Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
ipodzem
Студент
На сайте с 15.09.08 Сообщения: 1385 В дневниках: 1140 Откуда: Омск
|
Добавлено: Ср Апр 08, 2015 12:36 Заголовок сообщения: Речевой негативизм у ребенка |
|
|
Здравствуйте,
Помогите пожалуйста, советом.
Моему сыну 4.5 г. ОНР 1 уровня - в запасе у него несколько десятков слов, остальное звукоподражания. Проходим лечение у невролога, занимаемся у логопеда и дома но результат оооочень медленный.
Проблема в том, что у него нет желания говорить. До 4 лет все попытки его разговорить натыкались на категорический отказ. Занятия с логопедом потихоньку "растормошили" его и начинает помаленьку повторять слова. Но не использует их в речи. То есть за логопедом по слогам повторит, неуверенно и шепотом, но повторит, а в обычной речи по прежнему звукоподражание и тыканье пальцем.
Мне кажется он не хочет говорить, пока не будет уверен, что у него получится. И получается замкнутый круг.
Характер у ребенка довольно сложный - он очень упрямый, своенравный. Тяжело вступает в контакт с посторонними людьми. Но я с ним при этом практически всегда могу договорится. Истерик не закатывает без причины, но отвергает все, что его не устраивает - в садике на мероприятиях садится на стул и отказывается танцевать/петь/играть.
Любит заниматься дома по разным пособиям, любит мероприятия, где не требуется его участия - спектакли, концерты. Игровые мероприятия сабботирует. Отлично ладит со знакомыми детьми, с незнакомыми на контакт не идет.
Подскажите, как "смягчить" его характер, убрать его негативизм? Я вроде не тиран, не деспотирую, если не хочет что-то не делать - не заставляю. Иногда пытаюсь уговорить, иногда "отпускаю". Может что-то пересмотреть в наших отношений, или какие-нибудь есть психологические игры. Может какой-нибудь кружок вроде рисования, где не нужно контактировать, чтобы поднималась самооценка? На танцы ходить отказался, когда я ему предложила. |
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21877 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Пт Апр 10, 2015 19:38 |
|
|
Добрый день!
Что лежит в основе этого диагноза, что послужило причиной?
Цитата: | Проблема в том, что у него нет желания говорить. До 4 лет все попытки его разговорить натыкались на категорический отказ. | Расскажите об этом подробнее. Как именно ребенок демонстрирует свое нежелание говорить? Какие именно предпринимались попытки его разговорить? Какие попытки давали наилучший эффект? В чем он проявлялся?
Цитата: | Мне кажется он не хочет говорить, пока не будет уверен, что у него получится. | Что в действиях и поведении сына подтолкнуло Вас к такому умозаключению?
Цитата: | Но я с ним при этом практически всегда могу договорится | Договориться - это и разговорить в том числе?
Цитата: | Отлично ладит со знакомыми детьми, с незнакомыми на контакт не идет. | Ладит - это делает что? В том числе и говорит? Сколько времени обычно проходит в общении, чтобы человек стал для ребенка своим? Чем имеет смысл заниматься с ребенком, чтобы контакт произошел быстрее?_________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
ipodzem
Студент
На сайте с 15.09.08 Сообщения: 1385 В дневниках: 1140 Откуда: Омск
|
Добавлено: Пт Апр 10, 2015 22:54 |
|
|
Здравствуйте!
Спасибо, что уделили мне время!
АнечЬка писал(а): | Добрый день!
Что лежит в основе этого диагноза, что послужило причиной?
|
В словарном запасе несколько десятков слов (мама, папа, баба, деда, имена близких друзей и родственников, машина, дом... ). Предпочитает выражать свои мысли звукоподражанием и жестами. Вообще диагнозы у нас от каждого врача свои. Еще есть "системное недоразвитие речи. Астено-невротический синдром на органическо-резедуальном фоне" - это от невролога, с которым на контакт Степа не пошел, не давал себя осматривать и совсем не отвечал на вопросы. А ОНР - от логопеда. Раньше стояла у невролога просто задержка речевого развития.
Цитата: |
Цитата: | Проблема в том, что у него нет желания говорить. До 4 лет все попытки его разговорить натыкались на категорический отказ. | Расскажите об этом подробнее. Как именно ребенок демонстрирует свое нежелание говорить? Какие именно предпринимались попытки его разговорить? Какие попытки давали наилучший эффект? В чем он проявлялся? |
Попытки были самые разные. Сначала просто просьбы "скажи", пробовали не понимать его когда что-то просит жестами, стихотворения-загадки, где в конце нужно в рифму ответить. Ребенок чаще всего мотал головой, говорил "у-у" (как "нет") и отворачивался. Если мы его не понимаем - психует, бьет кулаком по столу или топает ногой, если так и не поняли, то уходит. Наилучший эффект дали проговаривание - напевки по слогам: до-до-до-дом, маа-ма-маааа-шина, ба-ба-бааа-тут. Он повторяет сначала напевкой, затем постепенно получается, если язычок в состоянии эти звуки произнести (большей части звуков нет). Но на 1 слово уходит несколько дней с перерывами (перерыв когда вижу, что теряет интерес, устает). Я только недавно открыла этот способ, поэтому немного слов еще получили. Если слово получилось произнести по слогам, потом удалось его закрепить, то оно входит в ежедневное употребление. Если слово не получилось или получилось не похоже, он его самостоятельно не использует, хотя я не говорю что не правильно, говорю "молодец, почти получилось". Вот после нескольких удачных слов с напевок, вроде бы немного начал уходить негативизм, иногда повторяет за мной слова просто так, без просьбы. Вчера сказала ему "три сыр" (имея в виду тереть на терке). Он повторил "ти фыл" и удивленно спросил "ти?" и показал три пальца - то есть понял как число.
Цитата: |
Цитата: | Мне кажется он не хочет говорить, пока не будет уверен, что у него получится. | Что в действиях и поведении сына подтолкнуло Вас к такому умозаключению? |
Он использует в речи только слова, которые у него получились - его понимают. Иногда проскальзывает что-то, что я не смогла понять - больше он это слово не использует. Также со всеми действиями - пошел он сам только тогда, когда смог ходить уверенно, у него не было самостоятельных осторожных шажочков с падениями, долго ходил с поддержкой и отказывался от самостоятельных шагов, а потом сразу уверенно побежал сам. Раскрашивание, лазанье по разным лесенкам - только тогда, когда он уверен в результате, при неудачах надолго отворачивается. Я не стыжу, не заставляю - не хочешь как хочешь. Периодически только предлагаю попробовать.
Цитата: |
Цитата: | Но я с ним при этом практически всегда могу договорится | Договориться - это и разговорить в том числе?
|
Нет, договориться я имею в виду - не покупать что-то не нужное в магазине, пойти к врачу, которого он боится и т.д. Разговорить получается только напевками и то не всегда. И это не путем договора, а просто как игра, под настроение.
Цитата: | Цитата: | Отлично ладит со знакомыми детьми, с незнакомыми на контакт не идет. | Ладит - это делает что? В том числе и говорит? Сколько времени обычно проходит в общении, чтобы человек стал для ребенка своим? Чем имеет смысл заниматься с ребенком, чтобы контакт произошел быстрее? |
Да, ладит - это в том числе и говорит. С близкими ребятишками он гоняет по дому, играет в разные игры, эмоционально "лопочет". Я не могу выразить те звуки, которые он издает в играх, с помощью букв)) Близким он может что-то рассказывать на смеси жестов, звукоподражаний с редкой примесью слов.
Через 2-3 встречи обычно он перестает прятаться от нового человека, но радости от контакта не высказывает. С логопедом не меньше месяца при занятиях 2 раза в неделю устанавливал контакт, чтобы идти на занятия, а не прятаться за моей спиной и делать что говорит педагог. Я не нашла к нему однозначного подхода, чтобы контакт был быстрее. В половине случаев срабатывает длительное проговаривание, что этот дядя/тетя хорошие и описание кто эти люди, зачем мы с ними общаемся (или зачем нужен этот врач). Но это не всегда работает. А без подготовки, чтобы человек что-то сделал и Степа пошел на контакт сам - такого я не припоминаю.
Я понимаю, что в нашем случае решение - это долгая кропотливая работа, но вот кажется мне, что ему мешает то ли неуверенность, то ли еще что. И логопед говорит, что очень силен негативизм и чувствуется какой-то блок. Кажется вот помочь преодолеть блок и прорвет - заговорит. И я боюсь переусердствовать с нашими напевочками - такое хрупкое это движение вперед, боюсь что слишком много затребую и опять замкнется. |
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21877 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Вт Апр 14, 2015 10:47 |
|
|
Добрый день!
Цитата: | И логопед говорит, что очень силен негативизм и чувствуется какой-то блок. Кажется вот помочь преодолеть блок и прорвет - заговорит. | Это означает, что артикуляционный аппарат ребенка готов к речевой нагрузке?
Вполне возможно, что ребенок уже подустал от того, что его все вокруг интенсивно побуждают к речевым действиям, предлагаю немного сместить акценты занятия и в то же время проолжить работу над звукопроизношением.
Предлагаем вашему вниманию элементы вышеуказанных техник и методик. Они достаточно просты в применении и родители легко могут научиться проводить данные упражнения с детьми ежедневно в домашних условиях.
Привожу несколько упражнений, в которые предлагаю поиграть. Вы играете, весело проводите время, ребенок расслабляется, возможно в какой-то момент ощущает желание говорить. К тому же сейчас скорее всего есть некая двойственность в происходящем: с мамой хорошо, но когда у мамы есть время со мной заниматься - это всегда речь! Такие игры позволят пошатнуть устоявшийся шаблон.
Психогимнастика
Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
«Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание - вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
«Холодно - жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
Дыхательная гимнастика
Цель - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м - м - м -м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г - м - м - м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
«Полет самолета»
Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.
Мимические упражнения.
Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем
расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в
течение одной минуты.
Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.
Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать).
Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) - расслабление.
Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога).
Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.
Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться
Оскалить зубы - расслабить щеки и рот.
Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.
Цель этих упражнений - усилить мышечное чувство лица.
В процессе занятий родители могут видоизменять те или иные упражнения, добавлять свои собственные, вносить элементы игры. С этой целью, в качестве примера, можно воспользоваться и ролевой гимнастики В. Леви, например:
Посидеть как: пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе, наездник на лошади, преступник на скамье подсудимых и т. д.
Походить как: младенец, глубокий старик, лев, пьяный, горилла, артист на сцене и т. д.
Улыбнуться как: кот на солнышке, собака своему хозяину, само солнышко и т. д.
Попрыгать как: кузнечик, козел, кенгуру и т. д._________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
ipodzem
Студент
На сайте с 15.09.08 Сообщения: 1385 В дневниках: 1140 Откуда: Омск
|
Добавлено: Ср Апр 15, 2015 1:11 |
|
|
АнечЬка
Спасибо большое! Последую Вашим советам |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|