Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
maschustik
Академик
На сайте с 22.03.12 Сообщения: 22626 В дневниках: 21403 Откуда: Россия
|
Добавлено: Вс Июл 26, 2015 15:58 Заголовок сообщения: Комплекс отличника |
|
|
Добрый день.
Моему сыну 11 лет. Мальчик любознательный, учился все 4 года начальной школы на одни пятерки (учеба давалась легко, без особых усилий). Сейчас перешли в новую школу, с первого сентября пойдет в пятый класс в новую школу. У сына "комплекс отличника" был и раньше. Всегда переживает если что-то получается не на отлично. Сейчас переживания еще более усиливаются. Волнуется как вольется в новый коллектив, будет ли дальше получаться учиться отлично, хотя я ему говорю, что не страшно, если будут и не только отличные результаты, что не страшно иногда что то сделать неправильно, нестрашно если что-то получается не сразу.
Может быть кто-то уже проходил подобное. Как скорректировать у ребенка данный комплекс. Как помочь ребенку |
|
Вернуться к началу |
|
|
Н.В.
Мудрый советчик 2015
На сайте с 06.08.04 Сообщения: 19139 В дневниках: 131 Откуда: Академгородок, ВЗ
|
Добавлено: Пн Июл 27, 2015 15:09 |
|
|
maschustik, как-то удивляет, что волнение у Вашего сына актуально сейчас, в середине лета, когда большинство школьников о школе и не вспоминают. Похоже, что-то ему обостряет ощущение тревоги.
Вы разговаривали с ним, что означает для него быть отличником, и что - не быть отличником? Что даёт ему звание отличника? Какие возможные последствия ошибок и неудач его пугают и заставляют волноваться? Как складывались его отношения с учениками и учителями в начальной школе? Как Вы и другие родственники относились к его учёбе, успехам и неудачам?
Немного о том, что Вы говорите ему "не страшно сделать неправильно". Вне зависимости от причин волнений, нужно по-другому формулировать "установку". А именно, делать это в положительном, утверждающем ключе - "ты справишься", "мы поможем и поддержим", "ты способный". Нужно проговаривать то, что будет, и не произносить "не страшно", "не трудно", "не опасно", потому что частица "не" теряется, а "страшно, трудно, опасно" в сознании задерживается и провоцирует тревогу.
А вообще было бы неплохо пока просто отвлечь ребёнка от мыслей о будущем, пусть отдыхает и от всей души увлекается всякой внешкольной ерундой. Уже потом, когда будут первые успехи или неудачи на новом месте, будет важна Ваша реакция на эти события. Причём главным образом - невербальная. Именно Вам (или папе и другим, близким родственникам, имеющим большое влияние на ребёнка) желательно суметь искренне расслабиться на предмет успеваемости, тогда и ребёнок воспримет Ваше отношение как образец для себя. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Forte
Профессор
На сайте с 02.04.08 Сообщения: 4836 В дневниках: 9 Откуда: Msk Davydkovo
|
Добавлено: Пн Июл 27, 2015 19:24 |
|
|
Н.В. писал(а): | maschustik, как-то удивляет, что волнение у Вашего сына актуально сейчас, в середине лета, когда большинство школьников о школе и не вспоминают. |
А вы знаете, у нашего то же самое. Правда, он у нас 3 класс закончил, тоже отличник.
Не то, чтобы переживает, что получит плохую оценку, говорит, что именно волнуется. И не только по поводу учебы. Вот для примера, портфель соберет с вечера, утром еще раз в комнате проверит, выйдет в коридор - опять начинает проверять, может еще и около подъезда сделать попытку залезть в портфель и перепроверить
Перед поездкой в лагерь за неделю начинает разговоры о том, что волнуется из-за предстоящей поездки, что он не знает, какие там корпуса и какое расписание. В ночь перед отъездом может вообще долго ворочаться перед тем, как заснет. При этом он очень коммуникабельный и общается всегда без проблем и со сверстниками, и со взрослыми. Звоню в день отъезда вечером - все отлично, уже со всеми перезнакомился._________________ Factum est factum |
|
Вернуться к началу |
|
|
Bella98
Студент
На сайте с 27.02.15 Сообщения: 1411 В дневниках: 213 Откуда: Ленинский район
|
|
Вернуться к началу |
|
|
maschustik
Академик
На сайте с 22.03.12 Сообщения: 22626 В дневниках: 21403 Откуда: Россия
|
Добавлено: Вт Июл 28, 2015 17:33 |
|
|
Добрый день, Forte)))
Наши дети как близнецы)))) У нас точно такая же история. Точно так же по нескольку раз проверяем портфель.
Еще гиперответственность. Для него просто чем то ужасным кажется опоздать. Уйти на больничный и не пойти в школу. Комплекс отличника распространяется не только на оценки. А и на всю жизнь. На все жизненные ситуации. Поэтому ему всегда очень тяжело психологически начать что то новое. Это было например с шахматами, когда он только начал ими заниматься.
Добавлено спустя 7 минут 1 секунду:
Зачем вообще ребенку быть отличником?
Уж лучше пусть тройки будут, зато ребенок будет чувствовать себя разным. (С)
Bella98, простите, но я не поняла смысла Вашей реплики. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Н.В.
Мудрый советчик 2015
На сайте с 06.08.04 Сообщения: 19139 В дневниках: 131 Откуда: Академгородок, ВЗ
|
Добавлено: Вт Июл 28, 2015 18:34 |
|
|
maschustik, дети не рождаются с комплексом отличника. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Шумилка
Академик
На сайте с 25.03.06 Сообщения: 10400 В дневниках: 32 Откуда: Академ
|
Добавлено: Ср Июл 29, 2015 21:07 |
|
|
maschustik, меня воспитывали в том духе, что все должно быть на отлично, и любая школьная четверка была поводом для "работы над ошибками". Последствия этого воспитания - перфекционизм, повышенная тревожность, жажда тотального контроля над своей жизнью и жизнью семьи. Собственно, точно так же воспитывали и моих родителей, отсюда ноги растут, но у них-то не было умных психологических книжек про все эти заморочки, а у меня, к счастью, есть.
Своим детям я говорю, что главное - знания и интерес к ним. То есть важно найти те школьные предметы, которые нравятся, и уже в рамках этих предметов (пусть их будет 1-2-3, не более) читать доп.материалы, участвовать в олимпиадах, ходить на факультативы. Остальную школьную программу достаточно осваивать без троек в году (тройка в четверти - сигнал немного подтянуть предмет и выйти на годовую четверку).
Сын перешел в 8й класс, и с ним мы начинаем говорить о будущей специализации. Тут уже нужно начинать расставлять приоритеты, и возможно, где-то придется "забить" на тройки по непрофильным предметам, если станет сильно сложно._________________ Хлопчик, доця, доня |
|
Вернуться к началу |
|
|
Большая Медведица
Профессор
На сайте с 09.01.10 Сообщения: 5558 В дневниках: 195
|
Добавлено: Ср Июл 29, 2015 23:31 |
|
|
Н.В. писал(а): | maschustik, дети не рождаются с комплексом отличника. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе. |
Не всегда. Очень много наблюдений из жизни, когда дети в одной семье у одних родителей, но один - безбашенный растяпа, другой - перфекционист. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Шумилка
Академик
На сайте с 25.03.06 Сообщения: 10400 В дневниках: 32 Откуда: Академ
|
Добавлено: Ср Июл 29, 2015 23:59 |
|
|
Большая Медведица писал(а): | Н.В. писал(а): | maschustik, дети не рождаются с комплексом отличника. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе. |
Не всегда. Очень много наблюдений из жизни, когда дети в одной семье у одних родителей, но один - безбашенный растяпа, другой - перфекционист. |
Требования родителей к собственным детям могут значительно разниться. Зависит от старшинства и пола детей, а также других факторов (например, опыта, накопленного родителями, изменения их ценностей по мере взросления/старения)._________________ Хлопчик, доця, доня |
|
Вернуться к началу |
|
|
Большая Медведица
Профессор
На сайте с 09.01.10 Сообщения: 5558 В дневниках: 195
|
Добавлено: Чт Июл 30, 2015 1:53 |
|
|
Шумилка писал(а): | Большая Медведица писал(а): | Н.В. писал(а): | maschustik, дети не рождаются с комплексом отличника. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе. |
Не всегда. Очень много наблюдений из жизни, когда дети в одной семье у одних родителей, но один - безбашенный растяпа, другой - перфекционист. |
Требования родителей к собственным детям могут значительно разниться. Зависит от старшинства и пола детей, а также других факторов (например, опыта, накопленного родителями, изменения их ценностей по мере взросления/старения). |
На однополых близнецах отчётливо видно, что при одинаковых требованиях и отношении родителей они всё же очень разнятся по характерам. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Шумилка
Академик
На сайте с 25.03.06 Сообщения: 10400 В дневниках: 32 Откуда: Академ
|
Добавлено: Чт Июл 30, 2015 3:04 |
|
|
Большая Медведица писал(а): |
На однополых близнецах отчётливо видно, что при одинаковых требованиях и отношении родителей они всё же очень разнятся по характерам. |
С близнецами, как мне кажется, вообще сложная ситуация. В паре есть ведущий и ведомый, что оказывает значительное влияние.
Но, думаю, спор уходит в сторону. Автору, в любом случае, полезно будет проанализировать свои требования к сыну._________________ Хлопчик, доця, доня |
|
Вернуться к началу |
|
|
Н.В.
Мудрый советчик 2015
На сайте с 06.08.04 Сообщения: 19139 В дневниках: 131 Откуда: Академгородок, ВЗ
|
Добавлено: Чт Июл 30, 2015 12:52 |
|
|
Конечно же в формировании комплекса отличника, как и для всех других комплексов, важную роль играют индивидуальные особенности ребёнка. Сейчас не об этом речь. А речь о том, что когда комплекс отличника уже сформирован, то преодолеть (или хотя бы ослабить) его возможно только в том случае, когда переосмысление и изменение отношения к жизни и поведения произведут значимые для ребёнка люди. Поэтому запрос в стиле "вы самый лучший специалист, так что быстренько вылечите мне ребёнка от комплекса отличника" обречён не провал.
К сожалению, взрослые часто не осознают всю вредность перфекционизма, поэтому реально не желают его изживать ни в себе, ни в детях. В целом для них он является скорее предметом гордости, чем недостатком, и единственное, что им мешает до поры до времени - отдельные неудобные побочные эффекты типа повышенной тревожности. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Узорчик
Детский сад
На сайте с 26.09.12 Сообщения: 192 Откуда: Новосибирск
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Hataлья*
Академик
На сайте с 09.01.08 Сообщения: 16334 В дневниках: 76 Откуда: Новосибирск, Центр
|
Добавлено: Пн Авг 10, 2015 16:43 |
|
|
У меня всю жизнь был этот комплекс. Но не могу сказать, что он мне мешал. Поэтому не понимаю, зачем с ним бороться, если он уже есть.
Во взрослой жизни это перешло в перфекционизм, что тоже не мешает. Я бы сказала, что помогает. И на работе. И дома. Для меня перфекционизм - это желание сделать все максимально хорошо. Но без фанатизма и нервозности. Просто не могу себе позволить делать что-то как попало.
Сложно только было принять, что у моего ребенка нет этого комплекса В начальной школе я еще пыталась настроить дочь на все пятерки (и даже получалось), а потом отпустила. И сама как-то легче стала ко всему относиться. Но все равно учу, что не должно быть стыдно за свою работу.
Главное, чтобы ребенок не испытывал чувство вины перед родителями или кем-то еще, что не оправдал их ожиданий. Это реально давит. А если для себя хочет добиться отличного результата, то можно только удачи и успехов пожелать. |
|
Вернуться к началу |
Благодарностей:
(1) |
|
|
|
Шумилка
Академик
На сайте с 25.03.06 Сообщения: 10400 В дневниках: 32 Откуда: Академ
|
Добавлено: Пн Авг 10, 2015 17:23 |
|
|
Hataлья* писал(а): | У меня всю жизнь был этот комплекс. Но не могу сказать, что он мне мешал. Поэтому не понимаю, зачем с ним бороться, если он уже есть. |
Затем, что этот комплекс приводит к неврозам, пожирает время и сильно снижает качество жизни.
Hataлья* писал(а): |
Во взрослой жизни это перешло в перфекционизм, что тоже не мешает. Я бы сказала, что помогает. И на работе. И дома. |
Что-то подсказывает, что вы живете очень размеренно, работаете на достаточно рутинной работе (не творческой, не руководящей, допускающей свободный график), редко бываете в разъездах, отпуск строго по графику, у вас 1 ребенок, вы имеете помощь либо от родителей, либо от наемного персонала.
В подобных случаях удается достаточно качественно жить и с имеющимся перфекционизмом.
Hataлья* писал(а): |
Для меня перфекционизм - это желание сделать все максимально хорошо. Но без фанатизма и нервозности. Просто не могу себе позволить делать что-то как попало. |
Что еще раз доказывает, что у вас очень ненапряжный график._________________ Хлопчик, доця, доня |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|