Новости сайта и форума Sibmama 
[Воспитание]
ПОЧЕМУ ДЕТИ ДОЛЖНЫ РИСКОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ

Часть I. Игра как способ преодоления страха
Выпечка из творожного теста. Кулинарный флеш-моб
Курс по сказкотерапии для родителей и психологов
Теория и практика сказкотерапии как она есть

 

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему       Форумы » Консультации специалистов » Семейный консультант. Психолог Анна Бердникова
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант


На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21414
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Июн 11, 2020 15:33    Заголовок сообщения: Курс по сказкотерапии для родителей и психологов Ответить с цитатой

Образовательная программа "Сказкотерапия"

140 академических часов (4 учебных месяца)

27 июня 2020. Новосибирск. Начнется программа.

Преподаватель курса — Анна Геннадьевна Бердникова.

Лицензия №9965 Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.


Пояснительная записка

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими... Каким образом, посредством сказкотерапии удаётся достигать таких целей? Во-первых, сказка всегда служила средством встречи её слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только "волшебным зеркалом" реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира... Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь. Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребёнок должен иметь чёткое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребёнка к 3,5 - 4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка.

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. С каждой из этих функций у слушателей будет возможность детально ознакомиться.

Сказкотерапия – метод, прекрасно себя зарекомендовавший в работе как с детьми, так и со взрослыми.



Тематическое содержание курса

I. Введение в теорию сказкотерапии.

Понятие сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии в России и за рубежом. Особенности использования сказкотерапии. Направления сказкотерапии. Функции, значение и роль сказок. Классификация Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачкова. Художественные сказки. Дидактические сказки. Психотерапевтические сказки. Психокоррекционные сказки. Медитативные сказки. Психосказки. Рассказывание сказок, многообразие форм этой работы: пересказ известной сказки от третьего лица; групповое рассказывание; рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения; рассказывание сказки от первого лица и от имени любого персонажа. Сочинение сказок как творческий психотерапевтический процесс. Переписывание сказок, область применения и методика использования. Медитация на сказку, статические и психодинамические медитации. Методические особенности сказкотерапии детей, подростков, взрослых.



II. Жизненный цикл личности и его представление в сказочном сюжете.

Жизненный путь и возрастные кризисы по Э. Эриксону. Отражение периодов жизненного пути личности в сюжете сказок. Происхождение главного героя, его жизнь и развитие в родном доме. Расставание с отчим домом. Выбор пути. Проверка на доброе сердце. Встреча с помощниками. Борьба и победа. Возвращение домой. Преодоление трудностей пути. Прибытие домой. Утверждение себя. Свадьба. Коронование. Психологическое толкование личностных проблем и путей их решения на каждом этапе жизненного пути героя волшебной сказки. Единая модель путешествия героя в мифах, сказках, сновидениях по теории Джозефа Кэмпбелла, ее ключевые элементы. Терапевтическая методика Пола Ребиллота "Путешествие героя".



III. Сказкотерапия в контексте ведущих направлений современной психотерапии: аналитическая терапия К.Г. Юнга, транзактный анализ Э. Берна, гуманистическая терапия К. Роджерса.

Процесс индивидуации как ключевое понятие, введённое К.Г. Юнгом в теорию развития личности. Анализ сказок как повествований, развивающихся вокруг архетипических тем. Изучение архетипического поведения с помощью волшебных сказок и мифов. Изучение сказок методами аналитической психологии в работах М.-Л. фон Франц, Дж. Хендерсена, Э. Нойманна. Сказки как оказание помощи бессознательным личности, оказавшейся в кризисной ситуации. Диалог сознания и бессознательного как терапевтический механизм сказкотерапии . Терапевтическое использование сказки в работе по осознанию "личного мифа" клиента.

Анализ жизненного сценария, шесть основных паттернов сценарного процесса: пока не; после; никогда; всегда; почти; открытый конец. Темы сценариев в мифах и сказках. Сказочные персонажи как прототипы современных людей; примеры анализа Э. Берном "Красной Шапочки", "Спящей Красавицы", "Золушки" и других сказок.

Приёмы изучения личностного сценария на основе сказочного материала, осознание и изменение деструктивного сценария. Связь транзакционного анализа и бихевиоризма в изучении моделей поведения человека.



IV. Психодиагностика и коррекция методом сказкотерапии.

Формы наблюдения и контроля за результатами сказкотерапевтических занятий. Психодиагностика и сказкотерапия. Проективные методики исследования личности, разнообразие существующих проективных тестов. Возможности Тематической апперцепции теста (ТАТ, RAT), Детской апперцепции теста (САТ) в определении значащих проблем взрослых и детей. Дюсса сказки тест: методика и область его применения. Проблема выбора метода сказкотерапии по результатам психодиагностики. Тест "6 предметов".

Сочинённая сказка как результат диалога сознания и бессознательного. Методы активизации творческих способностей клиента для сочинения сказки. Разнообразие тем, героев, эмоциональных состояний для придумывания сказочных историй. Сочинение сказки по картинке. Психологическая интерпретация сочинённой сказки. Безоценочная интерпретация – основной принцип работы со сказкой. Эмоциональный резонанс между клиентом и сочинённой им сказкой. Алгоритм анализа сочинённой сказки: основная тема; линия главного героя; поведение, приводящее героя к успеху; актуализированные чувства; образы и символы; оригинальность сюжета. Культурологические, психологические и психодинамические источники, используемые для анализа сказок.



V. Индивидуальный стиль сказкотерапевта.

Обобщение и систематизация материала курса для каждого участника программы. Наложение полученной информации на личный консультативный опыт, определение места сказкотерапии в личной и личностной методической копилке.

Консультирование клиентов "с улицы" методом сказкотерапии. Очная супервизия консультаций.



Запись в учебную группу — по факту внесения оплаты за первый учебный месяц.
Дополнительная информация — по телефонам:
(383) 214 28 84
+7 913 911 2601


Ближайшие мероприятия:
06.06.2020 Профессиональная переподготовка по специальности "Психолог-консультант" на базе высшего образования
06.06.2020 Образовательная программа "Гештальт-терапия"
Расписание Программы Преподаватели

Телеграм-канал Института Консультирования: https://t.me/ik2002.
VKontakte
Институт Консультирования
(383) 214-28-84
info@obrazovanie9.ru
www.obrazovanie9.ru
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант


На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21414
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Июн 13, 2020 15:29     Ответить с цитатой

Добрый день, уважаемые участники форума!

Подготовка курса Сказкотерапии продолжается:

Упражнение Простые волшебные вещи

Раскройте вашу сумочку (оглядите свой письменный стол), выберите предмет, который уже давно с Вами, с которым у Вас установились эмоциональные отношения - симпатии, привязанности... 🙂
Определившись с вещью, возьмите ее в руки.

Посмотрите на вещи в Ваших руках. Они волшебные. Простые волшебные вещи... Сейчас свершится чудо. Я произнесу заклинание (заклинание я позаимствовала у опытного маг и волшебника Игоря Вачкова, профессора, доктора психологических наук), и эти вещи смогут заговорить. Они расскажут нам интересные, захватывающие факты о своих владельцах.
Шорох-морох, в серых норах,

Слово вспыхнуло, как порох!
Слово ярко и светло,
Словом утро расцвело
До небес огонь горит!
Вещи могут говорить!

Что расскажет вещь в Ваших руках? Как ответит на вопросы:
1. Какой человек твой владелец?
2. Что ему нравится?
3. Что не нравится?
4. В чем он нуждается?
5. Где\у кого может это получить? Что ему нужно для этого сделать?

Шорох-морох, шелест трав,
Шепот затухает,
Успокоен шумный нрав,
Голос умолкает.
Чтобы мысль была слышна,
Наступает тишина!..
Прислушайтесь к себе. Как звучит внутри голос Вашей вещи? А может быть, она Вам пишет в темноте под Вашими веками? Какой способ коммуникации выбрала?
Как Вы себя чувствуете, слушая свою вещь?
Какие мысли Вам приходят в ответ на ее слова?
Чего хочется в этот момент?

Что теперь будете делать с новой информацией, полученной от вещи?

Это упражнение обладает значительной универсальностью. Его можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. При групповой работе не стоит брать его в качестве знакомства, лучше подождать, пока в группе сформируется доверительная атмосфера.

Наиболее эффективно упражнение позволяет работать с ресурсами и стратегиями достижения.
Возрастной диапазон применения также широк: от младшего школьного возраста до пенсионного.
Возможны различные модификации этого упражнения: организовать полилог вещей в отсутствие хозяев, можно поэкспериментировать с анализом и синтезом, объединяя несоединимые вещи для решения различных совместных задач, можно произвести обмен вещами и провести перекрестное интервью.

Таким образом, задачи, решаемые упражнением, могут быть практически любыми. Все зависит от замысла тренера 🙂
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант


На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21414
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Июн 15, 2020 17:09     Ответить с цитатой

Из рабочего сказкотерапевтического процесса:

В последнее время, понимаю, что совсем не знаю своего ребенка. Из садика постоянные жалобы идут, что сын стал совсем неуправляемым: задирается, обзывается, отказывается выполнять требования воспитателя, дети перестали с ним играть. Когда начинаю с сыном говорить, спрашивать, в чем причина, он у нас вообще-то мальчик сообразительный, за словом в карман не полезет, тут пожимает плечами: «Не знаю!». Я опасаюсь, что к сыну может прилипнуть ярлык хулигана, а пятилетнему мальчику это ни к чему. Как этого избежать?

Вы совершенно правы, мальчику ярлыки ни к чему. Однако скорее всего некий ярлычок уже закрепился за сыном. Поэтому теперь мальчику приходится «оправдывать ожидания» относительно своего поведения. Вполне возможно, что и воспитатель уже ждет и совершенно точно знает, кто в случае чего в группе станет возмутителем спокойствия. Для того чтобы избавить мальчика от этого ярлычка, ему, во-первых, необходимо дать понять, что вы с ним вместе, поддерживаете его и верите, что он хороший. Во-вторых, хорошо показать, как можно разрушить прилипший образ. Мальчику можно рассказать сказку про «Обижалку», а затем обсудить ее.
Сказка про Обижалку
Жил-был в лесу Обижалка. Как ты думаешь, почему его так называли?... Верно, потому что обижал он всех, кого только мог.
То белочку за хвостик дернет или орешек отберет, то медвежонку в мед хвои накидает или шишкой по голове стукнет. Долго так продолжалось.
Перестали ребята-зверята с Обижалкой играть. Тогда Обижалка стал стараться их еще больше обидеть: не хотят со мной играть – пусть тогда хотя бы подерутся, - думал Обижалка. Тогда зверята не только с ним играть перестали, но и дразнить его начали. Как только его увидят, сразу кричать начинают:
Обижалка идёт,
Всем обиды несет!
Ног своих не жалей:
Разбегайся скорей!
Обижалка сначала их всех побить хотел. Но как всех сразу догнать? Пробовал в них шишками кидать – ни в кого не попал. Ребята-зверята еще больше и веселее его дразнят.
Совсем приуныл Обижалка. Горько и грустно ему стало. Даже плакать захотелось. Присел Обижалка на травку… и вдруг услышал, что рядом, за деревьями кто-то всхлипывает.
Обижалка протер лапками глазки и пошел смотреть. Оказалось, это маленькая девочка сидит на пенёчке и плачет, возле ног стоит корзинка. В ней два грибочка. Обижалка сначала хотел шишек насыпать в корзинку, но потом раздумал. Слишком уж горько девочка плакала. Вместо этого он спросил:
- Ты чего плачешь?
- Я заблудилась. Мама с папой уже волнуются. Ни меня, ни грибов. Бедная я, бедные мама и папа. Вот горе-то!
- Тоже мне горе! Сейчас мы все поправим, - Обижалка сказал и сам удивился. Он от себя такого не ожидал.
- Поправим? – девочка вытерла слезы и с любопытством смотрела на Обижалку. - Правда?
- Конечно, поправим, здесь рядом есть грибная полянка. Соберем грибы, а потом я тебе дорогу из леса покажу!
- Как здорово, идем скорее! – девочка весело побежала по дорожке.
Полянка и в самом деле оказалась рядом. Она вся была покрыта грибами: большими и маленькими, оранжевыми, коричневыми, белыми.
– Ух, ты какие грибочки: лисички, подберезовики, подосиновики! И не входит больше в корзинку! Ничего, пусть для кого-нибудь ещё растут!
Обижалка стоял рядом и радовался вместе с девочкой.
- Чтобы выйти из леса, надо дойти вон до той большой сосны, - Обижалка показал лапой. – А потом повернуть направо. И все. Лес закончится.
- Спасибо тебе большое! Ой! Я даже не спросила, как тебя зовут?..
- Меня?.. Обижалка.
- Обижалка? Не может быть?! Ты меня спас, ты мне так здорово помог. Для меня ты совсем не Обижалка, а самый настоящий Помогайка! Можно я тебя так буду называть?
- Помогайка… Помогайка, - Обижалка попробовал на вкус новое имя. – Да, мне нравится, пусть так и будет.
- Вот спасибо тебе, замечательный Помогайка! – девочка обняла его. – До свидания, Помогайка.
Девочка побежала по тропинке к высокой сосне. Обижалка смотрел, как она бежит:
- Помогайка, да, я теперь буду Помогайка, это так здорово помогать.
Широко улыбнувшись, он зашагал к своему домику.
Зверята, заметив его, хотели закричать свои дразнилку, но, увидев непривычную широкую улыбку на лице бывшего Обижалки, раздумали дразниться.
Для обсуждения могут подойти такие вопросы:
1. Почему Обижалку так назвали?
2. Нравилось ли Обижалке обижать?
3. Почему ребята-зверята не хотели играть с Обижалкой?
4. Как ты думаешь, почему Обижалка решил помочь девочке?
5. Почему девочка не поверила, что Обижалку так зовут?
6. Как по-твоему, какое имя понравилось Обижалке больше? Почему?

Такая беседа в защищенной сказочной реальностью атмосфере поможет ребенку разобраться и понять, что с ним происходит, а также принять решение, что делать дальше в отношениях с детьми и воспитателями в садике. Возможно, сказку придется рассказать и обсудить неоднократно.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант


На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21414
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Июл 16, 2020 15:24     Ответить с цитатой

СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Анна Бердникова
Психолог

Существует большое количество самых разнообразных сказок: и для совсем маленьких детишек и для ребят постарше. Но так иногда хочется придумать какую-нибудь особенную историю именно для своего малыша. Существуют ли какие-либо правила для такого творчества? И какие возрастные особенности крохи при этом нужно учитывать?

Сказка может выполнять не только развлекательную функцию, но и поясняет устройство окружающего мира, учит взаимодействию между различными участниками диалога, отражает душевные конфликты личности, дает некоторые способы разрешения этих конфликтов.
Использовать сказку в развивающих, воспитательных, обучающих, гармонизирующих целях могут не только профессиональные психологи, но и сами родители. Для этого необходимо знать возрастные особенности своего ребенка и некоторые законы построения сказки. И главное – очень важно иметь искреннее желание общаться с малышом в сказочном пространстве.

Сказки, сочиненные мамой специально для своего ребенка, обладают особыми качествами, недоступными общеизвестным народным и авторским произведениям. Истории, в которых ребенок узнает себя, позволяют ему попасть в другую реальность, ощутить себя сильным и могучим, уверенным в себе человечком, победителем в трудных ситуациях. Такие сказки формируют позитивный Я-образ у ребенка, способствуют осознанию своих возможностей и способов их реализации. Любое совместное творчество, и придумывание сказок в том числе, помогает маме и малышу быть ближе. Используя смешных героев, маме проще строить открытые доверительные отношения с ребенком: те слова, которые иногда бывает трудно говорить от своего имени, легко вложить в уста волшебного героя.

Нужно сказать, чем хороши сказки, сочиненные мамой, ведь можно рассказывать всем известные сказки, которых существует великое множество.

Ребенок до полугода

Малыши этого возраста находятся в неразрывном единстве с мамой. Только при наличии тесного духовного и телесного контакта с ней, социальная ситуация будет комфортна для ребенка.

Основной, ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте – непосредственное эмоциональное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая социальная потребность, которая формируется у ребенка, – это потребность в другом человеке, на развитие которой родителям необходимо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки. Кроха еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый, но это не должно быть поводом для смущения. Психологи утверждают: "Младенец беспомощен, если он один, но пара "мать и дитя" не только не беспомощна, но поражают своей жизнестойкостью".

Сказка, с которой мама обращается к малышу этого возраста, может быть названа сказкой лишь условно, потому что ее сюжет абсолютно не важен для ребенка. Сказка становится одним из компонентов комплексного контакта с ребенком. Здесь особое значение приобретает настроение, эмоциональное состояние, интонационный рисунок речи рассказчика, потому что через интонацию ребенок «впитывает» состояние взрослого, чувствует его отношение к себе. Слова при этом могут быть любыми, как правило, слова отражают какое-либо взаимодействие с ребенком.

Например, при выполнении гимнастики: Погладим ручки вверх-вниз, вверх-вниз, погладим ножки вверх-вниз, вверх-вниз, а теперь животик – кружочком влево-вправо. Мамины пальчики поймаем: хвать-хвать-хвать! Ручками помашем вперед-вверх-в стороны. Кто такой спортсмен у мамы? Вперед-вверх и в стороны…(Сколько примерно должно быть предложений в такой сказке?)Эта сказка-игра не имеет ярко выраженного начала и конца, поэтому может длиться до тех пор, пока игра интересна ребенку и мама находит в себе силы общаться в таком стиле.

Речь сопровождается соответствующими движениями, контакт мамы и ребенка приобретает комплексный характер: малыш видит маму, слышит интонацию ее голоса и ощущает прикосновения. Таким образом, достигается неразрывное единение мамы и малыша, так необходимое ребенку этого возраста.

Ребенок от полугода до года

Ребенок растет и развивается, у него появляются новые навыки и умения. Так, хватание, направление к предмету, стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются и те , к которым притронуться нельзя. В этом проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром. Ребенок тянется к предмету, который привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого.

Общение ребенка со взрослым приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. Начиная со второго полугодия жизни, малыш больше не соглашается просто "обмениваться со взрослым ласками". Ему теперь нужно, чтобы взрослый "сотрудничал" с ним в деле, организовывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неудачах, хвалил за достижения. Каждой маме хорошо известно, как ребенок, находясь у нее на руках, показывает пальчиком на окно или часы, приглашая полюбоваться заинтересовавшим его предметом. При таком общении дети ищут присутствия взрослого, требуют его доброжелательного внимания. Но и этого недостаточно – малышу очень важно, чтобы взрослый активно взаимодействовал с ним во всех его занятиях.

С учетом изменения восприятия и потребностей ребенка меняется сказка, которую рассказывает мама. Здесь уже может появиться сюжет, разворачиваемый вокруг функционирования заинтересовавшего ребенка предмета. Малыш может выступать активным участником сказки, ее героем. Сказка должна быть небольшой: десять-двенадцать коротких предложений (указать примерно сколько), с использованием простых, конкретных слов, понятных ребенку. Слушая сказку, ребенок расширяет свой словарный запас, получает знания об интересующем его предмете, а также обогащается широким спектром общих знаний, например, об этикете или культуре общения. Функция сохранения и поддержания эмоционального контакта сказкой также важна для ребенка этого возраста. Рассказывание сказки требует от сказочника некоторого артистизма, способности выступать от имени различных персонажей.

Например, ребенок проявляет большой интерес к будильнику, знакомство с которым может быть обыграно в форме сказки.
Пришел малыш в гости к будильнику: топ-топ-топ!
– Привет! – говорит малыш.
– Привет! – отвечает будильник. (Будильник можно «оживить» покивать им ребенку, например)
– Что ты делаешь? – спрашивает малыш.
– Я хожу: тик-так, тик-так, тик-так – вот послушай! (можно поднести будильник к уху ребенка)
– А что ты еще умеешь?
– Я умею будить – громко петь, хочешь послушать?
– Да, хочу! (Если звук будильника не слишком резкий и громкий, то можно послушать с ребенком его звучание)
– А еще я показываю время и говорю: пора обедать! (последняя фраза становится выходом из сказки и переключением ребенка на другую деятельность).
– Пока-пока!

Ребенок от года до двух

В возрасте от года до полутора полное единение малыша с мамой взрывается изнутри. Появляются два независимых человека: малыш и мама. В осознании ребенком этого изменения заключается кризис первого года жизни. В этом возрасте маленький человечек приобретает некоторую степень самостоятельности: первые слова, первые самостоятельные шаги, первые осознанные действия с предметами. Однако диапазон возможностей малыша еще очень ограничен.
В этом возрасте слова ребенка еще ситуативны. Его речь уже является средством общения и выражения желаний и эмоций. В то же время она еще лишена постоянных значений – одним и тем же словом или сочетанием звуков могут называться самые разнообразные предметы, действия или явления.

Ребенок сам не в состоянии узнать, как правильно использовать тот или иной предмет. Как держать ложку? Как надеть очки? Как пользоваться расческой? Поэтому почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек, который показывает и объясняет ребенку суть предмета. Поэтому общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится не только эмоциональным, но и речевым.
Сказка для ребенка от года до двух становится более протяженной по времени. История может длиться столько, сколько потребуется для изучения интересного предмета, в сюжет включаются активные действия самого ребенка. Игра может быть завершена в любой момент, как только маленький слушатель потерял интерес, и к ней можно вернуться в другой раз, когда возникнет обоюдное желание.
Посредством сказки может происходить обучение нормам поведения, необходимым навыкам самообслуживания, а также общее расширение кругозора. В этом возрасте могут появляться сказки, связанные с определенными ритуалами. Например, сказка, сопровождающая процесс чистки зубов.

Жили-были в ротике-домике маленькие зубки. И было их.… Открывайся, ротик-домик! … один, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Решили зубки позвать к себе в гости щетку. А щетка позвала с собой пасту и стаканчик с водой. Пришли они стали с каждым зубиком здороваться, каждого потерла щетка своими щетинками с одного боку и с другого, спинки тоже. Зубкам щекотно, они смеются. После щетки пришла водичка – ополоснула каждый зубик. Стали зубки чистые и блестящие. Тут и сказочки конец, а у того, кто слушал, зубки будут крепкие и здоровые!

Ребенок от двух до трех лет

Постепенно, по мере развития ребенка, происходит переход действия от совместного к самостоятельному. За взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого.

В этот период ребенку очень важно, чтобы мама разделила его восторг от того, например, что брызги в ванной разлетаются во все стороны. Или руки, перепачканные краской, оставляют необыкновенно красивые следы на обоях. То есть действия с предметами интересны не только сами по себе, но и как способ привлечения внимания взрослого.
В этом возрасте ребенок уже может проводить параллели между собой и сказочным героем, корректировать действия героя, вносить свои дополнения в развитие сюжетной линии. Поэтому сказка, сочиненная совместными усилиями, служит для поддержания контакта между мамой и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функцию, а также решает профилактические и подготовительные задачи (пояснить). Наверно нужно объяснить, что в этом возрасте уже можно привлекать ребенка для совместного сочинения сказок. Какого объема они должны быть и конкретизировать каким может быть сюжет.

В процессе подготовки к сочинению сказки можно выделить несколько этапов.

Первый этап – выбор сложной ситуации: предположим, это поход в поликлинику на прививку. Ребенок знает о предстоящей процедуре, беспокоится, переживает, говорит, что останется дома. Маме хотелось бы избежать «предварительных» капризов, иметь возможность сказать ребенку правду: «будет больно», спокойно пережить саму процедуру прививки и сохранить при этом хорошие взаимоотношения.

Следующий этап – выбор героев сказки. Как слушают дети искусного рассказчика? Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии. Это очень ответственный этап. Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем, и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании: «…это ведь не со мной происходит, а с ним…»

Желательно, чтобы для мамы и других значимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в сказке. Это важно в том случае, если есть желание регулярно использовать сказку в качестве терапевтического приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо существ: зайчиков, колобков, грузовичков – выбор зависит исключительно от пристрастий ребенка.

Сказка для посещения поликлиники может звучать, например, так:

Жили-были в лесу в маленьком домике зайчишка-сынишка, мама-зайчиха и папа-заяц. Папа-заяц много работал, поэтому не мог проводить с зайчишкой столько времени, сколько хотел, редко бывал дома. Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка часто занимались своими заячьими делами вдвоем: весело играли, читали интересные книжки, ходили в магазин и подолгу гуляли по лесу.
Однажды вечером мама-зайчиха сказала зайчишке-сынишке:
– Завтра утром нас с тобой ждет важное дело.
– Какое? – заинтересовался зайчишка.
– Нам нужно пойти к доктору, показать ему твою лапку и уколоть пальчик.
– Мама, а можно я не пойду? – шепотом спросил зайчишка. Он так испугался, что стал говорить тихо-тихо.
Мама увидела, что зайчишке очень страшно, посадила его на колени, обняла и сказала:
– Ты испугался того, что будет больно колоть пальчик?
Здесь можно попробовать вовлечь в сказку ребенка: "Как ты думаешь, что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?"
– Да…
– Ты знаешь, будет немного больно, но совсем недолго. Потом доктор будет доставать разные интересные трубочки и прикладывать к твоему пальчику. Тебе интересно будет посмотреть на разные трубочки? Или даже поговорить с доктором о них, она про них, наверное, много знает…
– … – зайчишка серьезно задумался.
– У меня к тебе есть предложение: давай, когда доктор будет колоть пальчик, я тебя крепко-крепко обниму и скомандую: "Глазки закрывай!" А ты после этого громко скажешь: "Ой!" И сразу откроешь глазки, чтобы смотреть на трубочки. Договорились?
(На этом этапе также можно вовлечь ребенка в Вашу сказку: "Что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?")
– … – зайка попробовал представить, как это будет выглядеть.
А мама тогда предложила:
– Давай потренируемся!
Зайка задумчиво кивнул маме-зайчихе. Мама-зайчиха крепко-крепко обнимает своего зайчонка, командует: "Закрывай глазки!". Зайка закрывает глазки и громко говорит: "ОЙ!" (Этот момент можно сделать интерактивным – проиграть его с ребенком)
Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец!

Дети всегда открыты сказке. У сказки практически безграничные возможности. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребенку было бы трудно воспринять без сказочной обертки. Сказки открывают широкий простор для совместного с ребенком творчества. Придумывать сказки очень просто – попробуйте, начните, скажите первые слова, и сказка подхватит вас и вашего ребенка и унесет в волшебную страну детства, где возможны любые чудеса.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант


На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21414
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Июл 24, 2020 19:13     Ответить с цитатой

Курс сказкотерапии. Подготовка наше все.

Есть разные взгляды на сказку через гендерную призму: есть версия, что сказка - проводник женской инициации, что сказка - модель-образец женского поведения, главные черты которой жертвенность и самоотдача.

Представляется интересным взгляд современного детского писателя с психологическим образованием Сергея Седова. Речь идет о его сборнике "Сказки про мам".

Сказки Седова похожи на "Смешариков" - они имеют как минимум три слоя: слой, ориентированный на детей, второй - на родителей и третий - общефилософский.

На детский антураж работает формальная организация повествования. Например, сказочный зачин: каждая сказка начинается со слов: "Жила-была одна мама...", в сказках регулярно появляются привычные сказочные персонажи: людоед, Красная шапочка, чудовища, Серый волк.

На родительскую аудиторию работает воспроизведение многообразия жизненных ситуаций с устойчивыми семейными ролями и элементами сценариев. Мама ходит в магазин, готовит пищу, ходит на работу, присматривает за детьми, взаимодействует с папой.

Герои сказок живут вне времени, но их жизнь заполнена деталями современного была. Сказочный мир привычно полярен, есть в нем добро и зло. Но полярность не жесткая, мать может быть злой, крикливой, эгоистичной, забывчивой, даже пьяной.

* * *

Жила была мама. Злая, крикливая. А дочь у неё была капризная.

Вот как-то стояли они посреди улицы. И дочь капризничала, а мама злилась на неё и криком кричала.

Вдруг раздался гром, сверкнула молния, налетел вихрь и унёс дочку в неизвестном направлении...

***
Почти в каждой сказке автор ведет диалог с читателем над или под, а может быть и параллельно с текстом. Маркером такого диалога становятся скобки.

***
Ну, делать нечего, мама продала мальчика-с-пальчика. (Давши слово – держи!) Сунул богач мальчика в карман и пошёл, а мама села и заплакала.

Богач пока шёл к своему новенькому «Кадиллаку» (это такой автомобиль, жутко дорогой), мальчик-с-пальчик прогрыз дыру в кармане и ушёл от богача. Вернулся к маме. Она так обрадовалась!

(Может, тут и сказке конец? А может, дальше вот что было.)
***

Эти параллельные диалоги решают сразу несколько задач:

а) поддерживают интонацию доверительного диалога взрослого с ребенком; б) адаптируют сказочный сюжет для рационализированного, «недоверчивого» современного детского сознания; в) создают иронический подтекст в точке столкновения несовместимого: чудесного и будничного.

Общефилософский слой сказок про мам позволяет резюмировать прочтение, указывает на трансформацию гендерных ролей, расширение, и можно сказать, универсализацию материнской позиции и сужение отцовской. Материнский образ здесь объединяет женские и мужские возможности. Таким образом, сказки "схватывают" и фиксируют этот психосоциальный процесс, отражая его в тексте.

С.Седов Сказки про мам.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант


На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21414
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Июл 27, 2020 18:15     Ответить с цитатой

Курс сказкотерапии набирает обороты:

Сказка в качестве рабочего инструмента психолога обладает интересными свойствами. Она позволяет мягко и экологично работать с самыми глубокими и серьезными проблемами.

Сказка как оптическая линза позволяет менять ракурс восприятия происходящего. Иногда достаточно минимального смещения, чтобы получить ресурсы для нового видения, а, следовательно, и для нового восприятия происходящего.

Например, можно ощущать себя Маленькой разбойницей и печалиться по поводу отсутствия поддержки семьи в процессе получения образования. Да, разбойницам образование ни к чему. И никому из семьи может не приходить в голову оказывать такого рода поддержку. Но здесь есть и оборотная сторона – как никому не приходит в голову поддерживать, ровно так же никому не приходит в голову ограничивать. В семье, где принято поддерживать получение образования, обычно принято это делать применительно к какому-то конкретному образованию, или направлению образования.

Маленькая разбойница обладает степенью свободы, недоступной для любой домашней девочки. Кроме того, Маленькие разбойницы, как правило, обладают силами, упорством и энергией, которые и позволили им стать разбойницами. Быть разбойницей – очень непросто!

Упомянутые качества могут позволить стать кем угодно, с образованием или без.

Такого смещения может быть достаточно, чтобы найти в себе силы для самостоятельного получения образования.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант


На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21414
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Сен 14, 2020 15:56     Ответить с цитатой

О пользе сказок в детско-родительских отношениях

Как показывает практика семейного консультирования, ребенок чаще всего капризничает, чтобы добиться внимания мамы или оставить за собой последнее слово – почувствовать себя сильнее взрослых. Сочинение и рассказывание сказок позволяет уделять внимание ребенку, а также учиться, уклоняясь от борьбы, передавать инициативу друг другу, либо придумывать истории непосредственно о такой борьбе и вместе находить пути решения.

Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей.

Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения.
Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.

В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В “Золушке”, например, говорится о соперничестве между сестрами. “Мальчик с пальчик” рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но, самое главное, — они говорят ребенку, что если человек не сдается даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.

Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Сказки можно рассказывать ребенку с рождения. Сказка также может выполнять не только развлекательную функцию. Сказка поясняет устройство окружающего мира, учит взаимодействию между различными участниками диалога, отражает душевные конфликты личности, дает некоторые способы разрешения этих конфликтов.

Психологи предлагают рассматривать сказку как особый инструмент работы с детьми. При психологическом взаимодействии с ребенком сказка может выполнять ряд функций, начиная с установления контакта до собственно терапии.

Использовать сказку в развивающих, воспитательных, обучающих, гармонизирующих целях могут не только профессиональные психологи, но и сами родители. Для этого необходимо знать возрастные особенности своего ребенка и некоторые законы построения сказки. И главное – очень важно иметь искреннее желание общаться с малышом в сказочном пространстве.

Сказки, сочиненные мамой специально для своего ребенка, обладают особыми качествами, недоступными общеизвестным народным и авторским произведениям. Истории, в которых ребенок узнает себя, позволяют ему попасть в другую реальность, ощутить себя сильным и могучим, уверенным в себе человечком, победителем в трудных ситуациях. Такие сказки способствуют формированию позитивного образа «Я» у ребенка, осознанию своих возможностей и способов их реализации. Любое совместное творчество, и придумывание сказок в том числе, помогает маме и малышу быть ближе. Используя смешных героев, маме проще строить открытые доверительные отношения с ребенком: те слова, которые бывает иногда трудно говорить от своего имени, легко вложить в уста волшебного героя.

Таким образом, сказка служит замечательным и эффективным способом профилактики капризов.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему       Форумы » Консультации специалистов » Семейный консультант. Психолог Анна Бердникова
Страница 1 из 1  

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах