Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
На сайте с 28.03.09 Сообщения: 6366 В дневниках: 232 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вт Янв 08, 2013 19:55
Анастасия писал(а):
Sunday, Анюта в порядке, ттт. Насчет Кирилла - не уверена, что он осознал. Ну, поругали - подумаешь.
Очень характерный момент был за завтраком. Папа сказал сыну: "подели по-братски". Мне вспомнилась песня Цоя и я спела из нее строчку: "Ах, эта братская, братская, братская, братская любовь..." Кирилл тут же продолжил, импровизируя: "Ах, эта братское, братское, братское, братское соперничество..."
Я не знала, смеяться или плакать.
Скрытый текст:
Ну и зря вы ревности не ждете. Мы часто недооцениваем детей. "Не показывает" - не значит "не испытывает".
Слава Богу, что обошлось без травмы. Уверена, что теперь Ты удвоишь бдительность. Все будет хорошо, выше нос!
"Ах, эта братское, братское, братское, братское соперничество..."
Исходя из того, что его слова были чистой импровизацией, а не повторением родительских разговоров - Кирилл осознает проблему, более того, он относится к ней с долей юмора, озвучивает ее... Это уровень восприятия не восьмилетнего мальчика, а скорее подростка или даже взрослого. У вас есть все шансы исправить ситуацию до абсолютной нормы (если такое понятие уместно в отношении межличностных связей)...
На сайте с 08.10.08 Сообщения: 6425 В дневниках: 2758 Откуда: Новосибирск, Калининский р-н, Родники
Добавлено: Вт Янв 08, 2013 23:18
"Ах, эта братское, братское, братское, братское соперничество..."
меня тоже поразила эта импровизация. Всплывала в памяти в течении дня. Ребенку всего 8 лет.
Добавлено спустя 16 минут 29 секунд:
Анастасия писал(а):
Сегодня Аня спит в спальне, смотрю - Кирилл дверь открывает и идет туда. "Чего тебе там надо?????" Ну вот действительно, зачем он туда идет?
У нас это было вторым этапом.
Первый этап - полное игнорирование брата.
Второй этап - изучение. Когда младший спал, он заходил в комнату и закрывал за собой дверь. Я смотрела в щель. Сына стоял у кроватки и изучал малыша.
Третий этап - пытался с ним играть, приносил игрушки и складывал в кроватку.
Четвертый этап - пошла ревность и перетягивание внимания. Стоило взять малыша на руки, начать кормить или спать укладывать, старшему срочно требовалась мама. Было очень тяжело. Старшему было 2,6 года. Этот этап затянулся надолго. Купили набор лего "дом" обыгрывали появление ляли в семье. Куколка ляля летела куда подальше с воплем недовольства, или пропадала, куда-то. Параллельно перед сном сказку рассказывала про зайчонка, у которого родился младший братик. Старалась старшему уделять время по максимуму, младшего называла "твой братик". Ну и круглосуточный контроль, конечно.
Пятый этап - брата принял за своего, стал позволять ему играть рядом.
На сегодня, младшему почти 2,5 младший хвостом ходит за старшим, не давая ему ни минуты покоя. Иногда ему прилетает, иногда старшему достается. Короче воюют. Но любовь братская есть.
_________________ Поветруля – "дочь лесного царя, сказочный персонаж, живущий в гармонии с природой и в дружбе с людьми".
На сайте с 08.11.02 Сообщения: 22220 В дневниках: 19812 Откуда: Новосибирск - Монреаль
Добавлено: Ср Янв 09, 2013 1:15
Цитата:
Купили набор лего "дом" обыгрывали появление ляли в семье. Куколка ляля летела куда подальше с воплем недовольства, или пропадала, куда-то.
Кирилл со мной сном делился: "мы летели на самолете втроем - я, ты и папа...". Спрашиваю, а Ани с нами не было? - "А Аня дома осталась с бабушкой и дедушкой - она устает слишком быстро".
Цитата:
Исходя из того, что его слова были чистой импровизацией, а не повторением родительских разговоров - Кирилл осознает проблему, более того, он относится к ней с долей юмора, озвучивает ее... Это уровень восприятия не восьмилетнего мальчика, а скорее подростка или даже взрослого.
Я порой поражаюсь его словам... как чего скажет!
Цитата:
Настя, у Кирилла АУТОагрессия же прошла?
Нет. В стрессовые моменты постоянно всплывает. Не далее, как сегодня вечером был приступ аутоагрессии.
Добавлено спустя 2 минуты 28 секунд:
Natashik78, так и делаем.
_________________ Маневровый бронепоезд.
Онлайн курсы для педагогов-музыкантов ("дошкольников"). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, орф-педагогам, руководителям музыкальных студий.
На сайте с 22.02.08 Сообщения: 3800 В дневниках: 89 Откуда: Родники
Добавлено: Ср Янв 09, 2013 9:22
Natashik78 писал(а):
Al1sa писал(а):
...Если плачут Матвей и Маша я сначала подхожу к Матвею
Так и надо!
Я вообще не представляю, как мне это осуществлять! Мой не успокоится, пока не успокоится младенец, либо надо уходить(пока у нас нет своего младенца это еще реально осуществить).
Я вообще боюсь такие темы читать, чтобы не программировать себя на негатив, поэтому прочла по диагонали, высказываться не буду, да мне и нечего пока сказать, кроме как страхи озвучивать
На сайте с 24.01.08 Сообщения: 7753 В дневниках: 12266
Добавлено: Ср Янв 09, 2013 12:01
Девочки, хорошую статью про ревность нашла:
Скрытый текст:
В семье родился новый малыш. И первенцу приходится сменить титул "Единственного" на более скромный "сестра" или "старший Брат" . Для маленького, еще во многом неуверенного человечка это настоящая катастрофа. Ребенку кажется, что, став снова младенцем, он сможет "все вернуть". Хотя это отнюдь не единственное проявление ревности.
Миф 1. Самое большое заблуждение родителей, ожидающих второго малыша, - уверенность в том, что детской ревности удастся избежать. Сгладить, может быть, но чтобы ее не было совсем, почти невероятно. "Проявление детской ревности - явление нормальное и здоровое. Ревность возникает оттого, что дети любят. Если они неспособны к любви, то не проявляют ревности", - писал Дональд Вудс Винникотт, всемирно известный детский психиатр и психоаналитик. Ребенку нужно помочь избежать чувства вины за свою ревность, враждебного отношения к новорожденному. Не делайте вид, будто ничего не замечаете, лучше поговорите об этом и объясните, что вы понимаете его чувства и не станете ругать за ревность, поскольку знаете, что она скоро пройдет. Выдайте ребенку "лавры в кредит", хвалите его много и преувеличенно. Если в тебя верят, так хочется оправдать ожидания! Ребенок должен пройти через чувство ревности, причем самый тяжелый момент, когда в доме появился "конкурент" и старший понял, что это надолго. Ревность может быть сильнее, если дети однополые или старший ребенок - мальчик. Это неудивительно, ведь девочки испытывают подсознательную потребность заботиться о маленьком, а значит, их легче вовлечь в уход за ним. Со временем, если родители помогут, сглаживая и прощая острые моменты, дети справятся со своими чувствами и станут преданными друзьями и поддержкой друг для друга.
Миф 2. Самое худшее проявление ревности - открытая агрессия. Открытое проявление ревности-агрессии ("Не надо сестренки, унесите ее назад!") не так уж плохо, если разобраться. Гораздо сложнее увидеть и понять, как малыш страдает, когда внешне все благополучно. Если старший говорит, что любит маленького, но начинает болеть, например, просыпаться по ночам и плакать от страха или исподтишка, когда никто не видит, под прикрытием нежностей старается причинить младшему боль: укусить под видом поцелуя или придушить в объятиях. Понаблюдайте за старшим, возможно, он стал чаще грустить и хуже учиться в школе или у него неожиданно усилился давно забытый диатез. Он "спрашивает" у вас, любите ли вы его, как прежде. Попробуйте объяснить ребенку, что с появлением второго малыша на свет рождается и еще одна любовь, а вовсе не нужно делить ту, что уже есть. Если разница между детьми невелика, старший еще мал, ему намного труднее выразить то. что он чувствует. Скорее всего, кроха вообще не может разобраться в своих чувствах и понять, что же происходит. Можно поговорить с ним на эту тему в духе активного слушания. "Ты очень злишься на сестренку, тебе даже хотелось бы, чтобы ее опять не было..." С паузами, давая ребенку если не высказаться, то хотя бы осознать свои чувства. А "выслушав", повернуть эмоции в позитивное русло и в процессе разговора вывести кроху на то, как мама его любит. Можно рассказать сказку про малыша, у которого родилась сестренка, он думал, что она всегда будет маленькой, а она выросла и стала с ним играть, очень его любила. И хотя вначале он сильно злился, думал, что мама больше его не любит... и т.д.
Миф 3. Можно избежать ревности, заранее подготовив ребенка. Но иногда эффект бывает прямо противоположным. Ревность появляется еще при "подготовке": малыш начинает демонстрировать гиперпривязанность к родителям, не сходит с маминых рук, постоянно пытаясь привлечь к себе внимание, заявляет, что "лялю не надо", Подходить к этому вопросу нужно очень осторожно, учитывая, каков именно ВАШ ребенок, что подойдет ему. В любом случае, если вы решили "готовить", не говорите ему, что у него появится товарищ по играм. Малыш очень удивится, увидев пищащий комочек, вместо такого же, как он, карапуза. Расскажите, как выглядит новорожденный, покажите фотографии, где он сам был маленьким, а потом рос и учился сидеть, ходить и т.д. Как много уделяли ему внимания, учили разным премудростям, а теперь вы вместе научите этому его брата или сестричку. Если вы решили отдать старшего в детский сад, перевести в другую комнату, отнять от груди и прочее, лучше сделать это за несколько месяцев до появления брата или сестры.
Миф 4. Нужно оберегать младшего от старшего, чтобы из ревности он не смог нанести вред. Иногда полезно, наоборот, "защищать" большого от маленького, например сказать трехмесячному малышу. "Не тяни брата за волосы, ему ведь больно!" (Старший поймет, что за него вы тоже беспокоитесь.) Отведите старшему "свой уголок", куда нельзя младшему (без разрешения хозяина), не стоит настаивать, чтобы он отдал маленькому свои игрушки и кроватку и т.п. "Ты ведь уже не играешь этими игрушками!" Представьте, если бы кто-нибудь сказал вам: "Ты ведь уже не читаешь эти книги, да и за компьютером сейчас не работаешь... Давай отдадим". Наверное, было бы не очень приятно. Уважайте собственность и интересы каждого из детей. Скажите старшему что-нибудь типа: "Я маленькому запретила тебя обижать, и ты тоже его не обижай!" Не спешите передать младшему "ласковые слова", которые раньше принадлежали старшему: "малыш", "солнышко мое", "котеныш". Лучше придумайте новые для маленького человечка.
Миф 5. Между детьми нужно делить все поровну; время, игрушки, поцелуи и т.д. Обычно добиться этого практически невозможно: самому маленькому, как правило, уделяется больше тепла и заботы. Это происходит на подсознательном уровне. Стараться никому не отдавать предпочтение, конечно, нужно. Но речь не о потребительском равенстве: пять минут одному, значит, столько же и другому. Важно, чтобы старший знал и имел подтверждения тому, что его место в сердцах родителей все еще принадлежит ему, чтобы он не чувствовал себя лишним, обделенным. Даже если вы заняты, поддерживайте с ребенком контакт. Любящий взгляд - один из главных источников эмоционального питания. Потискайте и потузите его, обнимите покрепче, расскажите сказку. Довольно часто ребенку в семье навязывают какую-то психологическую роль, особенно опасно это, когда детей в семье двое, потому что роли никогда не бывают одинаковыми, они разные, даже противоположные: трудяга и лентяй, весельчак и угрюмый, педант и растяпа, любимица и Золушка. Постарайтесь этого избегать, помогите малышам организовать игры так, чтобы они время от времени менялись ролями. Ребенку нужно время, что бы осознать свои чувства.Бывает, детей сравнивают, подчеркивая недостатки одного и достоинства другого: "Бери пример с брата!", "Посмотри, какая сестренка послушная!''. Это, конечно, усугубляет чувство ревности, враждебности между детьми. И близнецы не бывают одинаковыми, а тем более обычные брат и сестра: разные по внешности, темпераменту, реакции, интересам. То, что не составляет труда для одного, вырастает в проблему для другого. Нет смысла сравнивать двух разных людей. Как бы ни старался ребенок выполнить строгий мамин наказ, не сидеть с уроками больше часа, он не в состоянии это сделать. Ему для уроков нужно полтора, а то и два часа. И бесполезно ставить в пример брата, который с домашними заданиями управляется за полчаса. Разные у них темпераменты.
Миф 6. Если ребенок себя плохо ведет, например изводит и обижает своего брата или сестру, его нужно наказать. Как часто, когда мы особенно измотаны, у нас проблемы на работе и т.д., дети начинают вести себя очень плохо. А поскольку ближе всех оказывается брат или сестра, хаос разрастается как снежный ком. Первый порыв: наказать виновного, может быть, даже нашлепать. Но иногда полезно остановиться и спросить себя: "Что он хочет сказать своим поведением?" Обычно ребенок задает свой вечный вопрос: "Ты меня любишь (все еще, сейчас, после того как...)?" Росс Кэмпбелл, детский психиатр, писал: "Когда один сын начинает изводить другого, для нас с моей милой женушкой это один из первых сигналов, что эмоциональный резервуар детей необходимо пополнить". Если вместо того, чтобы удовлетворить насущную потребность ребенка в проявлении любви и внимания, наказать его, он, скорее всего, станет вести себя еще хуже.
Миф 7. Чтобы быть справедливыми, нужно выяснить, кто виноват (в ссоре, драке и т.п.), после чего и наказать задиру. Если дети ссорятся, остановите их. Не всегда стоит допытываться, кто виноват в случившемся, тем более следует пресечь, если кто-то пытается ябедничать. "А Маша сказала... А Бася сломал..." Услышав несколько раз в ответ: "Ну, сказала, а жаловаться зачем? Сломал, попробуйте вместе починить, а я приду посмотрю..-" - дети постараются наладить все сами. А вы подайте пример компромиссного решения конфликта. Научите малышей играть вместе и чаще давайте им общие поручения, пусть один только веревочку держал, но хвалите обоих за выполненное дело. Избегайте наказания одного ребенка в присутствии другого, лучше сгладить конфликт. Старший брат не дает мячик, мама спешит на помощь: "Не можешь уступить маленькой сестренке. Вон какой вымахал и не понимаешь. Не плачь, иди ко мне, не дадим мяч этому противному мальчишке". Лучше скажите: "Смотри, как братик мяч бросает, не плачь, он тебя тоже научит. Научишь? А ты не капризничай, а то как же учить?"
Миф 8. Все делать вместе. Больше бывать наедине с каждым из детей. Универсальный совет тут вряд ли существует. Придется попробовать и то, и другое и опытным путем выяснить, что же "действует" в вашей семье, что гасит чувство ревности между детьми. По мере их взросления все больше разнятся и интересы, поэтому не нужно бояться, записав их в разные кружки, а иногда проводить время с каждым отдельно: с одним сходить на концерт, а с другим на футбольный матч.
Миф 9. Предметом гордости первенца должно стать то, что он "старший". Некоторым детям действительно очень нравится ощущать себя "почти взрослыми": "Мне уже можно... а это только для маленьких" или "Он ничего еще не умеет, а я маме помогаю". Поэтому подчеркнуть преимущества возраста иногда не помешает. Но не перегните палку, ведь о маленьком больше заботятся, оберегают, и часто старший считает, что его "взрослость" - источник всех несчастий, будь он меньше, ему уделяли бы так же много внимания. Позволяйте ему иногда побыть маленьким, ведь, какое бы поведение он вам ни демонстрировал, это все еще ребенок. Иногда полезно говорить о маленьком в такой модальности, как, например, про игрушку или личное достижение старшего, подчеркивая, что сестренка "у него" ("Какая хорошая у Пети сестренка"). Рано или поздно должно взыграть чувство законной гордости, и ребенок почувствует, что это не столько мамина дочка, сколько его сестра.
Миф 10. Старшим может заняться бабушка, няня или кто-то еще. Часто на помощь мамам спешат бабушки, иногда даже забирают "пожить к себе, пока маленький подрастет". Старший ребенок при этом "купается во внимании",-но с другой стороны, чувствует оторванность от семьи, свою ненужность. Такое общение, как правило, не может компенсировать любви и заботы родителей. Когда ребенок "возвращается в семью" приходится наверстывать упущенное. Иногда образовавшийся разрыв преодолеть бывает очень трудно. Лучше справиться с проблемами всем вместе. С двумя детьми понадобится вдвое больше такта, терпения и изобретательности, но и радостей, и удивительных открытий вас ждет вдвое больше.
Наталья Кулакова, педагог
Вам на заметку
Эти книги помогут вам больше узнать о детской ревности и, возможно, подскажут способы, как сгладить ее.
Леонидова Б.Л. "Когда их двое". М.: Знание, 1987. Ш Монина Г., Лютова Е. "Проблемы маленького ребенка". СПб., 2002.
Клайн В. "Как подготовить ребенка к жизни". М.-Л., 1991.
Дольто Ф. "На стороне ребенка". М.:Агаф,СПб.:21 век, 1997.
Спок Б. "Ребенок и уход за ним". Л., 1991.
По метериалам журнала "Мой ребенок"
Добавлено спустя 10 минут 46 секунд:
И еще:
Скрытый текст:
Детская ревность
Те родители, у кого в семье несколько детей знают, что такое детская ревность. Если вы только готовитесь к пополнению семейства еще одним ребенком, то учтите: избежать ее скорей всего не получится. Зато вполне возможно сгладить ее проявления. Детская ревность – явление нормальное и естественное, причем можно научиться так обходиться с этим чувством, чтобы оно было во благо и помогало развитию ребенка.
На степень выраженности детской ревности действует много факторов: поведение родителей, их семейные истории, сложившиеся отношения внутри семьи, чувства родителей и других членов семьи друг к другу, умение родителей понимать, принимать и регулировать свои эмоции и др. Изначально вы можете воспользоваться рекомендациями этой статьи и других, представленных в интернете и книгах. Если все меры не помогут, то разобраться в причине поможет семейный психолог (он сможет определить более глубокие и тонкие причины).
Детская ревность может принимать самые разные формы. Наиболее распространенные из видимых это:
агрессия, направленная против младшего брата или сестры: драки, стремление обидеть, что-то отнять;
тревожность: плохой сон, трудности в пробуждении, плохой аппетит, вновь появившиеся страхи;
повышенная активность и неусидчивость, рассеянность внимания, капризы – отказ от еды, общения, сна, похода в детский сад;
невротические реакции: тики, заикание, истерия.
Бывает и так, что внешне как будто все хорошо, но при этом ребенок может переживать в душе самую настоящую трагедию. Понять это вы сможете, понаблюдав за ним. Может он стал чаще грустить? Или ему снятся кошмарные сны? Стал чаще болеть? Хуже учиться в школе?..
Очень важно правильно реагировать на детскую ревность. Не запрещать ее и не игнорировать, ведь малыш еще не умеет справляться со своими чувствами, его нужно этому учить. Помогите ему избавиться от чувства вины за ревность и вражду. Если старший ребенок совсем маленький, ему вообще сложно понять, что же он чувствует и что происходит. Поговорите, проговорите, покажите, что вы его понимаете и сочувствуете и не станете ругать за чувства, поскольку знаете, что они скоро пройдут. Можно поговорить с ним на эту тему в духе активного слушания. "Ты очень злишься на сестренку, тебе даже хотелось бы, чтобы ее опять не было..." С паузами, давая ребенку если не высказаться, то хотя бы осознать свои чувства. А "выслушав", повернуть эмоции в позитивное русло и в процессе разговора вывести малыша на то, как мама его любит. Можно рассказать сказку про малыша, у которого родилась сестренка, он думал, что она всегда будет маленькой, а она выросла и стала с ним играть, очень его любила. И хотя вначале он сильно злился, думал, что мама больше его не любит... и т.д.
Со временем, если родители помогут, сглаживая и прощая острые моменты, дети справятся со своими чувствами и станут преданными друзьями и поддержкой друг для друга.
Важна и твердая позиция, что вы любите обоих детей, постарайтесь никого не выделять в «любимчики». Самая большая ошибка, которую можно совершить – это сравнивать детей. Считайте это гарантией того, что в них начнет усугубляться дух соперничества, порой граничащий с самой настоящей ненавистью. Не стоит ставить их друг другу в пример. Отмечайте особенность и уникальность каждого ребенка, поддерживайте и одобряйте, а не оценивайте (лучше-хуже), подсказывайте им, что своей непохожестью они могут чему-то научить друг друга.
Если вы только собираетесь рожать второго ребенка, начните готовить старшего заранее. Но делайте это осторожно. Уже на этом этапе ребенок может начать ревновать: постоянно привлекать внимание, стать капризным и т.п. Расскажите, как выглядит новорожденный, покажите фотографии, где он сам был маленьким, а потом рос и учился сидеть, ходить и т.д. Как много уделяли ему внимания, учили разным премудростям, а теперь вы вместе научите этому его брата или сестричку. Если вы решили отдать старшего в детский сад, перевести в другую комнату, отнять от груди и т.п., лучше сделать это за несколько месяцев до появления малыша.
Формируйте у него позитивное отношение к появлению брата или сестры, и постепенно он сможет привыкнуть к этой мысли. Сделайте перемены в его жизни в связи с появлением младшего ребенка как можно более незаметными, особенно если он единственный в семье. Помните также, что ревность у детей могут вызывать непроизвольное желание родных (бабушки, дедушки, дяди, тети) обращать больше внимания на новорожденного. Периодически говорите старшему ребенку, что любите его, проводите с ним больше времени, делайте это регулярно.
Когда малыша только привезли из роддома, ему требуется очень много внимания и времени. Объясните это своему старшему, расскажите, что нужно малышу и почему, не заставляя старшего ребенка быть «нянькой», когда он этого не хочет. Старший ребенок тоже маленький, и он вовсе не обязан брать на себя функции матери, он сам еще в ней нуждается. Лучше общаться всем вместе. Так у старшего скорее появится желание общаться с малышом с позиции взрослого. Поощряйте объятия и проявления любви. А если боитесь за кроху, научите старшего проявлять свою любовь безопасным способом: например, посылать воздушные поцелуи или осторожно гладить пяточки. Не спешите передать младшему "ласковые слова", которые раньше принадлежали старшему: "малыш", "солнышко мое", "котеныш". Лучше придумайте новые для маленького человечка.
Дайте старшему поручение, которое будет выполнять только он. Например, выбирать, какие носочки надеть младенцу, или рассказывать ему перед сном сказку. Если вы будете пытаться наверстать упущенное в общении с первенцем тогда, когда младший спит, старший все равно это поймет. Сознание того, что к нему проявляют внимание по остаточному принципу, ущемляет достоинство ребенка.
Важно также помнить о том, что для старшего ребенка важна его территория, уважение к его вещам, поэтому не стоит отдавать младшему игрушки старшего. Предложите ему отдать малышу только те игрушки, «из которых он уже вырос», и которые больше ему не интересны. Пусть у старшего будет свой уголок, куда не будет доступа никому (в том числе малышу) без разрешения хозяина. Пока дети не привыкли друг к другу, они могут играть по отдельности, каждый в свою игрушку и игру, чтобы не было дележки, но в одно время. Постепенно они захотят объединиться и играть вместе. Помогите малышам организовать игры так, чтобы они время от времени менялись ролями.
У каждого ребенка свои потребности (кому-то нужна похвала папы, кому-то совместная игра, кому-то просто посидеть и поболтать с мамой и т.д.), необходимо, чтобы появление нового маленького члена семьи не стало причиной их прекращать. Если раньше ваш первый ребенок на ночь всегда слушал сказку или имел другой привычный ритуал отхода ко сну, обязательно сохраните этот порядок. Вспомни все привычные для него традиции и по возможности верните привычный ход вещей.
Дети до 4 лет еще не умеют учитывать интересы других, делайте скидку на это, не требуйте мгновенного изменения, он всему научится, но в свое время и с вашей поддержкой. Где-то читала подходящую метафору: когда садовник сажает растение, он удобряет почву, поливает его и оберегает от вредителей, но не тянет за верхушку, чтобы оно быстрей росло! Так что не требуйте от детей того, чего они пока сделать не в состоянии, а создавайте для этого условия. Учите терпимости и любви к младшему братику или сестренке постепенно. После 6 лет ребенок уже постепенно научается считаться с чужими желаниями.
Напомните ребенку о его преимуществах и привилегиях «Старшего»: он может бегать, говорить, играть во «взрослые» игрушки, есть мороженое, смотреть мультики и т.д. Но не перегните палку, ведь о маленьком больше заботятся, оберегают, и часто старший считает, что его "взрослость" - источник всех несчастий, будь он меньше, ему уделяли бы так же много внимания. Позволяйте ему иногда побыть маленьким, ведь какое бы поведение он вам ни демонстрировал, это все еще ребенок. Иногда полезно говорить о маленьком в такой модальности, как, например, про личное достижение старшего, подчеркивая, что сестренка "у него" ("Какая хорошая у Пети сестренка"). Рано или поздно должно взыграть чувство законной гордости, и ребенок почувствует, что это не столько мамина дочка, сколько его сестра.
Выработайте и обозначьте четкие правила как можно, а как нельзя себя вести, пресекайте излишние проявления агрессии (но не запрещайте злость!), чтобы дети не нанесли друг другу вред. Но не применяйте насилие, этим вы только усугубите ситуацию. Можно сказать трехмесячному малышу: "Не тяни сестру за волосы, ей ведь больно!" (старшая поймет, что за нее вы тоже беспокоитесь.) Уважайте собственность и интересы каждого из детей. Скажите старшему что-нибудь типа: "Я маленькому запретила тебя обижать, и ты тоже его не обижай!" Постарайтесь понять, что хочет сказать ребенок своим поведением. Как правило, это просто сигнал о том, что ему недостаточно любви и тепла.
Если дети ссорятся, остановите их. Не всегда стоит допытываться, кто виноват в случившемся, тем более следует пресечь, если кто-то пытается ябедничать. "А Катя сказала... А Петя сломал..." Услышав несколько раз в ответ: "Ну, сказала, а жаловаться зачем? Сломал, попробуйте вместе починить, а я приду, посмотрю.." - дети постараются наладить все сами, научатся самостоятельно разрешать конфликты путем сотрудничества. А вы подайте пример компромиссного решения конфликта. Научите малышей играть вместе и чаще давайте им общие поручения, пусть один только веревочку держал, но хвалите обоих за выполненное дело. Избегайте наказания одного ребенка в присутствии другого, лучше сгладить конфликт. Старший брат не дает мячик, мама спешит на помощь: "Не можешь уступить маленькой сестренке. Вон какой вымахал и не понимаешь. Не плачь, иди ко мне, не дадим мяч этому противному мальчишке". Лучше скажите: "Смотри, как братик мяч бросает, не плачь, он тебя тоже научит. Научишь? А ты не капризничай, а то как же учить?"
Есть и позитивные моменты в детской ревности:
Дети учатся отстаивать свои интересы, получают опыт противостояния
Учатся сосуществовать с другим, строить отношения
Получают опыт проживания разных ролей
Дети становятся более терпимыми и независимыми во взрослой жизни
Учатся решать конфликты, находить компромиссы, жертвовать ради интересов другого
Самое главное – сохранить у детей уверенность в родительской любви. А какой способ для этого лучше подойдет именно вашей семье, вы выясните только опытным путем! Постарайтесь объяснить, что с появлением еще одного малыша, рождается вторая любовь и не нужно делить одну на всех.
Эти книги помогут вам больше узнать о детской ревности:
Леонидова Б.Л. "Когда их двое"
Монина Г., Лютова Е. "Проблемы маленького ребенка"
Клайн В. "Как подготовить ребенка к жизни"
Дольто Ф. "На стороне ребенка"
Клинический психолог Кондюрина Анастасия
На сайте с 28.03.09 Сообщения: 6366 В дневниках: 232 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Ср Янв 09, 2013 20:28
Та-Танечка
Цитата:
высказываться не буду, да мне и нечего пока сказать, кроме как страхи озвучивать
Я тоже вчера писала-писала (муж даже спросил: "Что, поэму пишешь?" ), а потом все стерла... Не могу ничего знать заранее, а предположения... какой в них прок? Единственное, что хочется заметить,
это, тот факт, что с проявлениями детской ревности я хорошо знакома - старшая дочь очень ревновала меня к любому новому человеку в нашей жизни, а уж когда узнала, что я жду Антона - ревела три дня... Ну и после его рождения не все было просто и гладко... А сейчас я ревности не жду. От дочери потому что она уже достаточно взрослая и во многом автономная барышня))), (а если и будет, то, уверена, дочь справится ) это нормально. А Антон... Мы же не ждем что рождение младшего брата заставит старшего ребенка заговорить, если он не говорит, или пойти, если он не ходит. Вот и ревность так... Это сложное переживание, и только на первый взгляд кажется, что оно доступно любому ребенку. В общем, если это у нас (у Антоши) будет, то для нас это будет бонусом (ибо будет свидетельствовать о качественном росте в эмоционально-волевой сфере), а не разоблачением мифа.
На сайте с 08.11.02 Сообщения: 22220 В дневниках: 19812 Откуда: Новосибирск - Монреаль
Добавлено: Чт Янв 10, 2013 1:41
Марина Ю., спасибо!
Я так поняла, что мы мало проговариваем эту проблему вслух. Завтра начну работу в этом направлении.
Скрытый текст:
интересно, как в двух статьях повторяются целые абзацы. Люди пишут методом копипаста и даже не утруждаются переформулировать мысли.
Sunday
есть прок и в предположениях, и в вопросах, и в сомнениях!!
Кто из древних греков говорил, что вопросы важнее ответов? Платон? Завтра у Кирилла спрошу - он точно знает.
_________________ Маневровый бронепоезд.
Онлайн курсы для педагогов-музыкантов ("дошкольников"). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, орф-педагогам, руководителям музыкальных студий.
На сайте с 12.11.06 Сообщения: 1602 В дневниках: 21094
Добавлено: Чт Янв 10, 2013 14:19
Sunday
Цитата:
А Антон... Мы же не ждем что рождение младшего брата заставит старшего ребенка заговорить, если он не говорит, или пойти, если он не ходит. Вот и ревность так... Это сложное переживание, и только на первый взгляд кажется, что оно доступно любому ребенку. В общем, если это у нас (у Антоши) будет, то для нас это будет бонусом (ибо будет свидетельствовать о качественном росте в эмоционально-волевой сфере), а не разоблачением мифа.
у нас ревность тоже бонусом появилась Хотя я бы тоже не подумала, что он так это проявлять будет.
если до появления Михи мы с бубнами вокруг Богдана прыгали, привлекая его внимание, то после появления брата он понял, что уже не все внимание ему.
Зато он стал СРАЗУ реагировать, когда его зовут куда-то. И это, я считаю, плюс.
Еще он одно время просил его на ручках укачивать как малыша (раньше его так качали, я даже песенки всякие Михе долгое время пела там, что в рифму только Богдан получался )
А из минусов: стал в то время более плаксивым и аутостимуляции увеличились.
На сайте с 08.11.02 Сообщения: 22220 В дневниках: 19812 Откуда: Новосибирск - Монреаль
Добавлено: Чт Янв 10, 2013 20:19
Анастасия писал(а):
Sunday
есть прок и в предположениях, и в вопросах, и в сомнениях!!
Кто из древних греков говорил, что вопросы важнее ответов? Платон? Завтра у Кирилла спрошу - он точно знает.
Спросила. Оказалось, Сократ, что логично.
_________________ Маневровый бронепоезд.
Онлайн курсы для педагогов-музыкантов ("дошкольников"). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, орф-педагогам, руководителям музыкальных студий.
На сайте с 27.10.08 Сообщения: 255 Откуда: Новосибирск, Центральный р-н
Добавлено: Пт Фев 08, 2013 1:52
поделюсь своим опытом: печальным, грусть и безнадега поселилась уже в моей душе . У нас и до сих пор так, как ты Настя описываешь в 1 посте. Уже 2,5 года. С импульсивностью сына всегда было нелегко, а с рождением дочки стало невозможно.
Я до сих пор боюсь оставить их вместе. Он все старается сделать ей из подтишка, довести до слез, ни разу он нормально с ней не поиграл в игрушки, спокойные игры, рисование, книжки. Их совместное пребывание это почти всегда в итоге- слезы. Это наскакивание, напрыгивание, зажимание, крики. И это в его 10 лет. И со временем все усугубляется. Даже теперь дочкин дневной сон стал невозможным. Сын просто именно в это время заходит к ней в комнату и может сделать все чтобы она проснулась.. Мы и вместе уже пойти никуда не можем. Все превращается в балаган. Это РЕВНОСТЬ, но не банальная, а именно "другого ребенка". В нашем случае не проходящая, а наоборот прогрессирующая. И еще, нам наверно не хватает, как родителям, мудрости и терпения в ее преодолении. Хотя мы постоянно ему говорили, что одинаково вас любим, что ты у нас был один любимый целых 8 лет, показываем ему видео как он рос и все о нем заботились и тд. И после дочкиного рождения старались ему время уделять. Все бесполезно. Тут думаю дело не в том, что ребенок резко стал обделенным во внимании, а просто он хочет внимания целиком и полностью! как раньше. Сын уже открытым текстом заявляет, что вы ее больше любите - ненавижу ее Хотя знаю, что он все равно ее любит. Я знала, что будет трудно, но что будет так ..!
На сайте с 28.11.08 Сообщения: 5040 В дневниках: 105 Откуда: Новосибирск, Академ, Шлюз
Добавлено: Пт Фев 08, 2013 9:00
Ландыш
Сходите к детскому психологу. Если не получается справиться самим, не вижу ничего плохого в том, чтобы обратиться к специалисту. Тем более, что скоро и третий деть появится....
На сайте с 03.09.11 Сообщения: 1676 В дневниках: 55 Откуда: Калининский р-н
Добавлено: Пт Фев 08, 2013 9:34
У меня вчера был просто АТАС...Как только я иду укладывать Машу,начинается ...Ну вы знаете что это такой когда качаешь малыша,он уже заснул и нужно в кроватку положить и незаметно руки вытащить и бесшумно выйти....в этот момент Матвей обязательно либо заскакивает в спальню и кричит,либо со всей силы врезается огромным грузовиком в дверь,соответственно Маша просыпается,плачет,процесс укладывания по новой....Есть ещё второй вариант развития событий-Матвей не заходит к нам,но он начинает пакостить,к примеру за вчера-высыпал землю из цветочного горшка по комнате,затопил соседей-направил специально кран в ванной между ванной и раковиной-на пол и при этом ещё зачерпывал воду корабликом и поливал себе на голову-стоял естественно на коврике. Также вчера он достал с верхней полки хлопья кукурузные и сею-вею посеваю.....часть съел,достал краски пальчиковые и весь измазался от макушки до пяток,ещё и полный рот этих красок-а мыться с истерикой-представляете да -как можно помыть четырехлетнего орущего и выгибающегося аутёнка)))))))ну вот так и живём.....иногда нормально,а иногда вот такое детки мне преподносят(Маша тоже требовала каждую минутку моего внимания,одна вообще не сидит)в итоге я сорвалась,кричала на них,по попе Матвей не один раз получил,стыдно конечно,но я иногда вот так не выдерживаю...при этом же ещё и позаниматься хочется в любую свободную минуту,а под такое настроение у меня и АВА не АВА,а породия
Добавлено спустя 5 минут 1 секунду:
Я понимаю что вот таким вот образом дети,кто как может,выражают протест- им действительно надо всё внимание,а не половину...У нас получается то пусто то густо-то есть когда бабушка у нас внимания хватает им,но когда она уезжает как сейчас-начинается кавардак....а бабушка тоже постоянно не может нам помогать,а только набегами и когда она приезжает ей хочется их побаловать,восполнить так сказать утраченное,замкнутый круг однако)))
_________________ — Не грусти, — сказала Алисa. — Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно.
На сайте с 03.09.11 Сообщения: 1676 В дневниках: 55 Откуда: Калининский р-н
Добавлено: Пт Фев 08, 2013 13:53
Сказка
Реально думаешь это сделать в 6 месяцев? Я сама очень чутко сплю,какая бы уставшая не была...а муж у меня-спит как пожарник,хоть гром с небес и засыпает сразу,а я по часу...))),вот интересно это приучили так или это врожденное?
_________________ — Не грусти, — сказала Алисa. — Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно.
На сайте с 12.11.06 Сообщения: 1602 В дневниках: 21094
Добавлено: Пт Фев 08, 2013 14:07
Al1sa
вполне реально, да. хотя врожденное думаю тоже тут есть.
у меня Миху в свое время приучили к тишине (вплоть до того, что нельзя на клавиши в соседней комнате нажимать). я переучивала, но не настойчиво, сейчас уже проще с Богданом договориться.
засыпать самой в 6 месяцев жесть, конечно. как вариант: у меня племянника укачивают в кроватке (можно в коляске). по крайней мере опасный момент с перекладыванием исчезнет
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах