Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Belka_me
Детский сад
На сайте с 25.08.08 Сообщения: 232
|
Добавлено: Вт Июл 14, 2015 11:18 Заголовок сообщения: "Забывчивый" ребенок, ленивый или упрямый? |
|
|
Здравствуйте, Анна!
Хотела бы обратиться к Вам с довольно многогранной проблемой, которую даже не знаю, с какой стороны начать описывать...
Моей дочери недавно исполнилось 9 лет, осенью она пойдет в третий класс. Когда мы только собирались в школу, разные люди - невропатолог, окулист, логопед, воспитатель в детском саду - задавали нам один и тот же вопрос: "Как же вы будете учиться в школе?" Посоветовали обратиться к психологу, основная проблема была обозначена как застенчивость. То есть ребенок молчал, отказывался отвечать на вопросы. Она молчала на занятиях в детском саду, томительно ожидая, пока эти занятия кончатся и совершенно не желая в них участвовать, просто "отключаясь" (и, соответственно, ничего не вынося с этих занятий, хотя воспитатель - я знаю - очень хороший, и дочка ее на самом деле сильно любила). Упорно молчала у логопеда, с тоской оглядываясь и явно ожидая, что кто-то другой (мама, бабушка) подскажет ответ. Молчала в кабинете окулиста, когда ее спрашивали, какие буквы она видит (хотя буквы точно знала) или хотя бы какие картинки (ну тут-то уж как не сказать?). Молчала у невропатолога, которая спрашивала, сколько ей лет и где она живет (хотя ребенку в ее возрасте положено знать такие вещи). Когда я спрашивала ее, почему она молчит, отвечала обычно: "Не знаю" или "Забыла".
Я могу предположить, что у нее действительно не очень хорошая память и что она небыстро соображает, т. к. есть признаки хронической гипоксии мозга, но два года обучения в школе показали, что она может нормально учиться, справляется с требованиями и вполне нормально может отвечать на уроках, хотя очень тихо и очень редко. Год закончила со четверками, т. е. о плохой успеваемости говорить не приходится.
И тем не менее проблема остается: "Не знаю", "Забыла" и т. д. и т. п. И отнюдь не только в связи с учебой. Пример: "Маша, прибери одежду" - ноль реакции; просьба повторяется раз пять, в последний раз уже на повышенных тонах, но до этого она четыре раза "забыла", а на пятый раз уже просто откровенно саботирует: сидит неподвижно, глаза наливаются слезами, включается "сирена" в виде громкого отчаянного крика, и все - ребенок уже невменяем, а просьба так и остается невыполненной...
И я все чаще думаю о том, что "застенчивость" была не застенчивостью, а просто упорным игнорированием требований, выполнять которые не хотелось. По поводу "застенчивости" мы, кстати, все лето ходили в центр "Коралл", работали с психологом, вроде как застенчивость преодолели немного, но опять же, я вижу, что дело не в ней и даже не в пресловутой "забывчивости".
Ну вот еще один свежий пример: за лето нужно выучить таблицу умножения. Мы с мужем регулярно напоминаем об этом, ребенок с такой же регулярностью "забывает" об этом. Когда напоминаем слишком настойчиво - начинает плакать, жалуется, что она не может ничего запомнить, потому что не может и потому что у нее испортилось настроение из-за того, что ее заставляют учить таблицу умножения... В общем, замкнутый круг. Папа забрал у нее мобильный телефон со всеми "игрушками", которые способствовали регулярному "забыванию", сказал, что вернет, когда таблица будет выучена. Таблица не учится, ребенок "забыл", почему папа забрал телефон и уже три раза спрашивал, когда телефон вернут. Мы уже три раза объясняли, что нужно сделать, чтобы получить телефон обратно. Результата - ноль...
Как вырваться из этого замкнутого круга? Что делать, чтобы ребенок не "забывал" делать уроки, наводить порядок и выполнять требования взрослых? Как сделать это, не прибегая к жестким мерам, крикам, угрозам, наказаниям? Сколько раз напоминать? И имеет ли смысл напоминать? С какой стороны вообще подойти к этой проблеме?
Мне кажется, моя дочь просто не хочет взрослеть, предпочитая детсадовскую безмятежность и безответственность... Но ведь инфантильность не может длиться вечно.
Последний раз редактировалось: Belka_me (Ср Июл 15, 2015 5:08), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21877 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Вт Июл 14, 2015 20:37 |
|
|
Добрый день!
Судя по линеечкам в профиле Ваша девятилетняя девочка - средний ребенок, верно?
Страдала ли застенчивостью и забывчивостью Ваша старшая девочка?
Была ли средняя девочка также забывчива до рождения малышки?
Бывают ли такие обстоятельства, когда дочь демонстрирует собранность и полное отсутствие забывчивости? Например, быстро собирается в интересное место, ничего при этом не забыв взять или надеть?
С какими последствия своей забывчивости ребенок сталкивается на регулярной основе? Ваше испорченное настроение и отчитывание предлагаю пока оставить за скобками?
Какие сферы жизни девочка выделяет для себя как наиболее значимые? Например, ребенок любит рисовать или играть с подругами возле дома. Как обстоит дело с забывчивостью в них?
Цитата: | на пятый раз уже просто откровенно саботирует: сидит неподвижно, глаза наливаются слезами, включается "сирена" в виде громкого отчаянного крика, и все - ребенок уже невменяем, а просьба так и остается невыполненной... | Чем обычно завершаются такие ситуации? Что говорят и делают взрослые, чтобы успокоить ребенка? Что говорят и делают, когда девочка успокаивается? Такие ситуации бывают только дома? Случаются ли они в школе?
Цитата: | Мне кажется, моя дочь просто не хочет взрослеть, предпочитая детсадовскую безмятежность и безответственность... | Расскажите более развернуто, что побуждает Вас делать такой вывод._________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
Belka_me
Детский сад
На сайте с 25.08.08 Сообщения: 232
|
Добавлено: Вт Июл 14, 2015 22:07 |
|
|
Да, Вы правы, речь идет о средней дочери
Старшая была (да и сейчас остается) гораздо более застенчивой, сдержанной в контактах с окружающими. Средняя гораздо эмоциональнее, в комфортной обстановке смело выражает свои симпатии, любит всех смешить, веселиться и даже беситься, если обстановка позволяет. При этом меня поразило, что в детском саду в свое время старшая освоилась гораздо быстрее, легко расставалась со мной по утрам и сразу же бежала играть, порой даже не обернувшись ко мне на прощание. Средняя же весь первый год, по словам воспитательницы, просидела на диванчике сложив руки на коленях с тоской в глазах, "как старушка". Все изменилось через год после смены воспитательницы, но проблема молчания осталась...
Что касается забывчивости, у старшей это тоже есть - такая рассеянность, граничащая с расслабленностью. Но одного напоминания обычно хватает, чтобы ребенок все-таки сделал то, что от него требуют. Или объяснил, почему этого сделать не хочет/не может. Т. е. с ней на каком-то более рациональном уровне можно строить отношения.
Что касается рождения младшей - не уверена, что с ее появлением что-то изменилось. Забывчивость была всегда, просто в других формах (ну и возраст был другой, детсадовский, требований было меньше). Например, когда мы куда-то собирались идти, по дороге Маша могла раз пять спросить, куда мы идем и зачем - и выслушать ответ как в первый раз. Вообще у нее есть еще одна интересная особенность - задавать вопрос и не слушать ответ. Психолог из центра "Коралл" говорил о признаках СДВГ у дочери, хотя гиперактивной я бы ее не назвала - но меня уверяли, что бывает такая "скрытая" гиперактивность. Повышенная утомляемость и нестабильность нервной системы по сравнению с сестрами есть, я это сама вижу.
Добавлено спустя 59 минут 17 секунд:
Простите, не успела ответить на все вопросы сразу. Продолжаю.
Бывают ли такие обстоятельства, когда дочь демонстрирует собранность и полное отсутствие забывчивости? Например, быстро собирается в интересное место, ничего при этом не забыв взять или надеть?
Вообще она очень быстро собирается, когда мы куда-то идем, гораздо быстрее старшей Только приходится практически всегда давать абсолютно точные инструкции, что конкретно надеть. Иногда повторить раза по три. Самостоятельно принять решение, что надеть, она не в состоянии даже в свои девять лет. Хотя может отвергнуть какую-то конкретную вещь, если ей почему-то вздумается, что в этом идти некрасиво/неудобно/холодно/жарко. Но все равно инструкцию дать должна я.
С какими последствия своей забывчивости ребенок сталкивается на регулярной основе?
Пожалуй, это ключевой вопрос. Кажется, никаких серьезных последствий пока не было. Наверное, поэтому нет и ответственности... Я за нее помню, видимо...
Хотя вот по поводу школы могу сказать: иногда она забывает сделать домашнее задание по какому-то предмету, а я забываю проверить, все ли у нее сделано. Потом приносит "двойки". Причем если "двойка" выставлена в тетради наряду с прочими отметками - она ее даже может не заметить и совершенно не расстраивается по этому поводу. А вот если учительница пожурит вслух и "двойку" в дневник поставит - дочь после уроков выходит из класса ни жива ни мертва. Но стоит ей увидеть, что я не сержусь/не очень сержусь, как плохие отметки сразу забываются. Выводов она не делает никаких. Пронесло - ну и ладно...
Какие сферы жизни девочка выделяет для себя как наиболее значимые? Например, ребенок любит рисовать или играть с подругами возле дома. Как обстоит дело с забывчивостью в них?
В значимых сферах она все помнит Хотя... Вот недавно был показательный случай. Мы полторы недели прожили на даче, Маша очень скучала по своей подруге, которая несколько раз звонила ей и спрашивала, когда она вернется и можно будет погулять вместе. По возвращении она первым делом ей позвонила, та была недоступна. Прошло три дня... И только перед очередным отъездом на дачу Маша вспомнила, что так и не погуляла с подругой. А скучала - чуть не плакала... Получается, что намерение, которое не удалось осуществить сразу, тут же забывается?..
Чем обычно завершаются такие ситуации? Что говорят и делают взрослые, чтобы успокоить ребенка? Что говорят и делают, когда девочка успокаивается? Такие ситуации бывают только дома? Случаются ли они в школе?
Обычно я настаиваю, чтобы требование все-таки было выполнено. Ребенок давится слезами и нарочно делает все как попало. Я чувствую себя при этом жестоким гестаповцем... Ребенок потом может всхлипывать еще полчаса, смотреть на меня красными измученными глазами. Я спрашиваю, как можно миролюбивее, почему нельзя было сразу выполнить мою просьбу. МОЛЧАНИЕ. Всхлипывание.
Такие ситуации бывают только дома. И даже более того. Муж придумал нехитрый тест - хотя боюсь, скоро он утратит свою эффективность: к требованию сделать что-то присовокупляется предупреждение, что в случае неповиновения у ребенка будет изъят мобильный телефон. В последний год новый телефон - это ее гордость! Так вот, в этом случае практически любое требование исполняется мгновенно. Т. е. воля есть. И она может ее мобилизовать в случае крайней необходимости.
Расскажите более развернуто, что побуждает Вас делать такой вывод.
Я так думаю, потому что когда дело не касается каких-то обязанностей и необходимости выполнять какие-то требования, Маша обычно белая и пушистая, чуткая и ласковая. Но стоит попросить ее о чем-то таком, что ей не хочется делать (ну не любит она мыть посуду, к примеру), как сразу же каменеет лицом и делает вид "меня тут нет" - или же невинно переводит разговор на какие-нибудь более приятные вещи... |
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21877 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Ср Июл 15, 2015 19:59 |
|
|
Добрый день!
Цитата: | Повышенная утомляемость и нестабильность нервной системы по сравнению с сестрами есть, я это сама вижу. | Обследовалась ли Маша по этому поводу у невропатолога?
Цитата: | Только приходится практически всегда давать абсолютно точные инструкции, что конкретно надеть. Иногда повторить раза по три. | Чем более четкие инструкции получает ребенок, тем быстрее собирается? А если Вы даете не вполне отчетливые инструкции, как развиваются события?
Цитата: | Кажется, никаких серьезных последствий пока не было. | Последствий не было потому, что Вы не позволяли им случиться? Какие обучающие последствия моги бы быть организованы? Давайте попробуем их представить для разных сфер деятельности ребенка: обучение, помощь по хозяйству, внутрисемейные отношения.
Цитата: | По возвращении она первым делом ей позвонила, та была недоступна. | Маша попробовала реализовать свое желание, из этого ничего не вышло, она отставила это желание, обозначив его для себя как неактуальное.
Цитата: | Муж придумал нехитрый тест - хотя боюсь, скоро он утратит свою эффективность: к требованию сделать что-то присовокупляется предупреждение, что в случае неповиновения у ребенка будет изъят мобильный телефон. | Это не тест, это скорее шантаж.
Цитата: | потому что когда дело не касается каких-то обязанностей и необходимости выполнять какие-то требования, Маша обычно белая и пушистая, | Означает ли написанное, что у ребенка нет обязанностей как таковых вообще? Когда возникает необходимость в делегировании каких-либо обязанностей, возникает конфликт?_________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|