Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Здравствуйте. У меня образовалась проблема в общении с ребенком.
Я мать-одиночка. Дочери 5 лет. С ее отцом расстались до рождения дочери. То есть с отцом она никогда не виделась. В 2,5-3 года начались вопросы об отце. Я отвечала, что папа живет в другом городе, у него много работы, не может приехать.
В прошлом году отец разбился в ДТП. После очередных распросов об отце, когда папа приедет, почему он не забирает меня из садика, я сказала дочери, что папа не сможет больше никогда приехать, он умер...
Этой новостью доча сразу поделилась со всеми друзьми и родственниками. На некоторое время мне казалось, что проблема "ушла", но сейчас стало еще хуже. Почти каждый вечер мы ложимся спать чуть ли не со слезами - я скучаю по папочке, я люблю папочку, я так хочу его увидеть... Нафантазировала, что папа ей дарил игрушки, конфеты и т.д. Хотя ничего такого не было, и не могло быть как Вы понимаете.
Не знаю как вести себя с ребенком, что ей говорить.
Сейчас у нас появилась новая мания - если человек из постоянного круга общения, некоторое время не появляется в поле зрения, или кто-то заболел, то доча делает вывод, что он умер. Меня это пугает.
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21877 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавлено: Ср Июн 17, 2015 18:35
Добрый день!
Очень похоже, что в ходе знакомства с понятием смерти дочь его изрядно романтизировала.
Вы верующий человек?
В каких отношениях Вы сами находитесь с понятием смерти? Как для себя объясняете?
Я задаю эти вопросы потому, что Вам объяснить ребенку происходящее будет проще, опираясь не на абстрактные объяснения абстрактных вещей, а на собственные убеждения и представления.Попробуйте дать максимально развернутые ответы на мои вопросы. На их основе мы с Вами составим тезисы для разговора с ребенком.
_________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
На сайте с 28.10.10 Сообщения: 3094 В дневниках: 1 Откуда: г. Новосибирск
Добавлено: Чт Июн 18, 2015 11:01
АнечЬка
Спасибо, что откликнулись.
По поводу верующий ли я человек сложно ответить однозначно. Современная церковь трактует подобную веру как "верующий по необходимости", т.е. мы с дочерью крещеные, но в церковь ходим не часто, раза 3 в год.
Не могу сказать, что я философски отношусь к смерти. Хотя, говорю, и пытаюсь себя убедить, что человек перешел в другой мир, лучший мир, но сердцем это до конца не принимаю, особенно если уходит близкий человек. Яркий пример - моего дедушки нет уже 12 лет, я до сих пор не могу с этим смирится. Вот и сейчас пишу, а самой слезы на глазах. Мне очень не хватает его... Видимо я до сих пор не могу его отпустить.
Скрытый текст:
к слову сказать, известие о том, что у меня будет ребенок "принес" дедушка. Я долго не могла забеременеть, потеряла уже всякую надежду. И вот однажды мне приснился дедушка, который принес мне новорожденного малыша. На следующий день сон подтвердился. Это так, лирическое отступление.
Дочери про ее отца говорю, что папа ушел к богу, он сейчас живет на облаке, и смотрит сверху на тебя, гордится твоими успехами, и огорчается, когда плохо себя ведешь...
Я только сейчас поняла, что описала Вам две проблемы - проблему смерти, и проблему безотцовства. И вторая меня больше "напрягает". Поскольку ребенок никогда не видел отца, не общался с ним, но постоянно спрашивает, скучает. Может быть я как-то не правильно веду себя с ней. Может быть сразу не нужно было говорить, что папа ее любит. Т.е. сначала идеализировала образ отца, а теперь пытаюсь его вычеркнуть из ее жизни. Я прекрасно понимаю, что ребенку нужна полная семья и мама и папа, но пока не могу дать ей нового папу. (Похоже вырисовывается и третья проблема )
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21877 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавлено: Пт Июн 19, 2015 15:02
Добрый день!
