаю продолжить психолого-лингвистическое исследование детско-родительских отношений, зачатое здесь и здесь

Стоят морозы - самое время погреться серьезной научной работой :-)

Фраза, которую я предлагаю сегодня Вашему вниманию: «Не отвлекайся!». Своеобразие этой фраз в том, что ею предполагается переключить внимание ребенка с той деятельности, которой он занят на ту, которой необходимо заниматься. Однако, будучи произносимой часто повышенным тоном, эта фраза сама притягивает к себе внимание, а не концентрирует его на требуемой деятельности.

Словарь под редакцией Д. Н. Ушакова предлагает нам следующее толкование слова «отвлечься»:

ОТВЛЕ́ЧЬСЯ, отвлекусь, отвлечёшься, отвлекутся, прош. вр. отвлёкся, отвлеклась, •совер. (к отвлекаться).
1. Перестав заниматься одним, сосредоточиться на другом, обратить внимание на другое, заинтересоваться другим. «Мысли его отвлеклись далеко в сторону.» Фадеев.
2. Мысленно оставить что-нибудь в стороне, представить что-нибудь отдельно, независимо от другого, в абстрагированном виде (•книж. ).
Значит, «не отвлекайся!» - перестань заниматься тем, что делаешь, вернись к первоначальному занятию.

Предлагаю поразмышлять над этой фразой, для удобства можно воспользоваться следующим планом:

1. Как часто Вы используете эту фразу в общении с ребенком?
2. На какой эффект Вы рассчитываете, произнося ее?
3. В каких ситуациях она максимально эффективна?
4. В каких - ее эффективность минимальна?
5. Какова, по Вашим наблюдениям, мотивация взрослого произносящего эту фразу: проконтролировать действия ребенка, позаботиться об эффективной работе ребенка, помочь ребенку быстрее справиться с его делом? Что-то еще?
6. Как ребенок обычно реагирует на эту фразу?
7. Если у Вас есть собственные детские воспоминания, связанные с этой фразой, поделитесь ими, пожалуйста.

Буду весьма и весьма признательна всем участникам дискуссии.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Леся:))
Академик
Академик

На сайте с 06.11.10
Сообщения: 23033
В дневниках: 18744
Откуда: Россия))
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Фев 02, 2012 17:53     Ответить с цитатой

АнечЬка
Не использую (по крайней мере, мне так кажется :haha: ), так как убеждена (и на опыте подтверждается) в абсолютной неэффективности фраз с предлогом НЕ, обращенных к детям.
"Чудесным образом" НЕ не воспринимается детским мозгом, и мы получаем противоположенный ожидаемому результат. :yes:
_________________
Чтобы жить и радоваться, нужны всего две вещи: во-первых - жить, а во-вторых - радоваться

Будьте реалистами - требуйте невозможного!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Фев 02, 2012 17:55     Ответить с цитатой

Леся:))
Да, по поводу частицы не надо тоже сюда будет материалы собрать и приложить. В итоговом материале так и сделаю. Спасибо.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Леся:))
Академик
Академик

На сайте с 06.11.10
Сообщения: 23033
В дневниках: 18744
Откуда: Россия))
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Фев 02, 2012 17:59     Ответить с цитатой

АнечЬка
Спасибо Вам за интересные исследования :-)
_________________
Чтобы жить и радоваться, нужны всего две вещи: во-первых - жить, а во-вторых - радоваться

Будьте реалистами - требуйте невозможного!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
мна
Профессор
Профессор

На сайте с 01.02.10
Сообщения: 7535
В дневниках: 123
Откуда: Новосибирск ул.Кропоткина
Карта № 023049
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Фев 02, 2012 19:52     Ответить с цитатой

1. Как часто Вы используете эту фразу в общении с ребенком?
* очень редко.
2. На какой эффект Вы рассчитываете, произнося ее?
* если ребёнок должен выполнить какое-то задание и вдруг на полпути переключил внимание на что-то что не относится к заданию, рассчитываю вернуть его обратно к выполнению начатого.
3. В каких ситуациях она максимально эффективна?
* выполнение домашнего задания.
4. В каких - ее эффективность минимальна?
* не могу ответить, не применяла её нигде более.
5. Какова, по Вашим наблюдениям, мотивация взрослого произносящего эту фразу: проконтролировать действия ребенка, позаботиться об эффективной работе ребенка, помочь ребенку быстрее справиться с его делом? Что-то еще?
* поскорее закончить то, что для ребенка не очень приятно/интересно (иначе бы не отвлекался) и сделать начатое качественно (отвлекаясь можно наделать ошибок).
6. Как ребенок обычно реагирует на эту фразу?
* спокойно переключается обратно на домашнее задание.
7. Если у Вас есть собственные детские воспоминания, связанные с этой фразой, поделитесь ими, пожалуйста.
* нет.
_________________
Вещи на мальчика-подростка
https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=1479157
Женские вещи большого размера
https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?p=73789609#73789609
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Dun
Детский сад
Детский сад


На сайте с 05.06.08
Сообщения: 130
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Фев 02, 2012 21:24     Ответить с цитатой

Анечька, в исследовании подразумевается участие только тех людей, которые используют это высказывание?
Может, кто-то обходится без нее, но при этом ужасно страдает ;) Предлагаю в связи с этим расширить список вопросов :give_heart: Так, быстрее согреемся ;)

1. Как часто Вы используете эту фразу в общении с ребенком?
***Не использую
2. На какой эффект Вы рассчитываете, произнося ее?
***не рассчитываю
3. В каких ситуациях она максимально эффективна?
***не может быть эффективна, потому что ребенку нужно сказать конкретно, что делать, а НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ и подобные высказывания звучат для него абстрактно.
4. В каких - ее эффективность минимальна?
***Всегда.
5. Какова, по Вашим наблюдениям, мотивация взрослого произносящего эту фразу: проконтролировать действия ребенка, позаботиться об эффективной работе ребенка, помочь ребенку быстрее справиться с его делом? Что-то еще?
*** помочь ребенку быстрее справиться с его делом. Как можно этой фразой проконтролировать? :)
6. Как ребенок обычно реагирует на эту фразу?
*** удивляется, если говорит кто-то чужой.
7. Если у Вас есть собственные детские воспоминания, связанные с этой фразой, поделитесь ими, пожалуйста.
*** Меня эта фраза возвращала и теперь возвращает к делу, от которого я будто бы отвлеклась :-)

В обчем... все дети разные и врослые - тоже :)
_________________


Последний раз редактировалось: Dun (Пт Фев 03, 2012 0:05), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Зимняя радуга
Академик
Академик

На сайте с 16.01.09
Сообщения: 11753
В дневниках: 149
Откуда: Новосибирск. Центральный
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Фев 02, 2012 21:36     Ответить с цитатой

АнечЬка
Какая актуальная для нас тема :aga-aga:

1. Как часто Вы используете эту фразу в общении с ребенком?
Вот стала замечать за собой, что появилась у меня эта фраза. Но т.к. я себя "вижу со стороны" достаточно объективно, то на первых же фазах пытаюсь корретировать свое отношение и как следствие поведение.
В последнее время доча стала постоянно и часто отвлекаться, вот прям ужас какой-то на каждую мелочь :o Результат - постоянно недоделанные задания, или усталость от того что приходиться таааак доооолго делать. И вот тут я поймала себя на мысли, что в мой лексикон вошла фраза "Не отвлекайся."
Напишу сразу в этом же пункте. Когда осознала - переиначила свой подход, теперь когда вижу, что отвлекается, то смотрю на то ЧТО УЖЕ сделано и говорю "Вот это да! Да ты уже вон сколько успела сделать! И вон так получается классно!!! (дальше по теме) :haha: " У ребенка "второе дыхание" открывается и задание доделывается в срок и хорошо! А у нас с ребенком :in_love:

2. На какой эффект Вы рассчитываете, произнося ее?
Во-первых, научить доделывать начатое до конца
Во-вторых, не хочется терять время впустую (на отвлечения)

3. В каких ситуациях она максимально эффективна?
Сложно вот так однозначно сказать. Хотя у нас наверное эффективна в случае выполнения какого-то четкого конкретного действия (одеться на улицу, собрать кубики и т.п.)

4. В каких - ее эффективность минимальна?
В случае творчества детей или где требуется их размышления, т.к. думаю, что рубанет это поток их мыслей, даже если ребенок отвлекся и потом сложно сконцентрироваться и начать сначала.

5. Какова, по Вашим наблюдениям, мотивация взрослого произносящего эту фразу: проконтролировать действия ребенка, позаботиться об эффективной работе ребенка, помочь ребенку быстрее справиться с его делом? Что-то еще?
Научить концентрировать внимание на выполнении конкретного дела.

6. Как ребенок обычно реагирует на эту фразу?
У меня дочь всегда спокойно реагировала и старалась доделать начатое не отвлекаясь. Но один раз "ну мама....." было (что для нее вообще не свойственно). Хотя я тогда воспринила это как инфопосыл типа "чего вторгаетесь в мое личное пространство: мои мысли, мои взгляды, мои движения" В общем я подумала, что защита своих личных интересов и желаний для ребенка - это тоже классно и важно 5ballov

7. Если у Вас есть собственные детские воспоминания, связанные с этой фразой, поделитесь ими, пожалуйста.
Вот так прям эту фразу не помню, но помню, что была постоянная установка мамы "Надо сделать то-то до стольки-то, иначе не будет тебе (здесь то удовольствие которого я лишаюсь)" :-(
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Фев 03, 2012 7:26     Ответить с цитатой

Добрый день!
мна
Спасибо Вам за участие в исследовании.

Dun
Цитата:
кто-то обходится без нее, но при этом ужасно страдает
Поясните, пожалуйста. Человек страдает от того ,что ему нечем выразить смыслы, которые несет эта фраза? Или речь о чем-то другом?

Вам, как человеку, не пользующемуся этой фразой, на какой вопрос относительно нее представляется продуктивным ответить :)
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Denia
Студент
Студент


На сайте с 25.04.10
Сообщения: 2391
Откуда: Новосибирск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Фев 03, 2012 15:30     Ответить с цитатой

Использую эту фразу, когда сын (10 лет) делает уроки.
Он может задуматься о каких-то других проблемах, начать играть тем, что под руку на столе попадется, начать задавать мне вопросы на отвлеченные темы и прочее. Обычно отвлекается, когда нет особого желания делать уроки, а иногда просто ему надо отдохнуть от мыслительного процесса, а иногда не знает, как задачу решить.
Он вообще по его словам "любит витать в облаках". А мне хочется, чтобы он контролировал себя.
Реагирует нормально, возвращается к урокам.
_________________
8 953 86 86 765
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Фев 04, 2012 8:17     Ответить с цитатой

Марина&Аленочка
Спасибо Вам за развернутые ответы.

Цитата:
Когда осознала - переиначила свой подход, теперь когда вижу, что отвлекается, то смотрю на то ЧТО УЖЕ сделано и говорю "Вот это да! Да ты уже вон сколько успела сделать! И вон так получается классно!!! (дальше по теме) :haha: " У ребенка "второе дыхание" открывается и задание доделывается в срок и хорошо!
Очень ценный прием переориентирования и собственного внимания и детского. как следствие собственного. Я могу взять этот прием со ссылкой на Вас?

Цитата:
Научить концентрировать внимание на выполнении конкретного дела.
Эта фраза, как сигнальный флажок?

Цитата:
Хотя я тогда воспринила это как инфопосыл типа "чего вторгаетесь в мое личное пространство: мои мысли, мои взгляды, мои движения"
Эта фраза при определенных обстоятельствах может восприниматься как вторжение? Иногда поддержка и помощь, а иногда вторжение? В чем различие ,на Ваш взгляд?

Добавлено спустя 16 часов 7 минут 38 секунд:

Denia
Цитата:
Он может задуматься о каких-то других проблемах, начать играть тем, что под руку на столе попадется, начать задавать мне вопросы на отвлеченные темы и прочее.
В любой из этих ситуаций может использоваться фраза: не отвлекайся? Или возможны вариации?

Эта фраза делегирует контроль за своими действиями ребенку? Или механизм воздействия, на Ваш взгляд, иной?
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Fivel
Подготовишка
Подготовишка

На сайте с 12.01.08
Сообщения: 338
В дневниках: 6
Откуда: Новосибирск, Кропоткина, Тимирязева
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Фев 04, 2012 16:47     Ответить с цитатой

Такую фразу "НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ" стала использовать, когда посмотрела как доча кушает в садике (раньше ее не помню, чтобы применяла). Дело в том, что в садике делается так: кто покушал - идет и играет, а остальные доедают. Так вот моя доча начинает отвлекаться на все: на игру, на разговоры, кто-то вошел, ушел, список можно продолжать бесконечно, а покушать забывает. Один раз даже видела как она просто облизнула вилку, на которой ничего не было.

Попросила в садике, чтобы нянечка или воспитатель напоминали ей, по возможности, чтобы она кушала, когда она отвлекается. Говорят, что докармливают и напоминают всем, но сама видела, когда после, например, завтрака начинается какое-нибудь занятие и надо побыстрее всех детей собрать, то нянечка собирает тарелки, ну а дети и не говорят, что будут еще кушать, им хочется пойти ко всем играть или собираться.
После этого, дома попросила дочу "НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ", попыталась объяснить ей, что это значит. ЧТобы она кушала побыстрее, а не засматривалась, чтобы пойти со всеми вместе играть (хотя детки все отвлекаются, но как-то успевают покушать, доча же всегда последняя можно сказать доедает).
Постараюсь найти еще какой-нибудь подход.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Фев 06, 2012 13:16     Ответить с цитатой

Добрый день!

Fivel
Каков возраст Вашей девочки?

Цитата:
После этого, дома попросила дочу "НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ", попыталась объяснить ей, что это значит.
Дочь Вас поняла? Насколько эффективно теперь получается регулировать ее поведение этой фразой?
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Зимняя радуга
Академик
Академик

На сайте с 16.01.09
Сообщения: 11753
В дневниках: 149
Откуда: Новосибирск. Центральный
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Фев 06, 2012 21:09     Ответить с цитатой

АнечЬка писал(а):
Марина&Аленочка
Спасибо Вам за развернутые ответы.
:love_sibmama:

АнечЬка писал(а):
Цитата:
Когда осознала - переиначила свой подход, теперь когда вижу, что отвлекается, то смотрю на то ЧТО УЖЕ сделано и говорю "Вот это да! Да ты уже вон сколько успела сделать! И вон так получается классно!!! (дальше по теме) :haha: " У ребенка "второе дыхание" открывается и задание доделывается в срок и хорошо!
Очень ценный прием переориентирования и собственного внимания и детского. как следствие собственного. Я могу взять этот прием со ссылкой на Вас?
Конечно :oops:

АнечЬка писал(а):
Цитата:
Научить концентрировать внимание на выполнении конкретного дела.
Эта фраза, как сигнальный флажок?

Не совсем поняла вопроса, т.к. мотивация и сигнальный флажок для меня несколько различные вещи :aga-aga:

АнечЬка писал(а):
Цитата:
Хотя я тогда воспринила это как инфопосыл типа "чего вторгаетесь в мое личное пространство: мои мысли, мои взгляды, мои движения"
Эта фраза при определенных обстоятельствах может восприниматься как вторжение? Иногда поддержка и помощь, а иногда вторжение? В чем различие ,на Ваш взгляд?

Разница в мироощущении ребенка в конкретный момент, в потребности контроля для ребенка со стороны родителя, в потребности помощи/наставничества/совета...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
sensorik
Академик
Академик

На сайте с 04.10.08
Сообщения: 13614
В дневниках: 246
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Фев 06, 2012 21:29     Ответить с цитатой

1. Как часто Вы используете эту фразу в общении с ребенком?
редко

2. На какой эффект Вы рассчитываете, произнося ее?
привлечь к себе внимание

3. В каких ситуациях она максимально эффективна?
навеоно в тех когда ребенок заинтересован в том, чтобы быстрее что-то сделать

4. В каких - ее эффективность минимальна?
во всех остальных

5. Какова, по Вашим наблюдениям, мотивация взрослого произносящего эту фразу: проконтролировать действия ребенка, позаботиться об эффективной работе ребенка, помочь ребенку быстрее справиться с его делом? Что-то еще?
сократить какое-то не очень приятное совместное с ребенком занятие

6. Как ребенок обычно реагирует на эту фразу?
раздражается или не реагирует

7. Если у Вас есть собственные детские воспоминания, связанные с этой фразой, поделитесь ими, пожалуйста.
вроде бы ярких нет, разумеется родители говорили эту фразу, но для меня эта была скорее что-то не несущее смысловой нагрузки. Я амбидекстр, в голове всегда несколько мыслей и занята почти всегда несколькими делами. В детстве родители не могли понять как я могу одновременно слушать музыку, читать и решать задачи одномоментно и твердили эту фразу по 100 раз за день.
_________________

Не строю в душе из себя недотрогу, и честно добавлю - характер не мёд...
Вчера черный кот уступил мне дорогу и, сплюнув три раза, поперся в обход!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Фев 07, 2012 17:17     Ответить с цитатой

Добрый день!
Марина&Аленочка

Цитата:
Не совсем поняла вопроса, т.к. мотивация и сигнальный флажок для меня несколько различные вещи
Поясню. Произнесение этой фразы становится чем-то вроде сигнального флажка: "Ребенок, обрати внимание, ты занят чем-то незапланированным". Это может работать в том случае, если ребенок сам не заметил, как отвлекся. Мой вопрос был об этом.


Цитата:
Разница в мироощущении ребенка в конкретный момент, в потребности контроля для ребенка со стороны родителя, в потребности помощи/наставничества/совета...
Вы можете детализировать и конкретизировать, в каких ситуациях, по Вашим наблюдениям, ребенок воспринимает так (например, как контроль), а в каких иначе (например, как помощь)?
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Воспитание детей. Семейные отношения
Страница 1 из 2 На страницу 1, 2  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах