Новости сайта и форума Sibmama 
[Стихи для детей]
ПАСХУ РАДОСТНО ВСТРЕЧАЕМ: 8 ПАСХАЛЬНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ
Давайте меняться! Нужное на нужное
Двухлетний ребенок отказавается спать днем. Что делать?
 

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Консультации специалистов » Семейный консультант. Психолог Анна Бердникова
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
ольгиус
Студент
Студент


На сайте с 25.09.08
Сообщения: 1871
Откуда: Новосибирск, м.Октябрьская
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Дек 16, 2008 10:51    Заголовок сообщения: Двухлетний ребенок отказавается спать днем. Что делать? Ответить с цитатой

Моей дочке 2 года и 7 дней и вот уже 10 дней как она категорически отказывается спать днем. Никаких отрицательных событий (слава Богу) не происходило, просто говорит "не буду балю, не хочу" и все. Ночью спит 12 часов, но и ночью стала спать хуже. Я до сих пор кормлю ее грудью, так она теперь просыпается по нескольку раз перекусить. Ребенок еще маленький и должен спать, а моя плюшка бегает по квартире. Вроде набегается на улице, я сама устану, но спать она просто не хочет, это видно, не капризничает, не хныкает. Пробовали вчера кукол уложить спать, их уложили, а доча начала бегать.То с кровати слезет, то залезет, свет включит, выключит, куколку покачает, ляжет, встанет, а я делаю вид, что сплю. Вчера час пролежала, чуть сама не уснула...Не знаю что делать?
Может у кого-то была такая ситуация? Как разрешили ее? или это навсегда.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Дек 16, 2008 12:19     Ответить с цитатой

Ольгиус, добрый день!

Обращались ли Вы с этим вопросом к педиатру или невропатологу? Каков был их ответ?

Когда в поведении маленького ребенка без видимых причин происходят значительные изменения, необходимо подстраховаться с медицинской стороны.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
ольгиус
Студент
Студент


На сайте с 25.09.08
Сообщения: 1871
Откуда: Новосибирск, м.Октябрьская
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Дек 16, 2008 12:40     Ответить с цитатой

Сегодня запишусь на прием. Спасибо.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Логира
Профессор
Профессор


На сайте с 30.03.09
Сообщения: 6267
В дневниках: 760
Откуда: Бердск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Окт 12, 2013 15:31     Ответить с цитатой

Здравствуйти! Большая проблема укладывания детей на сон днем :eek:
Младшему 2,1 г, старшей 5 лет. в выходные дни, когда они не в садике, дома отказываются ложится спать. Вообще сын повторяет все за сестрой. С ней мне тяжело,а ещё он стал копировать её поведение. Теперь уже и из кроватки сам вылазит :o . папа наш постоянно на работе и я с ними одна.Это кошмар, когда они дома, тем более вместе , никакого спокойствия,даже передышки на час-полтора. Может быть исправив поведение дочки сын по-другому будет вести себя.Даже не знаю, запуталась, как мне вести себя с ними. Помогите, пожалуйста!
_________________
была vredina1902
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Окт 15, 2013 19:31     Ответить с цитатой

Добрый день!

Сон - это сейчас единственное, что сейчас вас беспокоит в поведении дочери? Я задаю этот вопрос потому, что возможно, эти сложности - часть другой, более объемной проблемы.

Практическая глава
К счастью ни один ребенок не склонен капризничать круглые сутки. Каждый родитель, имеющий ребенка-дошкольника, знает примерный набор ситуаций, в которых можно столкнуться с детскими капризами. В этой главе рассматриваются наиболее распространенные из этих «капризных» ситуаций, а также способы профилактики и выхода из них при помощи рассказывания сказочных историй.