Давайте будем решать проблемы по порядку. Начнем со смерти. Дочь сейчас находится в возрасте знакомства с этим понятием. Ее знакомство осложняется смертью папы, поэтому основная задача сейчас сделать этот процесс максимально мягким и безопасным. Предлагаю использовать для этой цели сказку психолога И.Гавриловой про капельку.
Эта история началась летом. Как-то раз, после жаркого солнечного дня, наступил теплый летний вечер, и все цветочки на полянке сложили вместе свои лепесточки и уснули. И протекавшая рядом речка, казалось, тоже решила вздремнуть - она журчала тихо-тихо, и даже громогласные лягушки и звонкие сверчки - эти ночные певцы - квакали и стрекотали тихо, просто наполняя влажный воздух ровным звуком. На полянку и речушку опустился туман. Спокойствие и умиротворение царило на земле, давая возможность отдохнуть и набраться сил всем, кто лег спать. Луна призрачно просвечивала бледно-желтым светом сквозь влажную пелену тумана. Ее контуры были расплывчаты и обманчивы. Спать…. Спать…. - вдыхала ночь.
Затем настало утро. Первые радостные лучики солнца разорвали туманную завесу, и туман начал таять, оседая ни листве, траве и в чашечках цветов капельками росы. Так в одном из цветочков родилась Капелька. Она перекатывалась в серединке цветочка, с любопытством смотрела вниз на землю сквозь лепестки и смеялась, радостно звеня. И цветочек тоже смеялся - ему очень нравилось, что в его серединке блестит Капелька.
Солнце поднималось выше и грело все сильнее. Становилось жарко.
- Как красиво я сияю в солнечных лучах, - радовалась Капелька.
- Спрячься от солнца, а то ты погибнешь, - волновался цветочек - солнышко высушит тебя и ты исчезнешь!
Капелька не послушалась. Солнечный лучик попал на Капельку, она становилась все меньше и, наконец, исчезла.
- Моя капелька пропала, она умерла! - расстроился цветочек. И все другие капельки, которые были в других цветочках, испуганно зазвенели: “Умерла!.. Умерла!..”
А Капелька и не умерла вовсе. Она превратилась в пар. Просто другие капельки не знали этого и не узнают, пока сами не превратятся в пар. И вот наша капелька в виде маленького туманного облачка поднималась на небо. А рядом с ней поднимались другие облачки, которые тоже когда-то были капельками. Чем выше они поднимались, тем становилось холоднее, и туманные облачка теснее прижимались друг к другу, чтобы согреться. В результате из них получилось большое облако. А капелек-облачков становилось все больше и больше. И в конце концов на небе родилась большая грозовая туча.
Подул ветерок, и туча загородила собой солнце. “Что происходит, что с нами будет?” - волновалась наша Капелька и другие капельки-облачки вместе с ней. Стало совсем холодно, и Капелька вдруг увидела, что другие туманные облачка опять превращаются в капельки! Те, которые были тяжелей, стали протекать сквозь тучу, отрывались от нее и падали вниз, на землю. Капелька почувствовала, что она тоже становится просто капелькой, становится тяжелей и тяжелей… “Мне страшно! Я погибну!” - испуганно закричала Капелька и тоже оторвалась от тучи. “Они умерли…умерли…”- испуганно шептали оставшиеся капельки, из последних сил держась за тучу. “Я умираю”, - говорила туча, и становились все меньше и меньше, рассыпаясь капельками дождя.
А наша Капелька летела по воздуху на землю вместе с другими оторвавшимися капельками и слушала их разговоры. “Кап, кап, кап, - говорили капельки - мы дождинки, мы делаем дождик!” “Это приятно - быть дождинкой, и совсем не страшно!” - радостно подумала Капелька, и в груди ее поднимался вихрь восторга. Но долго радоваться ей не пришлось - она звонко шлепнулась на землю. “Ой!” - вскрикнула она. “Надо говорить кап!” - поправила ее другая капля. Кап-кап-кап… приземлялись рядом другие капельки. Их становилось все больше, больше -и на земле родился ручеек. “Мы сделали свой ручеек!” - радовались капельки. Они бежали наперегонки, толкались и смеялись, и Капелька бежала и смеялась вместе с ними. И ручеек бежал по земле и звонко журчал… Пока не влился в речку. Умер? Нет! Много-много ручейков сливаются вместе в один поток, и так рождается речка. И одной из капелек воды в этой речке была наша Капелька. Она солидно и серьезно текла в общем потоке с другими капельками - ведь в речке не положено бежать и толкаться, как в ручье. И она ощущала собственную важность в этом общем процессе и очень собой гордилась. И солнышко светило на речку своими горячими лучами.
И так случилось, что Капелька опять попала под солнечный лучик, испарилась и превратилась в облачко пара. “Умерла…Умерла!…” - испуганно шептали другие капельки в речке. Но мы-то с тобой уже знаем, что она не умерла, а просто перешла в другое состояние. И она с радостью проделала уже знакомый ей путь без тени страха или сомнения. С такими же испарившимися капельками они опять создали тучку и вновь пролились дождиком на землю.
Капелька летела вниз с другими дождинками и собиралась вновь бежать ручейком и веселиться, но вдруг почувствовала, что шлепнулась на землю и провалилась под землю. “Ой!” - испугалась капелька, а другие капельки, которые не протекли под землю и образовали ручеек, испуганно зазвенели: “Умерла…Умерла!…” Ведь Капельки уже не было с ними и они не знали, что с ней стало, во что она превратится… Как часто незнание порождает страх!
А Капелька протекла глубоко под землю. Там было темно, много корней от растений и деревьев и течь было очень неудобно. Поэтому она остановилась и стала ждать - что будет. И вдруг Капелька почувствовала, что ее кто-то пьет. Она оглянулась - и увидела тоненький корешок, который прикоснулся к ней и тихонько выпивал ее водичку. “Ее пьют, она умирает…”- говорили друг другу другие застрявшие в земле капельки. А корешок выпил капельку до конца, и она побежала по стебельку растения, став его соком. “Вот это да! - удивилась Капелька. - Я теперь цветочек!” Да, Капелька стала теперь жить внутри цветочка. Горделивое спокойствие поселилось в ее сердечке - она стала частью прекрасного создания природы. Так она провела все лето. Настала осень. Цветочек стал увядать, его мочили дожди, трепал холодный осенний ветер. Цветочек лег на землю, и Капелька снова вернулась в землю. Она приготовилась вновь сидеть и скучать в земле, и ждать, когда ее выпьет какой-нибудь цветок или деревце, но дожди размочили землю, в ней собралось очень много капелек. Все вместе они опускались все глубже и глубже, и, в конце концов, родили под землей свой собственный подземный ручеек. Так Капелька узнала, что бывают подземные ручейки и даже подземные речки. Капелька много путешествовала под землей, перетекая из одной подземной речки в другую. Она узнала, что бывают подземные пещеры и даже подземные озера в этих пещерах.
Но однажды подземная речка вынесла Капельку на поверхность земли. Последние осенние лучи солнца погладили Капельку и она вновь испарилась и поднялась в тучку. На этот раз Капелька долго путешествовала в тучке по небу. А на земле в это время наступила зима. И вот однажды Капелька вновь почувствовала в своей тучке, что она становится тяжелой. Она сползла на край тучи и бесстрашно спрыгнула вниз. “Да здравствует дождик! Ура!” - закричала она. Но когда она полетела вниз, то почувствовала, как ей холодно. Капелька так замерзла, что сжалась и даже ощетинилась от холода - и стала снежинкой. И другие капельки вокруг тоже стали снежинками. Они стали легкими и кружились и порхали в воздухе, водя хороводы. “Какие мы стали красивые! Мы снежинки!!” - восторженно шептались они, медленно оседая на землю. А те капельки, которые еще остались на тучке и видели, как дождинки превратились в снежинки, со страхом шептали друг другу: “Посмотрите, что с ними стало, они, наверное, умерли!!!”
Наша Капелька-снежинка упала на крышу дома, который стоял на берегу реки. Той самой реки, в которой когда-то плавала Капелька. И Капельке захотелось похвалиться речке, какая она теперь красивая снежинка. Поэтому Капелька-снежинка подползла с попутным ветерком к краю крыши и взглянула вниз, туда, где протекала река. Но, о, ужас! Что стало с речкой?! Она не текла, как прежде, медленно и величаво, перетекая миллионами капелек. Она застыла, как стекло, скованная льдом. “ Наша речка умерла!” - шептались капельки-снежинки на крыше. Капелька готова была расплакаться, и остальные снежинки тоже. И когда лучик холодного зимнего солнышка коснулся снежинок, они все-таки заплакали и начали таять, вновь превращаясь в воду и стекая с крыши. Но была зима, было холодно, и они снова замерзли, застыли большой сосулькой, свесившейся с крыши. “Надо же, мы теперь, как наша речка!” - думали капельки-льдинки. Им очень хотелось обсудить между собой такое новое превращение - но ни говорить, ни шевелиться в сосульке они не могли. Им оставалось только молча удивляться и с любопытством наблюдать за тем, что происходит вокруг, вбирая в себя новый опыт.
Так и провисела сосулькой наша Капелька вместе с другими до самой весны. А весной солнышко нагрело сосульку и растопило ее. И капельки из сосульки весело закапали на землю, собираясь в ручейки. А ручейки бежали к реке. “Нам придется делать новую речку, ведь наша речка умерла” - говорили капельки в ручейках. Но речка тоже проснулась, ласково согретая весенним солнышком. Лед растаял, и соскучившаяся по движению река бурливо побежала меж берегов, принимая в себя все сбегавшиеся к ней ручейки. Дважды в год менялась речка, вся целиком превращаясь в лед зимой и в воду весной. Ей и не надо было испытывать так много чудесных превращений, которые постоянно происходили с Капелькой - у речки были совсем другие задачи в жизни, скучать ей было некогда. А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” - удивлялась наша Капелька. - “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!”
Наступило лето. И снова потянулись ленивые жаркие дни. Вода в реке нагрелась, стала теплой. Было так жарко, что даже ночью, когда солнышко уходило спать и убирало свои горячие лучики, вода не остывала. И однажды ночью Капелька почувствовала, что ей слишком жарко и она не может больше быть в речке, ей хочется вырваться. И она вырвалась, превратившись в маленькое облачко пара. “Умерла…Умерла!…”- испуганно шептали ее юные соседки- капельки в реке. Но Капелька-то уже знала, что меняя свое состояние, она не умирает, а продолжает жить - в виде капли дождя, в виде снежинки, в виде сосульки, в виде облака или тучи. И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно!
А над рекой собирался влажный туман, закрывая от лягушек и стрекочущих цикад бледно-золотистое свечение луны. И Капелька была частью этого тумана. Она висела в воздухе туманным облачком, чтобы на утро проснуться капелькой росы в чашечке цветка. “Я уже была туманом…” - сквозь сон подумала Капелька.
Лениво квакали в ночной тиши лягушки и тихо-тихо журчала речка…
“Спать… Спать…. Спать….” - вздыхала ночь.
Проект психотерапевтической метафоры “Капелька”
Тема: страх смерти
Цель: не надо бояться того, чего не знаешь.
Собирательный образ: капля воды; круговорот воды в природе.
Встроенный контекст: Капелька уходит в другое состояние. Те,кто в этом состоянии остается, считают, что для них Капелька умерла. (Снежинка для капель воды).
Внушение: Смерти нет, меняется только состояние. Чтобы изменить состояние - надо покинуть тех, кто состояние менять не хочет.
Встроенные внушения: спокойствие;
уверенность в том, что все, что происходит - должно происходить;
смена состояний может приносить радость и удовольствие.
Эту сказку можно читать или рассказывать дочери на ночь.
Как только будете готовы, можно переходить к решению других задач, которые Вы обозначаете.
_________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
На сайте с 28.10.10 Сообщения: 3094 В дневниках: 1 Откуда: г. Новосибирск
Добавлено: Пн Июн 22, 2015 10:09
АнечЬка
Спасибо, большое.
Прочитали два раза на ночь. Первый вечер уснула почти в самом начале повествования...
А способен ли ребенок в этом возрасте сам провести аналогии смерти и перерождении капельки? Или все-таки лучше это проговорить дополнительно?
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21877 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавлено: Пн Июн 22, 2015 17:14
Добрый день!
Цитата:
Первый вечер уснула почти в самом начале повествования...
Вот и хорошо - успокоился человек, расслабился и уснул.
Нет, дополнительную разъяснительную работу проводить не нужно. Сказка мягко и экологично контактирует напрямую с подсознательным ребенка, успокаивая его. На сознательном уровне, вслух, этого делать не нужно.
Просто читайте сказку и отвечайте на вопросы, если они будут возникать - проводить аналогии не нужно. Ребенок сам это сделает.
_________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
На сайте с 28.10.10 Сообщения: 3094 В дневниках: 1 Откуда: г. Новосибирск
Добавлено: Пн Июл 13, 2015 12:32
АнечЬка
Доброго времени суток.
Несколько раз прочитали сказку, потом все-таки поговорили на тему смерти, инициатором выступила доча. Не могу сказать, что координально изменилось отношение к этому вопросу. На мой взгляд примерно также и воспринимала раньше - если человек умер - он сейчас живет на облаке... Только что не стала живых "записывать" в умершие...
Но проблема с папой остается. Чуть ли не каждый день поднимает эту тему. Какой был мой папа? какие у него глаза, уши.... Он меня либил/любит и т.д. При этом задает эти вопросы только когда остается наедине с кем-нибудь - со мной, с бабушкой, т.е. тема для нее достаточно личная, интимная (если можно так сказать), не для широкого обсуждения.
И еще замечаю, что со временем еще больше привязывается ко мне. (с одной стороны это хорошо, с другой стороны это меня не много настораживает) Привязанность выражается в том, что спит дочь только со мной, при чем утром стоит только пошевелиться, сразу подскакивает, не важно 5 часов утра, или 9. Раньше я могла уезжать в командировки от 2 до 5 дней, доча оставалась с бабушкой, сейчас я даже не представляю себе этого. Она даже если на дачу едет без меня после обеда уже начинает капризничать, что очень соскучилась по маме. Очень любит бабушку, дедушку, сестренку (которая живет с баубшкой и дедушкой), весь день может играть, но как вечер - в слезы - где моя момочка?!? Уговаривать, отвлекать, менять тему бесполезно.
Может быть это конечно для этого возраста и нормально, и я просто сгущаю краски.
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21877 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавлено: Пн Июл 13, 2015 17:58
Добрый день!
Цитата:
Чуть ли не каждый день поднимает эту тему. Какой был мой папа? какие у него глаза, уши.... Он меня либил/любит и т.д. При этом задает эти вопросы только когда остается наедине с кем-нибудь - со мной, с бабушкой, т.е. тема для нее достаточно личная, интимная (если можно так сказать), не для широкого обсуждения.
Можно ли сказать, что для дочери разговор о папе - это разговор о том, что ее любят? В данном конкретном случае, ее любит волшебный загадочный человек, которого она ни разу не видела, о котором можно бесконечно фантазировать.
На какие еще душевные темы у Вас с дочерью происходят разговоры, предполагающие хотя бы близкий, схожий уровень интимности?
На фоне каких событий дня, какого состояния, настроения, дочь обычно начинает такие разговоры?
Есть ли состояние\настроение, в котором дочь никогда не заводит таких разговоров?
Чем такие разговоры с Вами отличаются от разговоров о папе с бабушкой?
Попробуйте оценить качественные изменения в общении с дочерью: как меняется время, которое Вы проводите вместе; как меняются дела ,которыми Вы занимаетесь вместе? Становится ли в Вашем общении больше дел ,которые нравятся Вам обеим? Или Вы вынуждены все больше работать и все меньше проводить времени с дочерью, и она по-своему это пытается регулировать?
_________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
На сайте с 28.10.10 Сообщения: 3094 В дневниках: 1 Откуда: г. Новосибирск
Добавлено: Вт Июл 14, 2015 17:28
Добрый день!
Не ответила сразу, потому что обдумывала Ваши вопросы...
Код:
Можно ли сказать, что для дочери разговор о папе - это разговор о том, что ее любят?
Я бы так не сказала. Она у нас вообще любимый ребенок, при чём всей семьей в широком смысле - бабушки, дедушка,тети, дяди, сестры, брат и т.д. Я не могу сказать, что у нее недостаток любви есть...
Код:
На какие еще душевные темы у Вас с дочерью происходят разговоры, предполагающие хотя бы близкий, схожий уровень интимности?
Похоже это единственная тема. Во всяком случае по моим ощущениям.
Код:
На фоне каких событий дня, какого состояния, настроения, дочь обычно начинает такие разговоры?
Есть ли состояние\настроение, в котором дочь никогда не заводит таких разговоров?
Обычно со мной такие разговоры доча начинает когда собираемся спать. Был период, но непродолжительный, когда в садике спрашивала - когда папа придет за ней. Но эта ситуация понятна. У нас в группе как-то так сложилось, что деток забирают в основном папы-дедушки-братья. Она видит, и у нее возникает вопрос... Возможно (я говорю возможно потому, что не уверена в этом на 100 %) такая тема возникает если читаем книгу, в которой полная семья, или ребенок и папа; или смотрим кино/мультики в которых папа играет с ребенком; или просто у дочи "обнимательное" настроение... А чаще всего, когда играет или с куклами (типа барби - у нее есть парни и девушки и дети, т.е. полные семьи) или с семейками зверушек.
Не помню, чтобы спрашивала про отца при ком-либо, особенно при посторонних. Если "тяжелый" или насыщенный день выдался, т.е. если устала в садике, нагулялась, наигралась и т.п.
Все-таки чаще всего тема про папу заходит когда у нас спокойное, можно сказать лирическое настроение. Хочется понежиться, поластиться...
Код:
Попробуйте оценить качественные изменения в общении с дочерью: как меняется время, которое Вы проводите вместе; как меняются дела ,которыми Вы занимаетесь вместе? Становится ли в Вашем общении больше дел ,которые нравятся Вам обеим? Или Вы вынуждены все больше работать и все меньше проводить времени с дочерью, и она по-своему это пытается регулировать?
Вот тут Вы здорово подметили - я все больше работаю и все меньше времени уделяю ребенку. Утром до садика пока завтракаем мультики по телевизору, вечером после садика - телевизор. Я постоянно ловлю себя на том, что даже когда я дома мы с дочерью находимся в разных комнатах. Она в своей комнате играет, или смотрит телевизор, а я на кухне готовлю, глажу, или убираюсь. Она у меня немного инфальтильна в плане развития, но девочка очень активная. Поговорить с ней очень сложно, особенно если эту тему начала не она, и ей тема не слишком интересна. В ответ чаще можно получить односложные ответы - да, нет, не думаю... Что касается совместного времяпровождения дома это просто посидеть рядом, обнявшись. Поиграть в какую-то игру не всегда уговоришь, если только в ролевую - семья, доктор. Вместе можем долго лепить, но при этом каждый свое. Вообще любое вторжение в ее творчество не допустимо. Не важно, что вода желтая, а снеговик зеленый - она так видит...
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21877 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавлено: Ср Июл 15, 2015 19:06
Добрый день!
Цитата:
Похоже это единственная тема. Во всяком случае по моим ощущениям.
Тогда, получается, что, чтобы побыть в близких отношениях с мамой, надо поговорить о смерти? Есть еще душевные темы, на которые Вы пока не говорите, но могли бы?
Цитата:
Обычно со мной такие разговоры доча начинает когда собираемся спать.
Это вполне логичный подходящий момент для такого разговора: в момент перехода от бодрствованию (сон как маленькая смерть). Я предлагаю в процессе укладывания прежде, чем ребенок начнет говорить о смерти, предлагать свою приятную тему для разговоров. Как только дочь поймет, что в тесном душевном контакте с Вами можно быть без разговоров о смерти, есть к этому другие пути, думаю, она с удовольствием откликнется.
Цитата:
Я постоянно ловлю себя на том, что даже когда я дома мы с дочерью находимся в разных комнатах.
Цитата:
особенно если эту тему начала не она, и ей тема не слишком интересна.
Цитата:
Поиграть в какую-то игру не всегда уговоришь,
Получается, что Вы не особенно-то и нужны. А "привязываться к Вам", удерживать Вас дочь начинает ровно в тот момент, когда Вы собираетесь уходить?
_________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
На сайте с 28.10.10 Сообщения: 3094 В дневниках: 1 Откуда: г. Новосибирск
Добавлено: Чт Июл 16, 2015 15:30
АнечЬка
Добрый день.
У меня создалось впечатление, что мы немножко запутались... Меня беспокоит то, что ребенок, который никогда не знал отца постоянно о нем говорит, обсуждает его. А не проблема в том, что ребенок как-то не так воспринимает проблему смерти...
На самом деле у нас есть разные "душевные" темы, но они не такие "навязчивые", т.е. поговорили, обсудили и забыли. А про папу - это тема которая "не отпускает" уже довольно таки долго, второй год с разной интенсивностью обсуждаем...
Код:
Получается, что Вы не особенно-то и нужны. А "привязываться к Вам", удерживать Вас дочь начинает ровно в тот момент, когда Вы собираетесь уходить?
Мы можем не сидеть рядом, не заниматься каким-то делом вместе, но я для дочери должна быть рядом, в постоянном поле зрения, чтобы можно было подбежать, обняться, сказать что любит, что соскучилась (хотя до этого просто играла в другой комнате).
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21877 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавлено: Вс Июл 26, 2015 15:51
Добрый день!
Цитата:
Меня беспокоит то, что ребенок, который никогда не знал отца постоянно о нем говорит, обсуждает его.
Мы с Вами обсудили несколько предположений, с чем это может быть связано.
1. Окружающие жалеют ребенка, у которого умер отец, и получается, невольно возвращают его к этой теме.
2. Поговорить о папе - возможность поговорить о любви к себе для ребенка.
3. Поговорить о папе - оказаться с мамой в душевном контакте.
У Вас есть еще предположения на эту тему?
Еще вариант, которого мы не обсуждали. Вы говорите о том, что дочь (5.5 лет) уже второй год обсуждает эту тему. Итак, ребенок четырех лет по своей собственной инициативе снова и снова затрагивает болезненную тему утраты без какой-либо инициативы взрослого - штука довольно маловероятная. Поэтому я бы предложила обратиться к Вашему собственному восприятию смерти отца дочери - что она для Вас значит, и что из этого значения для Вас Вы транслируете дочери, потому что это что-то удерживает ее в теме. Поясню на примере: скажем, Вам представляется важным донести до дочери момент ее обоюдной Вашей с ее отцом желанности, сказать об этом, минуя факт смерти отца невозможно. Поэтому тема смерти всякий раз оказывается затронута.
_________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах