Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
pooha
Главная хулиганка Сибмамы
На сайте с 29.09.03 Сообщения: 18411 В дневниках: 20290 Откуда: Академ
|
Добавлено: Пт Окт 08, 2004 14:10 Заголовок сообщения: В чём прикол фольклора? |
|
|
У меня мама всю жизнь коллекционирует книги по "устному" фольклору, в том числе и детские. Поэтому сейчас предлагается читать это сыну. Вот я совершенно не понимаю, а зачем это?
1.Слова там незнакомые, многие из них не используются сейчас даже для описания прошлого. Мы и обычные то слова не бодро осваиваем.
2.Объекты тоже незнакомые. Мы- люди безнадёжно городские, родственников в деревне нет. Так что "петух", "гусь", "корова" - это экзотика типа жирафа или бегемота, смотреть мы ближайшие несколько лет на это будем, видимо, только в зоопарке. Сыну гораздо интереснее трактора, машины и самолёты.
3. Многие вещи "адаптированы" под детей, там , видимо, что-то уже меняли со словами, поэтому ритма в стихах нет, так сказать "ни в склад, ни в лад".
В итоге у меня вопрос к тем, кто водит детей заниматься устным фольклором, что это даёт детям? Это действительно чем-то хорошо или просто от недостатка "светлого-доброго-вечного" в современной детской литературе?_________________ "Естественное желание хороших людей -добывать знание" Л. да Винчи |
|
Вернуться к началу |
|
|
Анастасия
Летняя симфония
На сайте с 08.11.02 Сообщения: 22220 В дневниках: 19577 Откуда: Новосибирск - Монреаль
|
|
Вернуться к началу |
|
|
pooha
Главная хулиганка Сибмамы
На сайте с 29.09.03 Сообщения: 18411 В дневниках: 20290 Откуда: Академ
|
Добавлено: Пт Окт 08, 2004 16:44 |
|
|
Ой, что там читают без меня, я не знаю, а я пыталась читать "Пятьдесят поросят" сборник из-за ярких картинок. Ну фраза типа:"Катюша-удала, стакан мёда поднесла". Слово "удалой" я в жизни не использую, мёд здесь=медовуха. Или фраза "Красный рыжего спросил- Чем ты бороду красИл" Но здесь же ударение неправильное... Или "две курицы на улице с петухом дерутся" , ну не знает ребёнок, что это за звери. Вот я и сомневаюсь, может это просто набор слов для него. "Сидит ворон на дубу" у нас тоже в обработке неудобочитаемой. Я её сама переделала, чтобы красиво звучало, тоже из-за картинок терпим.
С пением, конечно, мысль интересная, были где-то у нас и песенки с нотами. Надо тексты посмотреть. Мой с удовольствием подвывать будет._________________ "Естественное желание хороших людей -добывать знание" Л. да Винчи |
|
Вернуться к началу |
|
|
Белка
Мастер спорта
На сайте с 16.05.03 Сообщения: 10597 В дневниках: 4699
|
|
Вернуться к началу |
|
|
МаМАша
Профессор
На сайте с 03.09.03 Сообщения: 3501 В дневниках: 3670 Откуда: Академгородок.Демако ва Карта № 007554
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Andrei (Гость)
Гость
|
Добавлено: Пн Мар 07, 2005 11:48 Заголовок сообщения: Солнышко-Колоколнышко |
|
|
А вот была такая книжка, "Солнышко-колоколнышко" (Новосибирское изд-во, 1979). Её Александр Плитченко составлял, был в Новосибирске такой поэт. Книжка чудесная, и картинки в ней Светлана Ким нарисовала до чего замечательные! Сейчас таких не рисуют - времени нет, да и таланта тоже, увы... Найдёте - не пожалеете!
А ещё я с дочкой Анютой (5 лет) сходил осенью на концерт Пелагеи. Вот где рёбёнок был счастлив, честное слово!
А.Щ. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Пчела
Профессор
На сайте с 20.01.05 Сообщения: 4709 В дневниках: 10
|
Добавлено: Ср Мар 09, 2005 3:09 |
|
|
Моей дочери 4,6 года. Недавно начали на занятиях учить пемсни народные. Дочка просто балдеет от них. Часто сама сидит и себе поет. Они такие тягучие, плавные... Да и слова лучше выговариваются. Неправильно уже не скажешь.
Например.
Ой, блиныыы, блиныыы, блиныыы,
Вы, блинооочки моииии...
Я очень рада, что мы их учим. А всякие потешки, присказки вырабатывают у ребенка ритм и чувство слова, красоту слова. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Анастасия
Летняя симфония
На сайте с 08.11.02 Сообщения: 22220 В дневниках: 19577 Откуда: Новосибирск - Монреаль
|
Добавлено: Чт Мар 10, 2005 15:55 |
|
|
Пчелка Майя писал(а): | Да и слова лучше выговариваются. Неправильно уже не скажешь.
Например.
Ой, блиныыы, блиныыы, блиныыы,
Вы, блинооочки моииии...
|
А как быть, если слова в песне произносятся неправильно? Например, "А я по лугу":
А я по лугу,
Я по лугу гуляла.
Я с комариком,
С комариком плясала.
Мне комар ножку
Комар ножку отдавил...
и т.д. - в каждом куплете 2-3 ошибки. Ну вот как ребенку объяснить, что так говорить нельзя?
В потешках, кстати, такого тоже немало. И ритм часто хромает...
Про ворона, например:
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу, (на дубе же правильно? или я путаю?)
Он играет во трубу. (тут уж я, как музыкант, точно могу сказать: правильно - "на трубе")
(далее - ритм внезапно меняется) Труба точёная - позолочёная.
(или имеется в виду "точеная - позолоченая"???)
Песня ладная. (что к чему? вообще рифмы нет, про ритм промолчу. так и хочется добавить "совсем не складная")
ну и так далее... Вот какую "красоту слова" и "ритм" у ребенка это разовьет? Мы тоже читаем эти потешки, но я каждый раз задумываюсь - а зачем Ничего пока не придумала. Может, подскажете?_________________ Маневровый бронепоезд.
Онлайн курсы для педагогов-музыкантов ("дошкольников"). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, орф-педагогам, руководителям музыкальных студий. |
|
Вернуться к началу |
|
|
gitana
Студент
На сайте с 02.09.02 Сообщения: 1850 В дневниках: 1118 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Чт Мар 10, 2005 16:27 |
|
|
Скажу, как прошедший через фольклорную закалку в детстве - старшие брат и сестра пели в нынешней крАсоте, а сама я в детстве за ними ходила, а потом на МЖК в какой-то клуб подростковый ходила петь (и отлынивала заодно таким образом от хоровых занятий в музыкалке).
Так вот - все эти несоответствия "грамматические" (как "на дубу", "во трубу") мое детское ухо воспринимало именно как "неправильное, но занятное и в данном контексте уместное". Ведь ребенок растет и бОльшую часть времени слышит нормальную речь, с нормальными ударениями и привычными словами. А фольклор - это культурное развитие... Тем более, что это - часть нашей культуры. Как, например, изобразительное искусство - ведь по жизни нам совершенно не требуется различать, где натюрморт, а где - пейзаж, не критично знать живописцев именитых. Но - почему-то водят детей в картинные галереи иногда, "приобщают к прекрасному". Так и фольклор для меня - некоторое искусство, уходящее корнями в глубокое прошлое...
А по поводу "нескладушек" - они тоже своеобразные. Если их читать с выражением, то они вполне напевными получаются. Вот часто спрашивают - "в чем смысл сказки про курочку Рябу?". А вы ее послушайте - она очень мелодичная сама по себе.
И, если уж говорить о нескладушках, то современное рифмоплетство детских авторов зачастую ни в какие ворота не лезет, рядом с ним фольклорные "корявости" смотрятся просто невинной "игрой в слова".
У меня сохраняются только более-мене приемлемые варианты, но даже среди них можно подобрать этакое нечто:
"Для братишек и сестренок
Пирожки печет волчонок.
Очень вкусных нужно сделать
Пирожков румяных ДЕВЯТЬ"
Учим цифры, елки-палки.
Тут еще было замечание, что ребенок не знает, что такое курица и петух. Вот это мне немножко странно. Моя дочка замечательно отличает курицу от петуха, знает, кто говорит "ко-ко-ко", а кто "ку-ка-ре-ку", узнает цыпляток. Видела она их и вживую - все это зависит от желания родителей, имхо.. |
|
Вернуться к началу |
|
|
ЕленаП..
Отражаясь в детях
На сайте с 24.02.05 Сообщения: 10736 В дневниках: 7397
|
Добавлено: Пн Мар 14, 2005 15:14 |
|
|
Хочется заступиться за фольклёр, возможно, несколько непрофессионально. Моя Маша занималась факультативно фольклёром: пела, хороводила, рисовала, колядовала... весь класс в началке этим занимался. Удивительно раскрепощённые и тактичные дети получились. Но это к слову.
Неправильные ударения в словах, по-моему позволяют ребёнку войти в словотворчество, услышать варианты того слова к которому он уже привык, но которое было таким не всегда. Это похоже на рисование: редко, когда весь контур "схвачен" одной непрерывной линией. Часто много взволнованных линий как-бы предваряют результат, это отражён процесс поиска. Думаю, фольклёр уникален тем, что, например, в потешках ребёнок как бы вовлекается в поиск окончательной современной формы слова, как бы, простите, дурачась, проходит путь русской культуры от одной формы слова до другой. Польза его мне ещё видится в том, что ребёнок привыкает к тому, что нет окончательных форм или безупречных, что ли, и что он сам может творить язык так же игриво, как его предки...
А вообще на тему ударений, ритмов и детского творчества хорошо читать "От двух до пяти" К.Чуковского!_________________ СТУДИЯ КОНТУР 286 36 36
школа маленьких архитекторов, дизайнеров и художников |
|
Вернуться к началу |
|
|
Пчела
Профессор
На сайте с 20.01.05 Сообщения: 4709 В дневниках: 10
|
Добавлено: Пн Мар 14, 2005 17:48 |
|
|
Анастасия, насчет песен. Конечно, там часто встречаются ошибки, но может так и говорили раньше? Мы же не можем сейчас знать, многие слова меняют буквы и ударения с течением лет. Можно сказать, а зачем старое произношение нам сейчас надо? Мы живем в современном мире. Можно сказать, но не нужно. Просто это ведь наша история, культура. Ребенок все эти песни воспринимает как игру. Может он какие-то слова и почерпнет из этих песен, но я не думаю, что будут проблемы с его исправлением. Слышит-то он правильную речь.
А песни учат ребенка произносить правильно звуки, тянется оооо, иии, аааа. Так ребенка фиг заставишь повторят много раз, чтоб звук чистый был, а когда ребенок поет, то звуки много раз повторяются. Вообщем с логопедической точки зрения мне такие песни нравятся. Хоть они и с ошибками. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Анастасия
Летняя симфония
На сайте с 08.11.02 Сообщения: 22220 В дневниках: 19577 Откуда: Новосибирск - Монреаль
|
Добавлено: Пн Мар 14, 2005 18:31 |
|
|
Пчелка Майя, я знаю, что песни - вообще - полезны. Меня интересуют конкретные примеры неверного произнесения слов.
Насчет того, что "так говорили раньше" - это вряд ли. В приведенном выше примере ударения меняются от строки к строке:
Мне комар ножку,
Комар ножку отдавил.
Вряд ли во время создания этой песни употреблялись разные варианты одного слова. Тем более, что такие переакцентировки - в каждом куплете. Тут, скорее, просто игровой характер песни подчеркивается таким образом... Песня-то хороводно-плясовая.
А может, и нет... Кто его знает, этот народ - о чем он думал, создавая песню _________________ Маневровый бронепоезд.
Онлайн курсы для педагогов-музыкантов ("дошкольников"). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, орф-педагогам, руководителям музыкальных студий. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Пчела
Профессор
На сайте с 20.01.05 Сообщения: 4709 В дневниках: 10
|
Добавлено: Пн Мар 14, 2005 20:53 |
|
|
Ох, Анастасия...Не пойте вы эту песню! Найдите другую, хорошую... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Анастасия
Летняя симфония
На сайте с 08.11.02 Сообщения: 22220 В дневниках: 19577 Откуда: Новосибирск - Монреаль
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Яло
Студент
На сайте с 12.02.05 Сообщения: 2756 В дневниках: 55 Откуда: Академгородок ВЗ
|
Добавлено: Ср Мар 16, 2005 13:35 |
|
|
Анастасия писал(а): | Мне комар ножку,
Комар ножку отдавил.
|
А мне кажется такая песня детям особенно будет нравиться, будут петь с охотой. По-моему так пойте. Славная игра со словами. А где ее взять, не подскажете? |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|