Как без капризов уложить ребенка спать?
Все дети разные, у них разные привычки, разные пристрастия и увлечения, соответственно и для комфортного засыпания им нужны различные условия. Поэтому в каждой семье каждый конкретный ребенок вырабатывает свой собственный алгоритм сна. Режим сна и бодрствования ребенка постоянно меняется, меняется с возрастом - режим двухлетнего ребенка значительно отличается от режима сна и бодрствования семилетнего ребенка. Приболевший ребенок также спит иначе, чем находящийся в добром здравии. На алгоритм сна могут влиять и многие другие факторы - такие как эмоциональное состояние, отношения с окружающими, насыщенность дня событиями.
"Сон - это не то состояние, в которое можно насильно ввести ребенка. Более правильно создать условия, погружающие его в сон, чтобы он заснул и продолжал спать. Нельзя, укладывая его в постель, использовать такой бездушный принцип, как: "Дайте ему покричать в первую ночь пять минут, во вторую десять.." - так ведь и с домашними животными не обращаются. Наша цель - не только заставить ребенка уснуть; мы хотим, чтобы он смотрел на сон, как на нечто приятное и безопасное". - говорят У. и М. Серз.
Чтобы легко просыпаться утром, ребенок должен спать, в зависимости от возраста от 9 до 12 часов, однако не всегда бывает легко уложить бунтующего ребенка, который когда все-таки уснет, то будет спать положенное количество часов.
Чего только не придумает в этой ситуации ребенок: например, можно застрять в ванной и чистить зубы так долго, как будто бы их три раза по тридцать два, может случиться внезапный приступ голода или жажды. Сначала творчество ребенка может умилять, но спустя некоторое время возникает досада: ребенок напоен, накормлен, на горшок посажен – да сколько же можно! Родительское раздражение начинает потихоньку накалять ситуацию. Чем отвечает ребенок? Плачем и криком – и процесс укладывания спать часто становится источником конфликтов и капризов.
Каждый ребенок в течение своей пусть пока непродолжительной жизни вырабатывается индивидуальный ритм сна и бодрствования. Это значит, что можно обнаружить периоды, когда уложить ребенка легче, ему в такие моменты легче заснуть, и периоды, когда уложить бунтаря практически невозможно. Внимательно понаблюдайте за ребенком какое-то время. Например, усыновители совсем маленьких детей отмечают ,что если поддерживать режим, установленный в доме малютки, то с укладыванием и принятием пищи обычно проблем не возникает. Понаблюдав за своим малышом даже непродолжительное время - двух-трех дней будет вполне достаточно - вы сможете определить, через сколько часов периоды сна и бодрствования сменяют друг друга у Вашего ребенка. Далее остается только подстроить режим дня под эти фазы, которые вы отмечаете у ребенка.
Ребенка необходимо начинать укладывать сразу, при первых признаках его готовности ко сну. Эти признаки могут быть индивидуальны, однако есть некоторые общие закономерности: так малыш может терять интерес к происходящему вокруг, становится малоактивным, норовит приложить головку и прилечь. И, конечно, верный признак готовности ребенка ко сну – если он зевает и трет глазки. Иногда детки начинают "сами себя укладывать" - повторять действия, которые совершает мама, когда их укладывает: напевать песенку, укачивать куклу. Очень важно не пропустить этот момент, сразу попробовать уложить ребенка спать - ведь в следующий раз ребенок может быть готов ко сну только через несколько часов.
Одним из важных элементов укладывания может стать рассказывание сказки на ночь - своего рода пожелание спокойной ночи. Не короткое или небрежное пожелание, брошенное через плечо на бегу, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это возможность пообщаться с малышом на волшебном, понятном ему языке, это время на границе сна и бодрствования ребенка, способствующее установлению особых отношений между родителями и детьми..
Хорошей профилактикой капризов перед сном становится рассказывание специальных сонных сказок, успокаивающих, убаюкивающих ребенка. Сонные сказки отличаются отсутствием активного действия, поведение героев предполагает цикличность и монотонность поступков, хорошим сюжетным ходом бывает засыпание самого героя в финале сказки. Рассказывать сонные истории лучше спокойным размеренным, «сонным голосом», без яркого интонирования, монотонным голосом. Такие сонные сказки преимущественно рассчитаны на детей в возрасте от двух до четырех-пяти лет.
Путешествие в поезде
(Сонная сказка)
Жил-был Зайка. Он жил с мамой и папой в маленьком домике. Вся зайкина семья очень любила путешествовать. Больше всего зайке нравилось путешествовать на поезде.
Путешествие начиналось с того, что зайка, папа и мама собирались все вместе и договаривались, куда поехать в этот раз. Договориться было непросто. Папа очень любил ездить в горы и сплавляться по горной реке. Мама любила ездить к морю, чтобы лежать на теплом песке и плескаться в ласковых волнах. Зайке нравились и горные походы, там можно было спать в самой настоящей палатке и разжигать костер. И море зайке тоже очень нравилось – купайся, сколько хочется и строй замки из песка. Поэтому зайка был готов ехать и к морю, и в горы – лишь бы ехать и всем вместе.
Зайка с мамой паковали вещи: очень трудно из множества полезных вещей выбрать самое важное и необходимое. Зайка брал свою любимую книжку про Кубарика и Томатика, плющевого мишку и самый быстрый грузовичок.
На вокзале папа отправлялся за билетами – такими красивыми желтыми блестящими бумажками. Они нужны для того, чтобы зайку с папой и мамой проводница пустила в вагон.
В купе зайке тоже очень нравилось: нижние полки, верхние, откидной столик, большое окно – все вместе похоже на маленький домик.
Когда проводница попросит провожающих покинуть вагон, зайка любит забраться на верхнюю полку и, глядя оттуда в окно, наблюдать, как поезд набирает ход. Плавно начинают двигаться дома и деревья. Поезд как будто плывет все быстрее и быстрее. Колеса начинают отстукивать размеренно-веселый ритм путешествия: чух-чух, чух-чух, чух-чух. Зайка чуть покачивается на верхней полке: чух-чух, чух-чух, чух-чух. Мимо уже проносятся столбы и деревья: чух-чух, чух-чух, чух-чух. На столике плещется чай в стакане: чух-чух, чух-чух, чух-чух. Папа на нижней полке с газетой в руках тоже покачивается: чух-чух, чух-чух, чух-чух. Мама со своим любимым вязанием в руках: чух-чух, чух-чух, чух-чух. Глазки зайки постепенно закрываются: чух-чух, чух-чух, чух-чух. Во сне зайка продолжает свое путешествие: чух-чух, чух-чух, чух-чух.

Методические рекомендации
Маленькие дети (двух-четырех лет) любят путешествовать на поезде, особенно, если им редко доводится это делать. Поезд сам по себе зачастую представляется волшебным местом – а сколько шума он производит? Даже рассматривание картинки с изображением поезда способно заворожить малыша, что здесь говорить о настоящем стремительно движущемся составе. Для многих из нас, родителей, детские воспоминания, связанные с путешествием на поезде, также овеяны романтическим ореолом. Путешествие на поезде, неспешное, размеренное само по себе, ассоциируется со спокойствием и безмятежностью. Поэтому перед рассказыванием сказки хорошо окунуться в эти детские представления и воспоминания, проникнуться ими, настроиться на их волну, и только после этого начать повествование. Также хорошо иметь некоторое количество времени в запасе.
Механизм успокаивающего воздействия приведенной ниже сказки во многом основан на спокойном размеренном звукоподражании. Поэтому быстрый темп речи, связанный, например, с дефицитом времени, отведенного на рассказ, и высокий тон голоса способны снизить эффективность сказки.
На каждом этапе рассказывания сказка может быть приближена к реальной жизни ребенка. Это повысит интерес ребенка и сделает сказку более узнаваемой и действенной.
Первый абзац сказки вполне может быть дополнен рассказом о том, в каких еще путешествиях побывала зайкина семья. Желательно, чтобы это были недавние путешествия, которые еще сохранились в памяти ребенка.
Зайкиному папе совсем не обязательно любить путешествие в горы, он вполне может поменяться местами с мамой, любящей море. Если, например, ваша семья очень любит кататься на велосипедах, это тоже может найти свое отражение в сказке.
Процесс упаковывания вещей в сказке может стать более подробным, а соответственно медитативным, если вы на протяжении нескольких минут будете перечислять необходимые для путешествия вещи, ребенок может заснуть уже в этот момент, особенно если малышу не задавать включающих его в сказку вопросов, типа: «Мама положила три зубные щеточки, мыло, шампунь. Что еще надо взять?» Ребенок в этот момент встряхивается от сна, оживляется, включается в диалог – это в общем-то, хорошо, но не в случае укладывания спать, когда основная задача успокоить и расслабить ребенка.
Вещи, которые сам зайка укладывает в багаж, также могут называться с учетом пристрастий вашего малыша. Причем, если вы неоднократно с некоторой периодичностью рассказываете эту сказку, то можно учитывать изменение вкуса ребенка в игрушках и книжках. Однако при описании этого момента существует опасность, что малыш, услышав про любимую на сегодняшний день игрушку, с которой он непосредственно перед сном провел много времени (особенно, если необходимость спать и прервала такое интересное взаимодействие), может взбодриться и включиться в оживленный диалог, посвященный этой игрушке. Поэтому здесь необходимо учитывать личные особенности ребенка и действовать в соответствии с ними.
Когда начинается собственно усыпляющая часть сказки (чух-чух-чух), важно представить себе купе поезда, потому что описание любой детали интерьера или действующего лица может стать отправной точкой – началом фразы. И продолжаться настолько долго, насколько хватит родительского терпения.
Зайка на море
(сонная сказка)
Если бы Зайку спросили, какое время года ему нравится больше всего, он сказал бы так:
- Когда у мамы с папой отпуск, и мы едем на море.
А про отпуск Зайка рассказал бы так:
- Самое замечательное в отпуске - это море и пляж. Можно целый день провести там: ходить по теплому песочку, лежать на нем, строить замок или просто загребать в большие кучи...
Теплый песок приятно ласкает пяточки, они становятся такие же теплые и немного шершавые. Еще песок здорово подержать в лапке, а потом тихонько начать разгибать пальчики. Песок сыплется, сыплется, как в песочных часах, слегка щекочет ладошку - приятно и тепло. Ласково шелестит при этом ш-ш-ш, ш-ш-ш...
Его можно пересыпать из лапки в лапку: ш-ш-ш, ш-ш-ш...
Можно посыпать себе на коленку, тогда она тоже станет мягкая и теплая: ш-ш-ш, ш-ш-ш...
Песчинки текут как маленький ручеек: ш-ш-ш, ш-ш-ш...
Можно набрать песок в обе лапки, тогда будет два ручейка: ш-ш-ш, ш-ш-ш...
Если поднять лапки повыше, то ручеек будет длиннее. Но мама не разрешает. Она беспокоится, что песок попадет Зайке в глаза.
С ладошки на ладошку: ш-ш-ш, ш-ш-ш...
В папины ладошки: ш-ш-ш, ш-ш-ш...
В мамины ладошки: ш-ш-ш, ш-ш-ш...
Себе на коленки: ш-ш-ш, ш-ш-ш...
На пляже под зонтиком можно немного вздремнуть, а песок будет ласково напевать: ш-ш-ш, ш-ш-ш...

Методические рекомендации
Здесь усыпляющий эффект достигается за счет повторяющихся однообразных звуков, имитирующих шелест песка, совокупности с поглаживаниями и спокойным ровным тоном рассказчика. Сказка может быть особенно эффективна в том случае, если у ребенка есть представления о море, о пляже и слова рассказчика будут рисовать ему знакомую приятную и расслабляющую картинку. Тогда память ребенка подскажет ему чувства и ощущения, возникающие от пребывания на пляже.

Раз овечка, два овечка…
(сонная сказка)
Однажды Зайка с мамой отправились на пикник. Они вместе приготовили бутерброды, заварили чай, Зайка сам вымыл два яблока и положил их в свой рюкзачок. Мама посмотрела на Зайку, который уже взял свой рюкзачок и надел кепку, и спросила:
- Зайка, ты готов? Выходим?
Зайка сосредоточенно кивнул.
Путь предстоял не близкий: Зайка с мамой собирались пойти на овечью ферму, понаблюдать за ягнятами и барашками. Путешественники пересекли большую поляну, поднялись на пригорок, спустились к веселому лесному ручейку, перешли его по тонкому бревнышку. Наконец, вдалеке показался заборчик овечьего загончика.
Зайка чувствовал себя немного уставшим и проголодавшимся. Мама Зайки уже расстилала покрывало под их любимой стройной березкой. Зайчишка с удовольствием плюхнулся на покрывало:
- Ух, как устали мои лапки! Садись, мама, овечки уже прыгать начинают!
Мама ласково улыбнулась своему мальчишке, распаковала свой рюкзачок и села рядом.
Овечки и в самом деле уже собирались прыгать, первая овечка уже разбегалась, готовясь к прыжку.
- Мама, первая овечка сейчас прыгнет! – обрадовано закричал Зайка. – Я сам их буду считать!
Мама нежно погладила Зайчишку по голове и кивнула:
- Хорошо, считай ты.
- Одна овечка прыгнула через заборчик…, вторая овечка прыгнула через заборчик…, третья овечка прыгнула через заборчик…,…, пятьдесят восьмая овечка прыгнула через заборчик…
Зайка незаметно для себя задремал. Мама укрыла мальчишку покрывалом:
- Отдыхай, мой малыш…

Методические рекомендации
Прелесть этой сказки в том, что она может быть практически бесконечной. Овечки могут прыгать сколько угодно долго, до тех пор пока ребенок не уснет. Также ребенок в процессе прослушивания сказки усваивает навыки самоуспокоения и самоусыпления, которые могут пригодиться ему в последующем, когда он сам научится считать, возможно, благодаря сказке.
Зайкина звездочка
По вечерам мама и Зайка и мама любят посидеть на крылечке. Ступеньки гладкие, нагретые солнышком, приятные на ощупь. Мама и Зайка наблюдают, как прячется за кромку леса солнышко и медленно подкрадывается ночь.
Солнышко огромное, красное и круглое медленно-медленно опускается. Становятся видны его лучики, они как будто обнимают деревья и машут Зайке: «пока-пока, спокойной ночи, Зайка!» И постепенно прячутся за деревьями. Солнце - уже и не круглое вовсе, а только половинка. Начинает дуть легкий ветерок – предвестник ночной прохлады.
Зайка теснее прижимается к маме, так теплее и уютнее.
- Скоро на небе зажгутся звездочки, - говорит мама, нежно обнимая Зайку. – Кто первый увидит звездочку?
- Конечно, я, - отвечает Зайка.
- Тогда смотри внимательно на небо.
- Мама, вот она первая звездочка, ура, - радуется Зайка. - Я первый!
- Конечно, первый, ты у меня молодец, малыш, какие у тебя острые глазки, ты такой внимательный, солнышко, мое ненаглядное…
- Мама, но ведь солнышко уже спать ушло. А ты говоришь, солнышко. Это ты про меня?
- Да, мой хороший, про тебя. Я тебя очень люблю, нежно называю тебя солнышком, - и мама хитро улыбается, - тебе тоже, как и солнышку скоро пора спать…
- Мама, можно я еще чуть-чуть посижу?
- Хорошо, посиди...
- Мама, а ты расскажешь мне про звездочки.
- Вечер приходит на землю. Темнеет. На небе зажигаются звезды. Их много-много. Каждая из них кому-нибудь светит. У тебя есть своя звездочка, может быть, та, которую ты сегодня заметил первой. Звездочки ласково смотрят вниз, иногда подмигивают, иногда нежно шепчут: «Спокойной ночи, зайка!»; иногда поют колыбельные песенки:

Лунный лучик - озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.

Зайке очень нравились колыбельные от звездочек. Он обычно засыпал, уткнувшись в мамин бочок. Мама нежно гладила Зайку по спинке, брала его на ручки и относила в кроватку: «Спокойной ночи! Спи, Зайчонок, мой любимый! Пусть тебе приснится твоя звездочка».

В разговоре об укладывании спать нельзя не коснуться такой важной темы, как колыбельные песни.
Колыбельные - это особые, удивительные песни, погружающие взрослого человека в далекий и волшебный мир детства. Трудно найти такого человека, который хотя бы однажды в своей жизни не слышал завораживающие слова: "Баю, баюшки, баю, не ложись на краю, а придет серенький волчок и ухватит за бочок…". В русской традиции всегда было принято петь детям колыбельные песни. Эти песни не только помогали маленькому человечку расслабиться и уснуть, с их помощью ребенок начинал познавать окружающий мир. Колыбельная рассказывает малышу о разных животных, их повадках, о правах и обязанностях чад и домочадцев, о предпочитаемых, одобряемых качествах, о правилах поведения. Словом, колыбельная - это целый мир!


Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

История русской литературной колыбельной песни, по литературоведческим исследованиям, насчитывает более двух веков: в 73 году 18 столетия публикуется "Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу" А.С. Шишкова. Примерно в то же время колыбельные начали изучать в самых разнообразных аспектах. Несмотря на то, что в сборниках русского фольклора многие колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, однако в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное – каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И получит в пятачок.

Баю-баюшки-баю
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он утащит во лесок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадет,
Прямо Катеньке в рот.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
И потащит во лесок
Под осиновый кусток.
Ты к нам, волчик, не ходи,
Нашу Машу не буди.

Баю-баюшки-баю,
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
А там бабушка живет
И калачики печет,
И детишкам продает,
А Ванюше так дает.

Так о колыбельных, опубликованных в "Отечественных записках" 1849 года, говорит Екатерина Алексеевна Авдеева, одна из первых русских, сибирских писательниц: "В старину, нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах. В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы".

Идет время, проходят года и столетия, а колыбельная продолжает оставаться важной составляющей процесса воспитания ребенка. Педагоги и психологи продолжают советовать будущим родителям петь колыбельные уже во время беременности. Слышит ребенок маму или нет, пока не представляется возможным проверить, однако такое общение способствует сближению, установлению контакта мамы с еще не родившимся ребенком. Когда кроха родится уже тренированная в пении колыбельных мама сможет легко, приятно и самое главное – спокойно усыплять своего малыша.

Помимо основной функции колыбельных песен успокоительно-усыпляющей:

Баю-баюшки-бай-бай -
Маша, Маша, засыпай.
Крепче глазки закрывай,
Поскорее засыпай.
Глазки-глазки закрывай -
Баю-баю-баю-бай.
Выделяется еще познавательная функция колыбельных, благодаря которой ребенок может знакомиться с закономерностями мироустройства:
Баюшки-баюшки,
Скакали горностаюшки.
Прискакали к колыбели
И на Машу поглядели.
И сказал горностай:
«Поскорее подрастай!
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу
И волчонка, и зайчонка,
И в болоте лягушонка,
И на елке кукушонка,
И под елкою лису».
Может быть также выделена педагогическая функция, знакомящая с правилами развития и построения отношений:
Приди, котенька-коток,
Котя серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Приди с Костенькой играть.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Шубку новую сошью
И сапожки закажу.
Колыбельные невероятно разнообразны. У них множество функций. Колыбельные - это воспитательный инструмент, который пришел к нам из глубины веков. Им стоит пользоваться, веками доказана его эффективность: колыбельные помогают создать подходящую атмосферу тепла и уюта для здорового сна малыша. А крепкий сон, как известно, залог здоровья, хорошего самочувствия и нормального роста ребенка.

Можно пользоваться фольклорными источниками колыбельных, можно обращаться к авторским, таким, как "Колыбельная" Агнии Барто.

Старший брат сестру баюкал:
- Баюшки-баю!
Унесем отсюда кукол,
Баюшки-баю.

Уговаривал девчушку
(Ей всего-то год):
- Спать пора,
Уткнись в подушку,
Подарю тебе я клюшку,
Встанешь ты на лед.

Баю-баюшки,
Не плачь,
Подарю
Футбольный мяч,
Хочешь -
Будешь за судью,
Баю-баюшки-баю!

Старший брат сестру баюкал:
- Ну не купим мяч,
Принесу обратно кукол,
Только ты не плачь.

Ну не плачь, не будь упрямой.
Спать пора давно...
Ты пойми - я папу с мамой
Отпустил в кино.
Или сочинять свои собственные.

Медитативные сказки создаются снятия эмоционального напряжения, для накопления положительного образного опыта, расслабления, восстановления душевного равновесия.
В нашем случае такая медитативная сказка используется для снятия дневного напряжения.
Сонная сказка с колыбельной

Зайка мог целый день во что-нибудь играть. Для каждого у него были свои игры. С папой, например, он играл в догонялки. Играть в догонялки надо было так, чтобы не попасть маме на глаза. Маме почему-то эта веселая игра не нравилась. Маме больше нравилось играть в прятки или "горячо-холодно". Зайке эти игры тоже очень нравились. Ему вообще нравилось играть, а укладываться спать не нравилось. Поэтому когда вечером мама говорила:
- Зайка, время...
Зайка тут же начинал грустить Он знал, что будет дальше.Дальше мама скажет:
- ... пора умываться и чистить зубки, скоро ложиться отдыхать.
Это было совсем печально. Мама говорила, что ложиться отдыхать надо, чтобы были силы. Вот ведь странно-то у Зайки и так было очень, ну очень много сил. Зайка даже пытался сказать маме об этом и пробовал показать, как много у него этих самых сил. Он мог бы бегать и прыгать еще очень долго. Но маму было не уговорить:
- Зайка, пора умываться и чистить зубки, скоро ложиться отдыхать, - опять повторяла мама.
Что тут скажешь? Печально Зайка собирал свои игрушки и грустный отправлялся умываться.
Однако не все было так грустно и печально. Есть в укладывании спать и свои радости для Зайки. Стоило Зайке надеть пижамку и лечь в постель, мама приходила к нему в комнату, заботливо укрывала его одеялом, садилась рядом, нежно брала его за лапку и пела ласковым голоском ему колыбельную песенку. Мама знала колыбельных песен много-много, но самой любимой песенкой Зайки была колыбельная про Буку. В песенке с Букой храбро расправлялись, чтобы Бука не шалил. Поэтому, когда мама садилась на край постели, Зайка быстро-быстро загадывал:
- Сегодня про Буку!
Мама нежно улыбалась:
- Хорошо, мой дорогой.

Бай-бай, бай-бай,
Поди, бука, на сарай,
Поди, бука, на сарай,
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на буку глядят,
Баю-баюшки, бай-бай!
Поди, бука, на сарай,
Мою детку не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мою детку не тревожь.
Мама еще немного сидела рядом с Зайкой, нежно гладила его по спинке и лапкам, заботливо укутывала одеялом.
- Хорошо, Зайка, договорились, - с улыбкой говорила мама.
Баиньки-баиньки,
Спи, мой зайчик маленький,
Серенькие ушки,
Беленькое брюшко.
Маленький зайчик, маленький.
- Спокойной ночи, мой любимый.
А Зайка уже ничего не отвечал, потому что уже крепко спал. Мама гасила свет и еще раз нежно целовала своего спящего Зайку в ушко.

Методические рекомендации
Сказка на ночь в качестве усыпляющего средства работает значительно более эффективно в том случае, если используется в комплексе с другими приемами, успокаивающими и расслабляющими ребенка.
Ребенок, придерживающийся определенного режима, как правило, гораздо более спокоен и легче укладывается спать.
Хорошо готовит ребенка ко сну ежедневный ритуал. Он может быть любым. Главное, чтобы для ребенка начала действования, означало: подготовка ко сну началась. Ежедневный ритуал может включать в себя самые обычные действия: надевание пижамы, умывание, чтение сказки на ночь. Также в ритуал могут включаться действия индивидуальные, предлагаемые родителями на базе знания собственного ребенка. Например, для многих детей удачной находкой становится включение песочных часов в ритуал. Мама (или папа) совершают привычные действия, которые завершаются наблюдением за тем, как сыплется песок в часах - после свет в детской гасится, остается только ночник. Таким образом, песочные часы, во-первых, отмеряют время ритуала, делая его конечным. Кто же из родителей не знает о том, что как раз перед сном хочется сказать еще что-то важное, еще минутку полистать книжку и пр. Но песок в часах неумолим. Во-вторых, наблюдение за песочными часами - мощный успокаивающий фактор сам по себе: мерно пересыпающиеся песчинки способны завораживать ребенка.
Пусть для ребенка укладывание спать не наступает внезапно. Предупреждайте заранее. Когда придет время сна, заранее предупредите, что время бодрствования заканчивается. Для ребенка нескольких лет слова: через 15 минут пойдем умываться - не наполнены смыслом. Лучше воспользоваться методом ассоциаций: начните набирать воду в ванную или принесите и положите на видное место книгу сказок, которую будете читать.
Лучше всего если час до отхода ко сну будет посвящен тихим играм. Спокойные занятия снизят активность малыша и подготовят его нервную систему к расслаблению. Активные физизически игры непосредственно перед сном существенно затруднят ежевечернюю задачу.
Помогать настраиваться на сон грядущий могут любые спокойные занятия, которые доставляют удовольствие родителям и ребенку.
Еще одним камнем преткновения при укладывании спать может стать вопрос о том, когда ребенок будет спать отдельно. Вопрос этот решается в каждой семье индивидуально.
«Расстаться с мамой на целую ночь — значит остаться наедине со своими фантазиями и переживаниями, страхами и проблемами…» Поэтому научиться спать одному далеко не всегда простая задача. Иногда взрослым кажется, что ребенок еще слишком мал, раним, легковозбудим, чтобы спать самостоятельно. При таком предубеждении любая попытка положить ребенка спать отдельно с большой долей вероятности не увенчается успехом. Робкая попытка положить ребенка спать отдельно заканчивается детскими слезами, ссорами родителей и «разбитой» ночью для всей семьи. Именно поэтому часто дети в таких семьях до пяти-семи лет продолжают спать вместе с родителями (или с одним из них). Этот вопрос - как долго ребенок будет спать в родительской постели должен решаться только взрослыми с учетом всех факторов и пожеланий. Например, важно отдавать себе отчет в том, что спящий с мамой ребенок дольше остается в ее сознании малышом, следовательно имеет меньше возможностей и шансов расти и развиваться по возрасту: самостоятельно искать выход из трудной ситуации, преодолевать страхи, учиться создавать для себя уютное и комфортное пространство. К тому же, оставаясь в маминой постели, ребенок учится контролировать… поведение родителей: когда мама и папа должны лечь рядом с ним; как и на каком месте им следует, по его мнению, спать.
Родители часто, сами того не осознавая, культивируют в детях желание дольше спать в родительской постели. Например, такой провокацией могут быть родительские угрозы такого типа: «Будешь себя плохо вести (будешь делать так), отправишься спать в свою комнату!». Из этих слов ребенок делает выводы, что надо быть хорошим для мамы, чтобы спать в ее постели – это хорошо и правильно. А за плохое поведение – ссылка в свою кровать. Значит, спать в своей кровати плохо, это наказание, пока я хороший, могу спать в маминой кровати. Поэтому важно закрепить в сознании ребенка мысль, что сон в своей постели – это привилегия, а не наказание.
Зайкина кроватка
Слушал Зайка мамины сказки как-то, усталые глазки его закрылись, и он не заметил, как уснул. Вдруг слышит чей-то грустный вздох:
- Эх-эхех…
-Не вздыхай так тяжко, - ответил мягкий, теплый голосок прямо у Зайки под ухом.
- Хорошо тебе, мамина подушка, на тебе все время кто-нибудь спит, дарит тебе свои сны, обнимает тебя… Вот и сейчас тебя Зайка обнимает.
- Не расстраивайся, Зайкина подушка.
- Вот, если бы меня Зайка обнимал, - мечтательно вздохнула Зайкина подушка.
- Дай ему немного времени, он подрастет и переберется на свою кровать, будет тебя обнимать.
- Но разве Зайка еще малыш?
- Конечно, маленький малыш!
- Но ведь он уже столько знает и умеет! Он уже большой!
- Будет большой – уйдет в свою кроватку. А что он уже умеет?
- Он умеет быстро бегать! Он умеет высоко прыгать! Он умеет собирать свои игрушки! Он помогает маме на кухне мыть посуду и мести пол!
- Да, и в самом деле большой! Я даже не думала, что он так много умеет, - удивилась Мамина подушка.
- Ему осталось совсем чуть-чуть – научиться спать в своей кроватке…
Зайка заворочался и открыл глазки. Он внимательно посмотрел на подушки. Они молчали. Зайка ласково погладил лапкой мамину подушку:
- Спасибо тебе, я пойду к своей подушке. Ведь я уже совсем большой.
С этими словами Зайка отправился к себе в кроватку. Своя подушка показалась Зайке и мягче и уютнее маминой, Зайка ее нежно обнял.
Таким образом, укладывание ребенка спать - многоэтапный последовательный процесс, который во многом зависит от того, как строились и развивались отношения с ребенком в течение дня, насколько к вечеру удалось погасить дневное возбуждение, успокоиться. А также от спокойствия и душевного равновесия взрослого, укладывающего малыша спать. Даже самая медитативная сказка не окажет на ребенка успокаивающего воздействия, если рассказывается она высоким громким голосом в быстром темпе, как бывает, когда взрослый занят и торопится вернуться к своим делам, или его что-то расстраивает, но он изо всех сил старается этого не показать.
Поэтому к моменту начала отхода ко сну ребенка, взрослому важно успокоиться, выделить время, отведенное этому процессу. По шагам совершить ритуал укладывания, не пропуская этапов, не забегая вперед - получая вместе с ребенком удовольствие от совместно проведенного времени, посвященного путешествию в волшебный мир снов.
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Paen'ka
Школьные годы
Школьные годы

На сайте с 09.11.09
Сообщения: 1075
В дневниках: 27
Откуда: г.Новосибирск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Окт 16, 2013 1:52     Ответить с цитатой

:-)

Последний раз редактировалось: Paen'ka (Чт Окт 24, 2013 13:11), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Логира
Профессор
Профессор


На сайте с 30.03.09
Сообщения: 6267
В дневниках: 760
Откуда: Бердск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Окт 21, 2013 9:22     Ответить с цитатой

АнечЬка

Здравствуйте! интресная информация, обязательно попробую.
Ярослава сразу дает себе установку"Я не хочу спать!". Я говорю, что твои ручки и ножки устали, а глазки уже закрываются. Она не получает удовольствия от сна :-( Её поведение необходимо постоянно контролировать. В основном игры подвижные. Трудно переключить на спокойный лад(книги почитать, порисовать и т.п.). Стукает братика, даже если повода нет. Только сын найдет себе занятие ей тоже самое надо. Опять крик, драка, плачь.Как будто Ярославе нравится, что брат плачет или она доказывает, что сильнее. не понимаю.
На ночь проще уложить спать, а днем намного сложнее. бывает, что и без сна получается, т.к. во время не уснули
_________________
была vredina1902
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
АнечЬка
Семейный консультант
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21877
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Окт 24, 2013 19:22     Ответить с цитатой

Добрый день!

Цитата:
Ярослава сразу дает себе установку"Я не хочу спать!".
Попробуйте согласиться с ней: ты не хочешь спать, а ручки, ножки устали, поэтому... И далее все то ,что вы делаете обычно.

Цитата:
Её поведение необходимо постоянно контролировать.
Расскажите об этом более подробно, что именно Вы делаете для изменения ситуации и ее контроля?

Цитата:
Как будто Ярославе нравится, что брат плачет или она доказывает, что сильнее. не понимаю.
Что Вы чувствуете в такие моменты?
_________________
Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Консультации специалистов » Семейный консультант. Психолог Анна Бердникова
Страница 1 из 1  

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах