Новости сайта и форума Sibmama 
[Стихи для детей]
10 СОВЕТСКИХ ПЕСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ К МАЙСКИМ ПРАЗДНИКАМ
Репетиторы в Барнауле
"Мозг мальчиков. Как помочь мальчикам преуспеть..."
интересная статья

 

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Барнаул и Алтайский край » Алтайские детки - все о воспитании детей в Барнауле и Алтайском крае
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кошка в доме
BrnAdm
BrnAdm

На сайте с 22.09.11
Сообщения: 34886
В дневниках: 3277
Откуда: Brn
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Янв 10, 2014 1:42    Заголовок сообщения: "Мозг мальчиков. Как помочь мальчикам преуспеть..." Ответить с цитатой

взято из жж, автор islandena





Цитата:
Мне книга Minds of boys очень нравится. Не могу сказать, что узнаю много нового, но в целом очень приятное и полезное чтение, идеологически мне близкое и совершенно в духе теории привязанности. Если кто интересуется темой воспитания и обучения мальчиков - очень рекомендую. Толковая и хорошо написанная книга.



Часть 1. Защитим психическое здоровье мальчиков

Глава 1. Кризис.


Мальчики всегда в группе риска. Они не только чаще падают и заставляют родителей преждевременно седеть, но еще и хуже учатся, чаще «зарабатывают» диагнозы типа СДВГ, чаще становятся головной болью учителей (а заодно и всей семьи). По учебным показателям мальчики отстают от девочек на протяжении всего периода обучения, идет ли речь о начальной школе или об университете.
Что-то определенно не так с тем, как мы учим наших мальчиков.

В чем дело?

Еще чуть более века назад во всем мире первыми учителями мальчиков были не одинокие фигуры в школьном кабинете, а большие семьи, сообщества и окружающая среда. Во всех уголках земного шара мужчины преимущественно охотились, защищали свои семьи, занимались сельским хозяйством и параллельно личным примером учили мальчиков, что это такое - быть мужчиной.
Когда в ответ на запрос рождающегося индустриального общества появились первые школы, мальчики не проводили столько времени в школе. После нескольких лет обучения они отправлялись обратно на поле либо на рабочее место. Школа готовила детей к фабричной жизни. Они должны были научиться жить по звонку и следовать инструкциям.
«Индустриализация» обучения заняла несколько десятилетий, и в результате родители, дедушки и признанные авторитеты сообщества стали играть незначительную роль в образовании детей. Из обучения ушла практическая деятельность, эксперимент и физическая активность - то, что необходимо мальчикам для интеллектуального развития.
Мальчики с тех пор стараются приспособиться к новому тренду - обучению через чтение, письмо и неподвижное сидение на месте. Кому-то это удается. Большинству - нет.

Кто несет ответственность за обучение мальчиков?

Действительно ли родители сейчас несут ответственность за образование детей? Будет честно сказать, что да, мы понимаем, как важно образование в современной жизни, но также мы должны задаться вопросом: а действительно ли наша система образования, существующая на наши деньги, готовит наших детей ко взрослой жизни в современном обществе?
Большинство из нас отправляет детей из дома и семьи в квадратные комнаты с партами и книжками, где дети учатся читать, писать и т.д. Ни мы, ни школы не желают нашим детям зла.
Но должно ли все выглядеть именно так, как это выглядит? Не замечая кризиса образовательной системы, не нарушаем ли мы наше обещание любить и заботиться о своих детях?

Утраченная роль семьи в образовании

Если вы обратитесь к истории, вы заметите, что всегда и всюду в воспитании детей наши предки полагались на группу близких, знакомых ребенку людей (extended family team), которые должны были обучить его необходимым навыкам и привить существующую в этом обществе систему ценностей. Именно эти люди несли ответственность за обучение детей.
Благодаря исследованиям Конрада Лоренца, наука подтвердила то, что интуитивно понятно всем родителям: семья имеет значение. Исследования привязанности, проводимые в последние годы, показывают, насколько успех детей в жизни зависит от их родителей и ближайших родственников.
Первый шаг к преодолению кризиса - вернуть семье ее подлинную роль в образовании детей.

Для восстановления этой роли Гуриан и Стивенс предлагают создавать семейные «команды», которые будут заниматься образованием детей. В такие «команды» могут входить родители, дедушки-бабушки, дяди-тети, кузены, учителя, тренеры, соседи, друзья, священнослужители и вообще любые неравнодушные люди. Тогда у каждого ребенка будет под рукой с десяток людей, которым он доверяет и к которым может обратиться за помощью.

Дальше идет ряд примеров успешных команд. Например, папа лучшего друга вашего сына - веб-дизайнер, и пару раз в неделю он сидит с мальчишками за компьютером и посвящает в секреты ремесла. Или бабушка, любитель чтения, читает ребенку вслух, обсуждает с ним книги и помогает с написанием сочинений.

Следующий шаг - понять, как работает мозг мальчиков, понять, каков их естественный учебный стиль. Это поможет учителям и родителям выработать методы обучения, отвечающие потребностям мальчиков.

Глава 2. Как мальчики учатся

Современные исследования показывают, что ребенок не является ни «чистым листом», ни чистой реализацией генетического материала. На него оказывают формирующее влияние три силы: природа, воспитание и социальная среда (nature, nurture, culture).
Современная техника (PET-scans, MRI) доказала существование структурных и функциональных различий мужского и женского мозга.

Цитирую:
«В крови мальчиков больше допамина, это увеличивает импульсивность поведения, и у них больше крови попадает в мозжечок (часть мозга, отвечающая за «делание» и «физическую активность»). (Хотя допамин не может преодолеть гематоэнцефалитический барьер, L-dopa, аминокислота мозга, преобразуется в допамин). Считается, что эти факторы объясняют то, что мальчики в среднем учатся хуже, чем девочки, если им приходится сидеть неподвижно. У мальчиков чаще, чем у девочек, учеба связана с физическим движением. Движение на самом деле играет важнейшую роль в функционировании мужского мозга и особенностей его учебы (а также и учебного стиля женщин с повышенным содержанием допамина в мозжечке).

Размер мозолистого тела (нервные волока, соединяющие полушария) отличается у мальчиков и девочек (некоторые исследования показывают разницу в размере до 25%). Исследования показали, что женское мозолистое тело (и все связанные с ним нервные волокна) допускает большее «взаимодействие» (crosstalk) между полушариями, чем мужское. Одно из очевидных различий, которое проистекает из этого факта, - это способность выполнять несколько заданий одновременно с одинаковым успехом (мультизадачность). В среднем, у девочек лучшие показатели мультизадачности.

У девочек в среднем крепче, чем у мальчиков, нейронные связки (neural connectors) в височных долях. Эти более сильные связи обеспечивают их более детализированной сенсорной памятью и более острым слухом, особенно в плане восприятия тона голоса. Мальчики в целом хуже воспринимают на слух, особенно если это «словесная» информация, они нуждаются в большем, чем девочки, количестве сенсорно-тактильного опыта, чтобы их мозг начал учиться.

Гиппокамп (еще один участок мозга, отвечающий за память) у мальчиков работает не так, как у девочек. Мальчикам обычно нужно больше времени, чтобы запомнить материал урока (особенно написанный), чем девочкам. Между тем, благодаря тому, что мужской гиппокамп благосклонен к спискам, мальчики легче запоминают материал, если информация подана списком, четко структурирована (параграф, пункт, подпункт).

Лобная доля у девочек обычно более активна, чем у мальчиков, и растет раньше. По этой причине девочки реже, чем мальчики, руководствуются импульсами. Импульсивность полезнее и желаннее для обучения, особенно когда дети по большей части учатся самостоятельно на улице.

У девочек наблюдается более раннее и совершенное развитие зон Брока и Вернике в лобной и височной долях - главных языковых центров мозга. В целом, женский мозг использует большее количество нервных связей и мозговых центров для «производства» слов и выражения своих переживаний, эмоций и мыслей посредством слов.

У девочек больше эстрогена и окситоцина, чем у мальчиков (эти химические вещества оказывают прямое влияние на использование слов). У мальчиков выше уровень тестостерона (гормона, ассоциируемого с агрессией и сексом) и вазопрессина (связанного с территориальностью и иерархичностью). Уровень окситоцина увеличивается, когда девочки общаются (вербально) с друзьями или членами семьи. Мальчики, у которых меньше окситоцина в крови и меньше вербальных эмфаз в мозгу, немногому могут научиться посредством сидения и разговоров, а также не имеют к ним естественной склонности. У них «учебные связи» (learning bonds) часто формируются через активные действия, соревновательность, имеющую иерархическую природу и «заботливую агрессию» (aggression nurturance) (об этом пойдет речь в четвертой главе).

Мозговая активность мальчиков компартментализирована (раздельное мышление), поэтому у них задействуется меньший объем мозга, а их мозгу требуется на 15% меньший объем кровоснабжения, чем девочкам, это структура, предполагающая меньшую многозадачность. Мальчики поэтому добиваются большего успеха, если подолгу концентрируются на одной проблеме, изучают ее углубленно, и проигрывают, если от них требуют быстрого переключения от одного задания к другому. Главный ответ мозга на перегрузку, вызванную необходимостью выполнять много заданий сразу, - это фрустрация (набухание амигдалы - центра гнева и агрессии в мозгу, значительно большего по объему у мужчин, чем у женщин). Постепенно растущая фрустрация приводит к повышению уровня гормона стресса (кортизола), что в свою очередь приводит к повышению уровня адреналина. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что мальчики создают в классе больше дисциплинарных проблем.

Продолжаются исследования глубинной связи пола и функционирования зон мозга, в том числе затылочной доли (преимущественно используемой для обработки визуальной информации), теменной доли (задействуется при движении, ориентации, счете и в некоторых видах восприятия), стволовой части мозга (ее часто называют мозгом рептилий из-за сходства с мозгом рептилии, она отвечает за большинство спонтанных движений и жизненно-важных телесных функций, таких как сердцебиение, дыхание, температура).

Мужской мозг обновляется, «подзаряжается» и переключается с одной задачи на другую, проходя через состояние, которое невролог Рубен Гер (Ruben Gur) назвал «состояние покоя» (rest state). Мальчик со слипающимися глазами на задней парте, на грани засыпания, может находиться в невральном состоянии покоя (neural rest state). Мужчина, который отключился перед телевизором после долгого дня на работе, перезаряжает свой мозг, переходя в невральное состояние покоя, равно как и дедушка, который часами рыбачит в своей лодке, довольный, но безучастный. Состояние покоя, которое, как мы знаем благодаря МРТ, играет важнейшую роль в функционировании мужского мозга, может создавать большие проблемы в школьном классе. Мальчики в большинстве среди тех учеников, которые «отключаются», не выполнив задание, которые прекращают записывать или засыпают во время лекции и даже среди тех, кто начинает постукивать ручкой или почесываться, пытаясь взбодриться (и таким образом не засыпать, а учиться).
С большим объемом кровотока в мозгу, девочки и женщины могут перезагружать свой мозг и изменять невральный фокус (neural focus) без продолжительного состояния покоя, поэтому девочка может заскучать на уроке, но при этом все равно ее глаза будут открыты, а руки продолжат делать заметки. Как заметил Рубен Гер, «в отдыхающем женском мозгу мы наблюдает практически такую же нейронную активность, как в мужском мозгу, когда он занят решением проблемы». Женский мозг, иными словами, не проходит через состояние покоя таким же образом, как это делает мужской мозг. Даже в состоянии покоя кровоток в женском мозгу остается очень активным. В мужском мозгу все иначе».

Современные условия обучения (необходимость сидеть, отсутствие практической деятельности, двигательной активности, слова как главный способ передачи информации) не подходят мальчикам на физиологическом уровне.
А потому главный вопрос здесь: должны ли мы и дальше стараться изменить мальчиков и взять под контроль их энергию или мы должны изменить образовательную систему? Иными словами: это проблема педагогическая или моральная?
Авторы книги считают, что моральная.

Можем ли мы изменить мальчиков?

Большинство из нас воспитаны на вере в гендерную пластичность (gender plasticity) детского мозга - идее, что детский мозг - это чистый лист, который обретает гендер посредством социализации. Отсюда проистекает мысль, что поскольку гендер - продукт социализации, а не врожденное качество, мальчики и девочки могут успешно обучаться всему, чему им предписано обучиться.
Современные ученые ясно видят, что мы еще не имеем полной картины того, как формируется гендерная составляющая мозговой деятельности, а потому склонны считать идею гендерной пластичности очередным мифом.
При том, что каждый человек уникален и каждый может развить в себе новые навыки и способы коммуникации, «гендер человеческого мозга не пластичен (the gender of the human brain is not plastic), это не то, чему можно научить, это не иной способ коммуникации. Точно так же, как вы не сможете сделать интроверта экстравертом, вы не сможете превратить мозг мальчика в мозг девочки».

Бой-френдли модель


1) Возможность выражать и развивать то, что является природой ребенка.
2) Создание компенсаторных механизмов для тех областей, в которых ребенок слаб или уязвим.

Ребенок, который может выражать себя и учится компенсировать свои слабости, развивает один из самых важных инстинктов, свойственных нашему виду, - адаптивность. Мы, взрослые, защищаем наших детей, когда помогаем им адаптироваться, использовать их собственные природные таланты в социальной жизни.




Цитата:
Вторая часть книги Гуриана и Стивенс "Мозг мальчиков" посвящена тому, как создать благоприятные для развития мозга условия и как поддерживать его здоровье Авторы дают ряд практических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при создании развивающей среды как дома, так и в детском саду. Везде, где написано "мальчик", можно с таким же успехом поставить "ребенок", т.к. все рекомендации универсальны.



Часть 2. Благоприятное начало

Глава 3. Помогаем мальчикам учиться до того, как они пойдут в школу
Думать о том, какие навыки помогут мальчикам хорошо учиться, надо задолго до того, как они пойдут в школу. Лучший способ бороться с трудностями - это предупредить их.
Исследования мозга показали, что дети учатся лучше в атмосфере привязанности, которая стимулирует учебу (within an attachment system that emphasizes learning). Человеческий мозг создан для обучения, он может учиться даже в самых неблагоприятных условиях.
Многие люди осознают важность бондинга и привязанности для физического и эмоционального развития, но не представляют, насколько она важна для обучающегося мозга (learning brain).
«Бондинг (bonding) - это мощная эмоциональная связь, которая устанавливается между родителем и ребенком с первого момента, когда они видят друг друга, касаются друг друга, ощущают свою близость. Привязанность (attachment) - это длящаяся, постоянная нежная забота (affectionate caregiving), которая подпитывает инстинктивную связь на протяжении жизни».
«В последние 30 лет исследования привязанности, проводимые в Университете Миннесоты, в Гарварде, Оксфорде и где бы то ни было, показывают, что дети с крепкой привязанностью (well-attached chidren), растущие в атмосфере надежной привязанности (secure attachment system), чаще формируют позитивную самооценку, находят радость в общении с другими людьми, они совестливы (develop a conscience), любознательны и уверены в себе и, главный момент в контексте задач данной книги, - они успешнее в учебе. Учебные преимущества детей с надежной привязанностью обусловлены, вероятно, и биологической причиной: природные механизмы, благодаря которым мозг обучается, требуют надежной привязанности для того, чтобы развиваться в полную силу.
Бондинг и привязанность влияют на саму организацию нервной системы ребенка, стимулируя или подавляя здоровое эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие. При неполноценном бондинге и привязанности наблюдается повреждение в мозолистом теле. В результате у детей могут возникать проблемы с регулированием эмоций, с развитием причинно-следственного мышления, с формированием позитивной самооценки в старших классах школы».

Авторы предлагают создать «план по привязанности» (attachment plan). Подумать, кого из родственников, знакомых и т.п. вы можете подключить для создания атмосферы надежной привязанности в условиях вашей жизни.
Второй важный момент - избегать «провала привязанности» (attachment drop). Если оба родителя работают, убедиться, что все участники ухода за малышом понимают важность бондинга и привязанности и делают все, что нужно (например, воспитатели в яслях знают о важности прикосновений и много носят детей на руках, обеспечивают тактильный контакт).
Мальчики опять оказываются в менее выгодных условиях. Барри Бразелтон (T.Barry Brazelton) установил, что продолжительность контакта глаза в глаза между ребенком и взрослым у мальчиков меньше, чем у девочек, они больше вертятся, постоянно норовят куда-то сбежать. В результате их не так долго, как девочек, держат на руках, с ними меньше взаимодействуют.

10 способов укрепить привязанность
1. Периоды безраздельного внимания в течение дня.
2. Много одобрения.
3. «Словесное зеркало» (verbal mirroring). Описывайте словами действия сына, слушайте, что он говорит и в ответе повторяйте его слова («ты прав, это большая машина»).
4. Подвижные игры каждый день.
5. Лидерство. Позволяйте вашему сыну руководить вами, как и вы руководите им. В игре имитируйте его действия. Позвольте иму имитировать вас.
6. Энтузиазм. Показывайте, что совместное времяпрепровождение доставляет вам удовольствие.
7. Предсказуемость. Создайте постоянные, предсказуемые ритуалы и ясные границы.
8. Самоконтроль. В своих ожиданиях исходите из реальных возможностей ребенка.
9. Выбор. Научите своего сына принимать решения, это развивает учебные центры в лобной зоне.
10. Адекватная дисциплина. Не допускайте запугиваний, обзывательств, физических наказаний. Все эти методы пагубно сказываются на развитии мозга.
Философия выбора
Выбор - это важный элемент человеческой жизни. Умение делать выбор - навык, необходимый для учебы. Особенно важно тренировать это умение у мальчиков, т.к. оно связано с лобной долей мозга, которая у мальчиков развивается медленнее, чем у девочек. Поэтому предлагать мальчикам выбирать что-то - это отличное упражнение для развития лобной доли. Разумеется, это должен быть выбор, сообразный возрасту ребенка. Например, вопрос «что ты хочешь сегодня поесть?» не подходит для четырехлетнего ребенка. Золотое правило здесь: не давайте ребенку выбор, который вы не готовы принять.
Осмысленный, по возрасту выбор - это пример «хорошего», развивающего стресса для мозга.
Еще одна полезная вещь, которая должна стать частью ежедневной жизни - это проговаривание. Таким образом мы связываем слова с личным опытом, умение, очень важное для мальчиков, которые обычно пользуются меньшим количеством слов, чем девочки.
Как помочь вербальному развитию мальчика
Статистика показывает, что по вербальному развитию (чтение, письмо, сложная речь) мальчики-первоклашки отстают от девочек-ровесник примерно на год-полтора. Да, есть мальчики-говоруны и мальчики-чтецы, но в целом дело обстоит именно так.
Авторы предлагают подумать об этом заранее и предпринять ряд шагов для того, чтобы чтение и письмо в школе не стало для детей «плохим» стрессом.

Что конкретно предлагается делать:
1. «Повторенье - мать ученья». Когда вы отвечаете на вопрос ребенка или задаете ему свой вопрос в ответ, слушайте, что именно говорит ребенок и отвечайте ему, используя его собственные слова и фразы. Такой пересказ развивает языковые навыки. Будет здорово, если хотя бы один человек из родительской команды освоит этот метод.

взрослый: Что случилось с булочкой в тостере?
ребенок: Она стала горячей.
взрослый: Да, она стала горячей. А еще?
ребенок: Кое-где она подгорела.
взрослый: Точно, подгорела. А почему что-то подгорает?
2. Задавайте мальчику вопросы о его повседневных делах.
- Сынок, ты хочешь горошек или морковку?
- Морковку.
- О, тебе больше нравится морковка, чем горошек?
- Да нет, я просто хочу морковку.
Чем старше становится ребенок, тем пространнее и сложнее будут становиться такие диалоги.
3. Смотрите в глаза, когда ваш сын говорит с вами, и поощряйте его поступать так же. Мальчики часто испытывают дискомфорт от контакта глаза-в-глаза, поэтому надо практиковать такой взгляд, чтобы они постепенно расширяли свою зону комфорта. Но: к контакту глаза-в-глаза нельзя принуждать, это вызовет в ответ только возмущение и бунт.
4. Играйте в словесные игры. Все любят играть, а многим мальчикам соревновательность дана от природы. Мальчики любят использовать материальные объекты для учебы, поэтому соедините два этих способа для развития языковых навыков. Главная фишка здесь - соединить слова и пространственно-кинестетический опыт (spatial-kinesthetic experience).
Можно играть с разнообразными карточками: рассматривать их, задавать вопросы; искать предметы, изображенные на карточке, в своей квартире/на улице/за окном. Играть с предметами, которые есть дома (например, стоим рядом с холодильником, открываем ненадолго, ребенок смотрит, что там есть, потом закрываем дверь и спрашиваем: «В холодильнике есть то-то и то, а что еще ты успел увидеть?»)
5. Баланс между развитием крупной и мелкой моторики. Если сомневаетесь, чего сколько есть, можно завести дневник и понаблюдать. Авторы рекомендуют, чтобы хотя бы 20% всех игр и занятий мальчика были связаны с мелкой моторикой.
Смягчайте стрессы в жизни мальчика. Авторы советуют создать в жизни ритуалы, которые бы играли роль неподвижной оси в круговороте жизни. Это может быть ежевечернее совместное чтение, семейные ужины, прогулки на природе, семейные походы, молитва. Что-то тихое, спокойное и регулярное.
Неважно, чем ваш сын будет заниматься в жизни, атмосфера вашего дома закладывает фундамент для успешной учебы.

Глава 4. Развивающая среда для мальчиков дошкольного возраста
Из чего состоит бой-френдли развивающая среда?
Во-первых, это пространство. Главное, что нужно запомнить - то, что для ребенка игра - это и есть «учеба». Большинству мальчиков требуется для их игр больше места, чем девочкам, мальчикам даже стол нужен большего размера из-за их привычки разбрасывать вещи. В замкнутом тесном пространстве они чувствуют себя подавленными и быстро начинают «ходить по потолку».
Так учится их «пространственный» (spatial) мозг: сначала все разбросать - а потом рассортировать и собрать каким-нибудь иным способом.
Много радости (и пользы) может принести мальчикам особая «доска достижений». Это может быть большой стенд, на котором мальчик сам размещает свои работы или «сокровища», по всякому их сортирует и группирует.
Во-вторых, это "книги, кубики, пинки (Books, Blocks and Karate Kicks)"
Всем детям нужны книги, а мальчикам особенно: хорошо иллюстрированные, с дополнительными возможностями (что-то выдвигается, отгибается, складывается, что-то можно разобрать или собрать), книги о том, как устроены вещи, книги о героях, книги, которые стимулируют креативность и любознательность.
Вторая совершенно необходимая вещь - это конструкторы всех размеров и мастей. Пространственный мозг мальчиков требует деятельности, в ходе которой можно манипулировать объектами в пространстве.
И третье, с чем часто бывают несогласны педагоги, - это возможность физического взаимодействия. Многие педагоги выступают против этого пункта, т.к. не хотят «поощрять жестокость и агрессию». Но: часто мы принимаем за агрессию то, что на самом деле ею не является. Разумеется, в условиях детского коллектива необходимо постоянно следить за детьми и поддерживать дисциплину, пресекать слишком опасные, болезненные и жестокие выходки. Однако часто за тем, что мы считаем агрессивной игрой, скрывается мальчишеская радость от физического контакта.
Для такого рода коммуникации между мальчиками Гуриан вводит термин «заботливая агрессия» (agression nurturance). Для установления контакта мальчики, которые часто не сильны в словесном выражении своих чувств и эмоций, используют действие, жест. Их взаимные пинки, толчки и подзатыльники - это форма близости. Для них настолько же эффективная, как объятия и добрые слова. Таким образом они учатся доверять и принимать свою и чужую слабость и силу в игровой, поддразнивающей манере.
В-третьих, это свет
Всем детям нужно много света, а мальчикам особенно.
Четвертым пунктом идет личная ответственность
Принимать решения и делать выбор - отличная зарядка для мозга.
Хорошую возможность для развития личной ответственности дают семейные ритуалы. Например, можно поручить ребенку накрывать на стол. Сначала показать, а потом сделать это сферой его личной ответственности. Кроме того, это замечательный повод ненавязчиво поучить детей математике, сформировать у них представление о количестве.
В-пятых, проанализируем сенсорный опыт, который получают мальчики
Часто среда, в которой дети проводят много времени, не дает им достаточных сенсорных стимулов.
Гуриан рассказывает историю мальчика, который обращал на себя внимание своей повышенной чувствительностью к шуму, отказывался носить обувь, плохо чувствовал границы своего тела, ему словно постоянно требовались очень интенсивные прикосновения, и он бесконечно налетал на стены, мебель и одноклассников. У мальчика выявили проблемы с сенсорной интеграцией и после прохождения терапии проблемы с поведением и учебой автоматически ушли.
Следует обратить внимание на следующие моменты:
- Т.к. мальчики часто хуже, чем девочки, воспринимают информацию на слух, надо стараться говорить достаточно громко и четко, чтобы они услышали. Не лишним будет попросить мальчика повторить то, о чем вы его просите, чтобы убедиться, что он услышал и понял.
- Т.к. мальчики не особенно чувствительны к легкой тактильной стимуляции, нежного прикосновения к плечу может быть недостаточно для привлечения внимания. Следует добавить сюда еще контакт глаза-в-глаза и слова. Такая «мультисенсорная» коммуникация будет более эффективна при общении с мальчиками.
- Мальчики не расположены к долгому смотрению в глаза, поэтому назойливый контакт глаза-в-глаза может стать для них стрессом. Имейте это в виду.
- Мальчики не так легко, как девочки, переключаются с одного занятия на другое. Масса дисциплинарных проблем возникает только из-за того, что учителя (или родители) не дают им достаточно времени, чтобы переключиться.
- У многих мальчиков сильно развит визуальный канал восприятия, поэтому может быть полезно повесить на стены материалы, которые будут привлекать внимание и стимулировать познавательную активность. Мальчики легко устанавливают связь «картинка-память», и картинки, диаграммы, схемы - очень подходящий для них способ подачи информации.
- Повторение одинаково хорошо работает со всеми детьми. Чтобы помочь мальчикам связать слово и действие, научите их повторять вслух просьбы, с которыми к ним обращаетесь, и сопровождать проговариванием само действие.
В-шестых, не забываем про переменки для мозга
Мозгу любого ребенка необходимы перемены - период отдыха. Как «недогрузка», так и перегрузка отрицательно сказываются на его работе.
Иногда мозг заставляют работать так интенсивно, что у него просто не остается времени на то, чтобы упорядочить новую информацию. А порой ему не хватает стимулов, и ребенок становится скучным и апатичным.
Поэтому переменки для мозга должны стать ритуалом в любом классе. Как только вы видите, что дети начинают ерзать или показывают другие признаки усталости - пора устроить перерыв. Переменка для мозга - это любая двигательная активность: похлопать в ладоши, потопать ногами, потанцевать под музыку, предложить игру, при которой один ребенок показывает, а другие повторяют его движение.
В-седьмых, музыка - наш друг
Итак, бой-френдли среда - это место, где много книг, кубиков, есть возможность подвигаться и устроить небольшую потасовку. Это место хорошо освещено. Здесь есть на что посмотреть. Здесь созданы условия для укрепления привязанности, бондинга, личной ответственности. Здесь сбалансирована крупная и мелкая моторная активность. Дети могут свободно двигаться и выбирать себе занятия. Здесь внимательны к природным ритмам и вовремя дают мозгу отдохнуть.
А еще здесь звучит музыка. Музыку неврологи называют «всемозговым» занятием (whole-brain activity), потому что она задействует одновременно оба полушария мозга. Будет здорово иметь музыкальную библиотеку на все случаи жизни - ритмичную музыку «на попрыгать», музыку для релаксации, музыку-фон для занятий рисованием или какой-то другой мелкомоторной деятельности.
Надо создать для детей возможность самим создавать свою музыку и научить их слушать музыку природы (на прогулке прислушаться к гулу ветра, шуму дождя, шелесту листвы).
Для примера авторы рассказывают историю мальчика 4 с половиной лет, у которого были проблемы с поведением и самоконтролем настолько серьезные, что его собирались выгнать из детского сада. Один из учителей решил попробовать музыкальную терапию в сочетании с природной терапией (nature therapy). Мальчику дали в руки австралийский народный инструмент, имитирующий звуки дождя - rain stick (полая трубка, в которую насыпают рис, палку переворачиваешь - и звук пересыпающегося риса напоминает звуки дождя). Терапия помогла, мальчик остался в саду.
В-восьмых, идем учиться на улицу
Т.к. исконно мужские занятия связаны с жизнью за пределами дома, мозг мальчиков естественным образом тяготеет к исследованию окружающей среды. Они предпочитают манипулировать объектами в пространстве, а не слушать или говорить. Значит, гуляем по максимуму, а в непрогулочные сезоны стараемся привнести в домашнюю жизнь кусочки улицы (можно наблюдать за домашними растениями, выращивать что-то, заботиться о домашнем животном, рассматривать книги о природе, участвовать в волонтерских программах).
И еще один важный момент. Авторы задаются вопросом: а не преувеличено ли значение слов в современном начальном образовании. И отвечают: да, преувеличено.
«Какие же счастливые эти мальчики! Им не нужны все эти слова, которые, по нашему мнению, им следовало бы узнать, чтобы одарить нас своей мудростью, любознательностью и любовью, и у них есть еще и другие таланты и способности, которые остаются незамеченными современным образованием».
Глава 5.
Убираем главные стрессы окружающей среды из жизни мальчиков
«Все, что мы делаем с и рядом с нашими детьми несет потенциально пользу или вред функционированию мозга. Все, что наши дети едят, все, что они пьют, все, что он видят по ТВ, все, чего они касаются, все, что они слышат находит путь в их сознание» (Д. Амен, «Измени свой мозг, изменится и жизнь»).
В большинстве книг о мозге очень мало внимания уделяется тому, как позаботиться о здоровье мозга детей. Ключевой компонент этого здоровья - привязанность (basic human attachment) и необходимость защищать детей от насилия (abuse).
Гуриан рекомендует прочесть книгу своего коллеги и единомышленника Дэниэла Амена «Измени свой мозг - изменится и жизнь».


Заботимся о здоровье мозга
В предыдущих главах говорилось о том, что благоприятные условия для развития мозга - это надежная привязанность, отсутствие насилия, бой-френдли развивающая среда и воспитатели, осведомленные о разнице между мужским и женским мозгом.
Сейчас речь пойдет о двух моментах из повседневной жизни, которые влияют на развитие мозга. Это питание и время перед экраном (тв, видеоигры, фильмы, компьютер). Доктор Дэниэл Амен добавил к этому списку третий пункт - травмы мозга.
Травмы мозга (brain injuries)

Доктор Амен сообщил, что сотрудники их клиники были поражены тем, как часто при сканировании мозга мальчиков обнаруживались травмы мозга. «Многие дисциплинарные и академические проблемы, с которыми сталкиваются семьи и школы, связаны с серьезными и незначительными травмами мозга».
Амен добавляет: «Вполне логично, что мальчики чаще получают травмы мозга, чем девочки. Если вы подумаете об этом, вы заметите, что мальчики активнее физически, они чаще попадают в ситуации, где может быть травмирована голова. Агрессивность некоторых мужских видов спорта добавляет пунктов в эту статистику».

Чем может помочь сканирование. Амен рассказывает, что раньше, когда они обследовали детей с неуправляемым поведением, они назначали семейную терапию. Сейчас, когда доступно сканирование мозга, в первую очередь врачи узнают, нет ли травм. Это позволяет не терять время на год-другой терапии, а сразу увидеть причину и работать с семьей в ином направлении: учить их жить с таким ребенком и искать способы компенсации его травмы.
По данным Амена, два миллиона американцев страдают от травм мозга, и большинство даже не знает об этом. Если ваш сын или просто знакомый мальчик начинает вести себя нетипично для него, неожиданно «слетает с катушек» вполне вероятно, что у него травма мозга.
Получить травму несложно. Это может быть падение с качели или дерева, при котором ребенок ударился головой. Кто-то мог ударить его по голове. Он мог попасть в аварию, например, на мотоцикле.
Амен говорит: «Человеческий мозг по консистенции напоминает мягкое масло. Он очень нежный. Самые распространенный вид травмирования мозга - особенно в области височной и лобной доли - это «голова футболиста» (soccer head). И хотя некоторые дети (и мальчики, и девочки) могут без вреда по многу раз принимать мяч в игре головой, для других это не проходит даром».
Важно помнить о том, что хотя мальчики и девочки одинаково уязвимы в этом случае, мальчики часто играют агрессивней и поэтому чаще получают травмы.
В стремительно растущей статистике СДВГ и других мозговых расстройств спортивные травмы, в особенности «головы футболистов» могут быть названы среди причин. Это невозможно подтвердить статистически, но Амен, опираясь на свою 30-летнюю практику, считает, что эти наблюдения надо принимать во внимание.

Советы для родителей:
- в случае возникновения проблем, не пренебрегать такой возможностью, как сканирование мозга;
- сделать защиту головы ребенка одной из приоритетных задач, особенно если ребенок занимается спортом (вроде футбола).

О мерах безопасности в спортивных играх Гуриан советует прочитать на сайте: http://canadasafetycouncil.org/sports-active-living
Экранное время: ТВ, видео, видеоигры, компьютеры.
Гуриан приводит ряд ссылок на исследования, доказывающих негативное влияние «пассивной, гипермеханической стимуляции» (движущиеся объекты на плоском экране) на развитие мозга, и пугающую статистику, сколько часов проводит американский школьник перед экраном.
Сканирования мозга, которые проводились в клинике Амена, показали, что «когда растущий человеческий мозг перегружен немоторной (nonmotor) мозговой стимуляцией, в мозгу возникают так называемые «мозговые объезды» (brain bypasses) в ключевых зонах, например, в центрах внимания.

Как это работает. Немоторные стимуляторы делают за мозг всю работу, связанную со вниманием, и он не учится делать это сам. Нет движения, нет взаимодействия со средой, рецепторам кожи нечего воспринимать, нет естественной сложности звукового сопровождения и, что самое главное, мозг не задействуется целиком. С одной стороны у нас гиперстимуляция (постоянная визуальная и аудиальная «бомбардировка» мозга информацией), с другой - физическая пассивность. Половину работы за мозг сделало ТВ, следовательно, те связи, которые бы сформировались при естественной активности тела, не формируются полноценно, превращаются в «мозговые объезды».

Особенно это вредит мальчикам, которым физическое движение совершенно необходимо для развития мозга.

Что делать:
- ограничивать время
- контролировать содержание
- смотреть вместе
- Американская ассоциация психиатров рекомендует полностью исключить ТВ из жизни детей до 2 лет
- не превращать ТВ и видеоигры в бэби-ситтера
- не приучать ребенка к компьютеру слишком рано.

Проводилось исследование, влияет ли ранне знакомство с компьютером на последующее владение техникой. Так вот, разницы нет. Дети, которые познакомились с компьютером в подростковом возрасте, через пару месяцев разбирались в нем не хуже, чем те, которые познакомились с ними будучи тоддлерами.
Что мальчик ест и пьет
Чтобы понять, помогает наше питание мозгу ребенка или вредит, институт Гуриана предлагает задать себе следующие вопросы:

1) Мой сын пьет достаточно воды?

Многие напитки могут утолить жажду, но жажду мозга может утолить только вода.
Жажда приводит к проблемам с учебой, потому что повышает уровень кортизола и создает плохой стресс для ученика. Из-за повышения уровня кортизола ребенку труднее сосредоточиться. Уже через пять минут после того, как он выпьет простой воды, уровень кортизола начнет снижаться.
Чем меньше «плохих» напитков и чем больше просто воды - тем лучше успеваемость.
Если организму не хватает воды, регуляторы настроения и поведения в лимбической системе и лобной доле работают не так хорошо, как могли бы.
Значит, дома у ребенка всегда должна быть в доступе простая вода. Если ребенок ходит в сад, надо проинструктировать воспитателей, чтобы у него была возможность пить всегда, когда он захочет, и чтобы ему не давали газированных напитков. Попросите, чтобы ему давали не больше одного пакетика яблочного сока или подобных ему напитков в день (эти пакетированные соки по большей части просто сладкая вода).
2) Мой сын получает достаточно белка?

Булочка и сок на завтрак при всем их удобстве никак не помогут мальчику учиться. Наряду с нехваткой чистой воды, большое количество углеводов в таком завтраке только утомит мозг (makes him «groggy»), и ребенку в течение дня будет трудно сконцентрироваться. Белок гораздо полезнее для мозга.
Белковая пища содержит такие аминокислоты, как тирозин и триптофан, которые поддерживают мозг в состоянии «боевой готовности» и нейтрализуют негативные эффекты излишнего сахара.
3) Не слишком ли много сахара ест мой сын?

Сахар на какое-то время дает мозгу всплеск энергии, но после этого его влияние на учебный потенциал мозга становится негативным. Одна вкусняшка в день - это сюрприз. Больше одной в день - это уже опасная привычка для детского мозга (к тому же увеличивающая риск ожирения).
Употребление сахара непосредственно перед учебой особенно усложняет работу мозга. Сахар не только затрудняет работу учебных центров в мозговой коре, но также стимулирует выработку адреналина, и ребенку становится трудно усидеть на месте.
4) Можно ли назвать здоровым питание в школе и дома?
Здоровый завтрак - это то, что поможет ребенку хорошо провести учебный день. Если расписание не позволяет готовить такой завтрак каждый день, надо постараться устраивать его хотя бы несколько раз в неделю. Для поддержания ритуалов здорового питания может понадобиться участие всех членов «родительской команды».



Часть 3. Изучаем школьную программу в бой-френдли стиле

Глава 6. Помогаем мальчикам с чтением и письмом
Однажды, дожидаясь дочку из школы, Гуриан начал читать сочинения школьников и обратил внимание, что сочинения девочек длиннее и в них чаще встречаются слова, связанные с описанием эмоций и внутреннего мира. Тогда он предложил друзьям- психологам проанализировать сочинения в школах, где учатся их дети, и результатом эксперимента стал вывод, что девочки в среднем используют больше слов и деталей, относящихся к миру чувств.
Что могут сделать родители
Чтение, письмо и сенсорная детализация (sensory detail) высоко ценятся в современном образовании. В среднем в этих областях мальчики отстают от девочек приблизительно на год-полтора. Этот разрыв объясняется тем, что женский мозг просто-напросто лучше приспособлен для производства слов. Хорошая новость: есть способы сократить этот разрыв с полутора лет до несколько месяцев.
Но начинать надо не тогда, когда ребенок уже пошел в школу и начал страдать. Начинать надо не тут и не с этого.
Надо помнить, что первые и главные учителя ребенка - это его родители. Ребенок будет учиться лучше, если его дом - это место, где читают, пишут и говорят.
Языковое развитие тоддлеров
Можно подписать вещи в доме, расклеить карточки со словами. Это легко превратить в игру, например, давать карточку со словом ребенку и просить прикрепить ее на нужный объект. По мере того, как словарный запас растет, карточки надо менять.
Дошкольники
Если ребенок уже умеет читать, купить набор магнитных слов и играть с ними на холодильнике (по очереди с ребенком читать готовые предложения и составлять новые). Не забывайте, что это должна быть игра, она должна быть веселой!
Обыгрываем бытовые дела. Например, ребенок составляет меню, помогает вам составить список продуктов, необходимых для приготовления нового блюда.
Начальная школа
Главный принцип: все «учение» вписано в повседневную жизнь.
Перед тем, как пойти в магазин, попросите сына составить список покупок. Ошибки исправляем, просим переписать. Если все написано верно, разрешаем ему добавить в список какую-нибудь вкусняшку для себя. В магазине пусть он сам найдет нужные продукты и сложит их в корзину.
Купите иллюстрированный словарь. Такой словарь будет настоящим спасением, если ваш сын - визуал или кинестетик.
Заведите семейную традицию похода в библиотеку. Старайтесь, чтобы книг, которые вы читаете, были и книги, написанные мужчинами. Они могут стать для мальчика позитивной ролевой моделью в «вербальной» сфере.
Играйте всей семьей в словесные игры.
Привлекайте свою «родительскую команду». К примеру, пусть ребенок пишет письма бабушкам и другим членам семьи. Сделайте это семейным ритуалом, выделите особое время для написания писем родственникам. В эти письма можно вклеивать картинки (или рисовать их), а ребенок пусть пишет пояснения, обращая внимания на детали (какого цвета машина, какое небо и т.д.). А потом пусть сын сам отправит письмо: наклеит марку, бросит конверт в ящик. Родственники, естественно, должны потрудиться написать ответ.
Подключайте искусство. Музыка помогает детям развивать языковые навыки. Просто слушать хорошо, но лучше всего учиться играть на каком-либо инструменте. «Недавно это было доказано исследованием, проведенные в Китайском Университете Гонконга. Дети, особенно мальчики, которые хотя бы год учились музыке, лучше проходили тесты на вербальную память, чем дети, у которых не было уроков музыки. Китайское исследование показало также, что даже через год после того, как дети переставали заниматься музыкой, их вербальная память все еще была лучше, чем у немузыкальных детей».
Один из веселых способов помочь ребенку установить в голове музыкально-словесную связь - это купить недорогую установку для караоке (но не вздумайте критиковать его пение!).
Средняя и старшая школа
Если ваш подросток уже хорошо читает, то все, что вам нужно - это время, одобрение и хорошая книга.
Если подросток читает плохо, то ему может понадобиться помощь в трех сферах:
- защищайте его в школе, просите пересмотреть методы преподавания словесности.
- найдите книги, которые ему захочется прочитать,
- находите время и силы на чтение, даже если ему не хочется этим заниматься.
Делайте вместе домашнее задание. Не «за», а «вместе».
Количество времени, проведенное у экрана, - это вознаграждение за успехи в учебе.
Находите материал для чтения, который понравится вашему мальчику
Было проведено несколько исследований, которые показали, что успехи в чтении во многом зависят от того, с каким настроением ребенок читает. Скучная школьная программа вряд ли пробудит интерес к чтению. Те же самые мальчики, которые зевают над школьной хрестоматией, с интересом читают «Гарри Поттера», например.
Количественно средний мальчик читает меньше, чем средняя девочка, и тем важнее качественный аспект.
Мальчиков увлекают истории с динамичным сюжетом, им интересны книги, в которых есть дополнительная графическая информация, книги, где много действия (триллеры, шпионские романы, научная фантастика, биографии спортсменов).
Попытайтесь добиться того, чтобы в школе разрешали альтернативное чтение: вместо какого-то совсем уж неподъемного текста из программы ваш сын будет читать то, что ему интересно.
Будьте родителем, который начинает изменения
Главный постулат этого параграфа - родитель должен быть на стороне ребенка и защищать его интересы. Надо разговаривать с учителями и руководством школы, чтобы в методиках обучения учитывались потребности мальчиков. Например, на уроках можно чаще использовать мультимедийные формы подачи материала (видео, фильмы) - и это уже будет шаг к бой-френдли модели.
Добивайтесь возможности корректировать программу. Ничего страшного не случится, если вместо «Джейн Эйр» ваш сын прочитает «Гарри Поттера».
Пусть разрешат мальчикам больше использовать технические средства. Например, вместо доклада мальчик может подготовить презентацию в PowerPoint.
Проблему конспектирования лекций может решить разрешение использовать на уроках ноутбуки. Многим мальчикам письмо от руки дается труднее, чем девочкам, и ноутбук может стать настоящим спасением для них.
Дома и в школе разрешайте мальчикам двигаться во время занятий. Чтобы эта двигательная свобода не стала для учителей, разрешившим такое, кошмаром, организуйте группу родителей-волонтеров, которые первое время будут ходить на уроки и следить, чтобы мальчики не разнесли все вокруг.
Инициируйте дискуссии о времени начала уроков и количестве учеников в классе. Исследования показывают, что чем меньше класс - тем лучше себя чувствуют ученики всех возрастов.
Авторы призывают родителей постоянно быть на связи с учителями и администрацией школы, участвовать в волонтерских программах, быть в курсе происходящего в школе, продвигать идею, что успехи ребенка не исчерпываются оценками за тесты, ходить на все школьные мероприятия, чтобы быть рядом со своим ребенком.
Что могут сделать учителя
Как помочь мальчикам в начальной школе
Гуриан предлагает учителям пересмотреть критерии оценки. Сейчас, когда они знают, что у мальчиков меньшее количество деталей, касающихся чувств, связано с особенностями их мозга, сама собой напрашивается необходимость пересмотреть требование наличия таких деталей в работах с оценкой В. Тогда автоматически многие оценки C у мальчиков превратятся в В. Аналогичные корректировки можно провести для девочек и математики.
Используйте музыку на уроках

«Исследования показали, что в возрасте около 6 лет дети переживают скачок роста в лобной и теменной долях (growth spurt in the frontal and pariental lobes), которые поддерживают такие функции, как пространственное мышление (spatial tasking), языковое развитие и музыкальную восприимчивость ( musical attention). Таким образом, формирование связи между словами и музыкой - ключевой момент для этого периода развития мозга».
Используйте пространственные и визуальные средства

Отличным помощником может стать проектор, он задействует и визуальное восприятие, и пространственное мышление.
Очень полезно рисование. Точно так же, как многим мальчикам легче учить слова, если они соединены в их сознании с музыкой, для других мальчиков может помочь рисовать то, о чем они прочитали.
В институте Гуриана советуют обучать детей способам брэйнсторминга. Одной из такой техник является свободное письмо, которое предваряет письменную работу: «идите и просто пишите в течение 15 минут. Записывайте все, что вам придет в голову». «Мужской» вариацией этого метода может быть рекомендация фиксировать свои мысли при помощи рисунков: «Рисуйте машины, дома, самолеты и все, что может быть частью вашей будущей работы». А дальше пусть дети сами выбирают, какой путь им симпатичней.
Используйте работу в команде и соревнования

Есть мальчики-одиночки, но большинство предпочитает работать в команде. Учитель может использовать эту их склонность, равно как и соревновательность. Можно ставить общую оценку команде и сравнивать между собой не учеников, а команды. Работа в команде - это хороший стресс, подстегивающий работу мозга.
Используйте физические упражнения

Вы уже заметили, что то новое, что мы предлагаем учителям использовать в помощь мальчикам, - это подкрепление вербальной деятельности занятиями, задействующими другие области мозга. «Т.к. у многих мальчиков пространственные, кинестетические, визуальные или музыкальные центры мозга развиты лучше, чем вербальные, мы можем улучшить их вербальное и языковое развитие, «подключая» их сильные центры к слабым. Эта техника хороша и для мальчиков, и для девочек, а для мальчиков, мозг которых функционирует по максимально «мужскому» типу, может оказаться настоящим спасением.
Тело не существует отдельно от мозга. Тело может быть сильной стороной мальчишеского, да и любого детского мозга. В мужском мозгу больше цереброспинальной жидкости (spinal fluid) в стволе мозга, чем в женском». Это одна из причин того, почему у мальчиков учеба непосредственно связана с движением. Используйте физические упражнения не только для того, чтобы сбросить напряжение, но и для того, чтобы стимулировать мозг.
В одной из школ учитель, прошедший тренинг в институте Гуриана, провел эксперимент: перед тестами по грамматике, он спускался с детьми в спортзал и давал им побегать. После этого у многих мальчиков улучшились оценки.
Как помочь мальчикам в средней и старшей школе
Все, о чем говорилось раньше, применимо и к подросткам.
Институт Гуриана настоятельно советует делать программу чтения гибкой, предоставлять детям выбор, что читать.
Разрешайте мальчикам двигаться

Если разрешить мальчикам, которые уже утомились от письма, сжимать во второй руке резиновый мячик (nerf ball), это поможет держать мозг в тонусе. Такой мячик или возможность перемещаться по классу могут очень помочь. Учителя, которые начали пользоваться этими приемами по советам института Гуриана, отметили, что это не вызывает серьезных дисциплинарных проблем, а писать и читать мальчикам явно помогает.
Искусство в помощь

Замечательный способ помочь мальчикам развить свои вербальные навыки, глубже понять литературное произведение - это школьный театр и любые представления, в которых дети принимают участие.
Проводите опросы

«Выше уже говорилось об исследованиях, которые показали, что мужчины демонстрируют более высокие учебные результаты, если учебные материалы пересекаются с областями их личного интереса и сферами, в которых они успешны. Это особенно верно для мальчиков-подростков.
Это знание можно использовать: отправьте мальчиков (и девочек) брать интервью. Ученики, у которых при письме возникают проблемы с использованием деталей, часто пишут лучше после того, как они взяли интервью у кого-то, кто им интересен. К примеру, вы можете предложить своим ученикам взять интервью у пяти человек из их окружения (родители, родственники, сиблинги, учителя, тренеры, видные общественные фигуры) и составить список любимых слов каждого из этих людей. Эта установка на слова - еще один способ поддержать ученика в использовании разных слов. Ученик может подготовить опросные листы с простыми вопросами вроде:
- Вы можете назвать 5 любимых слов?
- Что каждое из этих слов значит для Вас?
- Почему Вам нравятся эти слова?
- С этими словами у Вас связаны какие-то особенные воспоминания?»
Часто интервьюеры используют слова «любовь», «справедливость», «мир» и т.д., и это может быть поводом для обсуждения в классе. Дальше с материалами интервью можно работать по-разному: обсуждать, предложить ученикам составить свои предложения, используя слова из интервью, проиллюстрировать их, сделать плакаты и развесить в классе.
Объединяйте слова и чувства
Предложите ученикам сделать две коробки с картинками. Первая коробка - «Действия» (tasks), вторая - «Мысли и чувства». Для первой коробки пусть ученики найдут картинки, на которых люди чем-то заняты. Для второй - картинки, в которых главное - выражение лица, поза и другие знаки невербальной коммуникации. Исследования показывают, что мальчикам-подросткам труднее считывать невербальные знаки, чем девочкам, и это упражнение поможем им научиться говорить о том, какие чувства, по их мнению, испытывают другие люди.
После того, как в обеих коробках будет достаточно материала, предложите ученикам закрыть глаза и взять по одной картинке из каждой коробки, положить их рядом и написать небольшое эссе. Не обязательно человек с фотографии должен быть героем истории, это скорее история о действиях и чувствах, которые их сопровождают.
Экспериментируйте с раздельным обучением
Мальчики свободней себя чувствуют на уроках словесности, если в группе одни мальчики.
Читают ли герои?
На экране мальчики не видят читающих и пишущих героев. Значит, мы, учителя и родители, должны предоставить им ролевые модели. Это могут быть как великие люди прошлого, так и наши современники.
_________________
хочу весну поймать за шкирку
спросить где шлялась прямо в лоб
и мордой тыкать тыкать тыкать
в сугроб

Мы демократию приветствуем, но не практикуем (с)


Последний раз редактировалось: Кошка в доме (Пн Апр 20, 2020 13:36), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (2)  
 
GIDKOVA
Студент
Студент

На сайте с 04.08.11
Сообщения: 2009
В дневниках: 1
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Янв 10, 2014 9:09     Ответить с цитатой

:-) почитаю
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Елена Зайцева
Профессор
Профессор

На сайте с 09.05.11
Сообщения: 2458
В дневниках: 5690
Откуда: Барнаул, центр
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Янв 10, 2014 10:00     Ответить с цитатой

Девочки, может есть в электронном варианте книга? Или поделитесь ссылкой, если есть, пожалуйста.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Кошка в доме
BrnAdm
BrnAdm

На сайте с 22.09.11
Сообщения: 34886
В дневниках: 3277
Откуда: Brn
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Янв 10, 2014 13:20     Ответить с цитатой

Елена Зайцева
Нет, к сожалению. Мне в таком виде сбросили, я поделилась. На мой взгляд, полезная вещь.
_________________
хочу весну поймать за шкирку
спросить где шлялась прямо в лоб
и мордой тыкать тыкать тыкать
в сугроб

Мы демократию приветствуем, но не практикуем (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
mizhko
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы


На сайте с 11.04.10
Сообщения: 3692
В дневниках: 267
Откуда: Барнаул, Шукшина
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Янв 12, 2014 0:25     Ответить с цитатой

:give_heart: спасибо большое.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Кошка в доме
BrnAdm
BrnAdm

На сайте с 22.09.11
Сообщения: 34886
В дневниках: 3277
Откуда: Brn
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Янв 12, 2014 0:53     Ответить с цитатой

mizhko
На здоровье. Я читала 3 раза, и еще буду, некоторые вещи еще не уложила в голове.
_________________
хочу весну поймать за шкирку
спросить где шлялась прямо в лоб
и мордой тыкать тыкать тыкать
в сугроб

Мы демократию приветствуем, но не практикуем (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
КаЗяБаЗя
Первый класс вторая четверть
Первый класс вторая четверть


На сайте с 06.06.12
Сообщения: 533
В дневниках: 5
Откуда: Цветочный Город :)
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Фев 01, 2014 22:28     Ответить с цитатой

Кошка в доме
Спасибо, перечитаю еще раз :-) сразу в голове не уложилось
_________________
"Не подскажите ли, по какой дороге мне идти?" - спросила Алиса
"Это зависит от того, куда Вы хотите попасть" - ответил Кот
"Да мне, в общем-то, все равно" - начала Алиса
"Тогда неважно и какой дорогой идти, главное идти долго и никуда не сворачивать"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Lesola
Студент
Студент


На сайте с 07.04.13
Сообщения: 1678
В дневниках: 467
Откуда: Барнаул -> Москва
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Фев 02, 2014 0:13     Ответить с цитатой

Спасибо. Очень заинтересовалась, тем более два сына растёт. :give_heart:
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Кошка в доме
BrnAdm
BrnAdm

На сайте с 22.09.11
Сообщения: 34886
В дневниках: 3277
Откуда: Brn
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Фев 02, 2014 1:35     Ответить с цитатой

Пожалуйста, девочки.
_________________
хочу весну поймать за шкирку
спросить где шлялась прямо в лоб
и мордой тыкать тыкать тыкать
в сугроб

Мы демократию приветствуем, но не практикуем (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
mamaFsin
Подготовишка
Подготовишка

На сайте с 16.02.11
Сообщения: 279
Откуда: Новоалтайск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Фев 25, 2014 15:10     Ответить с цитатой

Интересная статья у нас два сына один есть,второго ждем
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Айсель
Профессор
Профессор

На сайте с 16.04.10
Сообщения: 5700
В дневниках: 44
Откуда: Барнаул, парк Эдельвейс
Карта № 016303
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Мар 07, 2014 20:06     Ответить с цитатой

Распечатала себе и мужу, некоторые моменты спорные, но статья интересная, надо перечитать.
_________________
Я Ирина
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Прохорова Юлия
Первый класс вторая четверть
Первый класс вторая четверть

На сайте с 17.09.12
Сообщения: 828
В дневниках: 1
Откуда: Барнаул, квартал 2000
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Апр 29, 2015 12:52     Ответить с цитатой

Спасибо!Очень занимательно!
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Кэтрин*
Ясельки
Ясельки


На сайте с 04.02.13
Сообщения: 47
Откуда: г. Барнаул
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 31, 2016 12:26     Ответить с цитатой

Очень полезная информация, спасибо, возьму на заметку :babulka_girl:
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Барнаул и Алтайский край » Алтайские детки - все о воспитании детей в Барнауле и Алтайском крае
Страница 1 из 1  

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах