Новости сайта и форума Sibmama 
[Фотофлешмоб]
ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЙ: "ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ"
Свои фото по самой актуальной теме этой недели выкладываем с 24 апреля по 7 мая ЗДЕСЬ>>>>
Режим ребенка: подавление свободной личности или залог
стабильной психики? Обсудим статью Екатерины Бурмистровой

На страницу 1, 2, 3  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Уход за ребенком
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Topolek
Умница 2010
Умница 2010

На сайте с 04.05.06
Сообщения: 19550
В дневниках: 302
Откуда: Академ
Карта № 000007
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 10, 2011 9:06    Заголовок сообщения: Режим ребенка: подавление свободной личности или залог Ответить с цитатой

Екатерина Бурмистрова
Режим ребенка: подавление свободной личности или залог стабильной психики?

Нужен ли ребенку режим? Насколько велика опасность подавить творческий потенциал малыша, если с малых лет приучать его к порядку во всем? Многодетная мама и психолог Екатерина Бурмистрова рассказала об этом корреспонденту портала «Православие и мир» Тамаре Амелиной.

- Когда росли мы, нынешнее поколение родителей, режим в жизни ребенка не являлся чем-то обсуждаемым. Он должен был быть. Младенцев кормили по режиму, в детском саду, на продленке, в пионерлагере был режим. Никто в значении режима не сомневался. Все дети вырастали режимными.

Что происходит сейчас? В начале 90-х годов, когда рухнула империя, открылись границы, поток информации с Запада сместил национальную парадигму. Помимо музыки из кинофильмов, рекламы жвачки и всего прочего к нам приехала антиавторитарная волна в воспитании. Она выражается в том, что не родители диктуют ребенку, как себя вести, во сколько нужно ложиться спать, сколько смотреть телевизор, а ребенок, чью свободную личность, как считается, опасно подавить, сам знает, что ему надо.

- Еще есть японская система воспитания…

Когда рассказываешь, как необходима в жизни ребенка система запретов, редкая родительская группа не говорит: «А как же в Японии растят без «нельзя»?» Там ребенок, действительно, до определенного времени растет без ограничений, но потом он попадает в настолько ранжированную запретами систему (кастовыми, возрастными, сословными), что нам и не снилось то количество запретов, которое нужно знать японскому ребенку.

Как русский человек целиком не может питаться японской кухней, ему через некоторое время станет очень плохо, точно так же невозможно взять кусок чужой системы воспитания и, воплотив его в совершенно иной культуре, получить положительные результаты. Как нельзя у нас в открытом грунте выращивать экзотические овощи, так и кусок воспитательной системы, гармонично привитый в Японии, невозможно прилепить к чужому кусту.

«Японское воспитание» – это один из родительских мифов. Но такие мифы очень влияют на сознание родителей.

Еще появился миф про детей индиго, довольно опасное оккультное движение. У этих детей якобы сильное свечение в ауре, они совершенно не воспринимают запреты. Миф о детях индиго, конечно, смехотворный, но, как ни странно, его вполне серьезно могут повторять даже люди с высшим образованием, «подкованные». Под миф о детях индиго очень легко сходят все минимальные расстройства нервной системы – ребенка к невропатологу нужно вести, его лечить надо, а у родителей в голове миф о детях индиго, якобы он такой необыкновенный, это шестая раса, и он не подчиняется законам пятой расы. Все! Он непролеченный идет в школу, и потом выясняется: он не ребенок индиго, а у него минимальная мозговая дисфункция, которую нужно было вовремя корректировать.

Все эти факторы в воспитании подействовали так, что почему-то стало считаться, что режим вообще не нужен. Родители перестали укладывать младенцев, когда надо; почему-то стало считаться, что двухлетний ребенок может отказаться от дневного сна; стало считаться, что ребенок сам знает, когда ему есть и что ему есть.

С точки зрения практикующего психолога и мамы тоже я заявляю: БЕЗ РЕЖИМА И ПОРЯДКА, КОТОРЫЕ ДИКТУЮТСЯ РОДИТЕЛЬСКИМИ НОРМАМИ, УСТАНОВКАМИ И ПРЕДПИСАНИЯМИ, ОЧЕНЬ СЛОЖНО ВЫРАСТИТЬ РЕБЕНКА СО СТАБИЛЬНОЙ ПСИХИКОЙ. Чем младше ребенок, тем более ему необходим этот внешний скелет в виде режима и распорядка.

Только пятая часть детей – флегматики – в состоянии сами заснуть тогда, когда им это нужно. А остальные 80% – холерики, сангвиники, – им необходима помощь в засыпании, потому что они доводят себя до состояния крайнего перевозбуждения.

И если родители не относятся к сторонникам режима, то у них этот ребенок будет в постоянном хроническом перевозбужденном состоянии. В таком состоянии очень сложно и учиться, и сложно реагировать на родительские просьбы. Получается сложный, сложновоспитуемый ребенок.

- Тем не менее, это очень распространенная родительская позиция.

- Режим – огромная тема Мы имеем некоторый сдвиг в родительских головах, что режим может ребенку повредить. Как вернуться к здравому смыслу?

Сейчас антиавторитарная волна пошла на спад, потому что выросло поколение детей, выращенных вне запретов, и явно видно, насколько хуже они обучаются, насколько хуже отношения в семье, насколько меньшие результаты они имеют в подростковом возрасте. На Западе эта волна кончилась раньше, у них даже есть исследования по поводу того, как влияет бесструктурный день на ребенка. Режим должен быть, но я бы тут брала слово не режим, а ритм. Режим – это что-то очень жесткое: кормление точно в 6.30, в 9.30, в 13.30 и т.д. Ритм – это нечто более гибкое, если есть ритм дня – это значит, что создает и задает его родитель, а не ребенок.

– А сам ребенок может как-то влиять на собственный режим-ритм?

- Возвращаемся к вопросу о главенстве ролей в семье. Если в семье главный – ребенок, то он знает, когда ему есть, когда спать и пойдет ли он гулять. Я считаю это колоссальным трагическим перекосом. Так вырастают дети–тираны. Это возможно, когда ребенок единственный. Если рождается хотя бы второй ребенок, этой детской диктатуре приходит конец.

Семья – иерархическая структура, где главный – отец, потом мама, именно взрослые должны задавать ритм, скорость наполнения жизни. Пока ребенок мал, ритм жизни, режим являются основной канвой, которую могут создавать только взрослые. Ребенок не настолько за себя отвечает, передоверять устройство жизни несознательному несмышленому человечку – это просто странно. Это меняет порядок, переворачивает иерархию.

- Но ведь можно и переборщить с режимом?

- Режим должен быть как некий закон мироздания: не злая воля родителей, которая калечит ребенка, а понимание, что все так живут. Все дети младше шести лет спят днем. Но в семьях всегда бывают отклонения от правил: есть дети, которые рано перестают спать, но это скорее исключение, я даже о нем не говорю.

Любая опытная мама знает: ребенок, который не поспал днем, не поспал вовремя, не поспал столько, сколько надо, становится как бы никаким во второй половине дня. Чем младше ребенок, тем больше его нервность связана с распорядком.



У ребенка должен быть режим, но он у него не должен походить на рабочее расписание помощника министра. Потому что иногда родители склонны создавать очень плотный распорядок и могут держать этот ритм, но они очень перегружают ребенка, перестимулируют. Это тоже один из важных воспитательных вопросов.

– С какого возраста ребенок может сам отвечать за собственный режим?

- Начиная примерно с семи лет можно уже ждать, что ребенок сам может ложиться спать – укладываться и засыпать, что ему не нужна помощь. Родители передают ему ответственность за режим, но они должны контролировать, так или иначе, чтобы все было по плану.

Начиная с семи лет у ребенка формируется способность отвечать за себя и за свои ритмы. Ему надо учиться распределять свое время: сколько он будет тратить на уроки, сколько оставит на игру. Это довольно плавный процесс, требующий большого наблюдения.

И ТУТ ВАЖНО ИМЕННО СТРЕМЛЕНИЕ УПОРЯДОЧИТЬ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА, И НЕ УНИЧТОЖИТЬ В НЕМ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. Если ребенок будет перегружен, у него не останется времени для игры. А игра – это основная деятельность ребенка-дошкольника, ИГРА И ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, а вовсе не посещение развивающих занятий, как кажется многим ответственным родителям.

- Есть связь между режимом и развитием ребенка?

- СУЩЕСТВУЕТ ПРЯМАЯ СВЯЗЬ – РЕЖИМ, ПОРЯДОК, ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОСТИ. Режим для младенца – это внешний скелет формирования, позволяющий нормально расти. И, в принципе, физиологическое благополучие ребенка до трех с половиной лет точно вплотную завязано на режиме. Но очень важно после трех лет, когда ребенок начинает проявлять самостоятельность, характер, не сбиться с правильной дороги. И по-прежнему основные режимные события должны диктоваться ребенку взрослыми: когда кушать и что кушать, когда спать, сколько спать, гулять или не гулять – знает только взрослый.

В семье должна быть четкая область взрослых решений. Взрослый может позволить ребенку решить, куда он пойдет гулять – на эту площадку или на ту. Но гулять или не гулять, – за это ответственность передать нельзя, это не детский уровень компетентности.

Из режима происходит привычка, что жизнь – не хаос, это космос, это порядок, а не анархия. Режим не подавляет творческое начало, он организует жизнь, никак ничему не мешая. Конечно, в режиме, детском укладе должно оставаться время на гуляние, на свободную игру, когда он ничем не занят сам по себе, но это должно быть вписано в некую канву. И тогда у ребенка возникнет привычка к организованности, к ответственности, что воплотится потом, например, в школьных занятиях. Потому что, если жизнь до школы была хаотическая, потом при переходе в школьную жизнь будет огромный стресс, ведь там уже все всерьез. Если у ребенка не было порядка в жизни, он не сможет подстроиться под школьный ритм, спокойно делать уроки.

- Какие еще важные составляющие режима?

Чем старше ребенок, тем больше должно становиться:

А) ответственности за собственный режим,

Б) обязанностей по отношению к семье, в частности, бытовых, потому что если вся загрузка сводится только к интеллектуальной, соответственно это будет очень однобокое развитие. И будет формироваться потребительское отношение к семье. Поэтому с самого раннего детства в режим должны быть вписаны некоторые обязанности по отношению к другим.

- Можете дать какие-то практические советы?

- Дарю замечательную рекомендацию: приготовьте наглядный плакат с расписанием. Если ребенок еще не умеет читать, то его распорядок дня, его ритм хорошо изобразить в картинках. Для школьников это может быть расписание, заполненное от руки, чтобы ребенок это делал сам, тоже очень полезно.



Но пока ребенок не читает, это может быть, как говорят психологи, некая пентаграмма, серия рисунков: вот малыш встал, вот почистил зубы, вот малыш заправил кроватку вместе с мамой, вот пошел кушать, одевается на гуляние. В картинках должна быть выражена вся последовательность распорядка дня. Многие родители говорят: «Я рисовать не умею». Я бы лично хотела, чтобы такой плакат можно было приобрести в полиграфическом варианте, но любой уровень картинок устроит ребенка. Если уж совсем рисовать не получается, можно вырезать картинки из журналов или скачать из Интернета, качество графического исполнения совершенно не важно. Важно – наглядно вынесенная серия последовательных сюжетов.

- Не хочу гулять! – говорит малыш.

- А что у нас нарисовано на картинке? Так все детки делают.

Дети, которые умеют читать, вместе с мамой заполняют свой распорядок, с часами. Ближе к школе нужно учить ребенка разбираться во времени.

Рекомендации по поводу режима из своей практики: захронометрировать вместе с ребенком его основные дела. «Ты хочешь одеваться быстрее? А давай поучимся с таймером». Ребенок должен знать, что не просто нужно одеться, а на одевание нужно столько-то времени.

И особенно важно, одна из самых типичных проблем – уроки с ребенком. Чтобы делание уроков не растягивалось на часы, ребенок к концу первого класса должен быть обучен основам тайм-менеджмента. Он должен знать, что такое 5, 10 минут, полчаса, что он может успеть за этот период. Ребенок должен знать, что, если он сделает уроки вовремя, уложится в тот интервал, который в его распорядке заложен, то у него будет выбор интересных занятий (не только мультики): погулять, почитать, поговорить с мамой. И тогда эти неприятные обязанности не будут расползаться. Важно, чтобы за режим ребенка взрослый постепенно переставал отвечать. Взрослый человек режим задает, но к середине начальной школы ребенок должен уметь сам по своему режиму двигаться.

85 % всех людей (по данным физиологов) относятся к ритмичным людям, которым в определенном ритме жить проще – просыпаться в одно и то же время, укладываться в одно и то же время. Только 5-7% людей страдают от порядка, но обычно эти особенности проявляются не в детском возрасте.

Человеку любого типа легче жить в режиме, он тратит меньше сил, меньше энергии. Приведу научное понятие, так называемый «динамический стереотип, временной стереотип» (по Павлову) – система реакций на время, т.е. когда в одно и то же время человеку дают завтракать, то у него заранее, за несколько минут начинает выделяться желудочный сок. Когда, примерно в одно и то же время ребенка укладывают спать, у него мозг начинает заранее готовиться к переходу в состояние сна.

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: ДЕТИ ЛЮБЯТ ПОРЯДОК ИЗНАЧАЛЬНО, ОНИ СКЛОННЫ К ПОРЯДКУ, ДЛЯ НИХ ЛЕГЧЕ ЖИТЬ В ПОРЯДКЕ.
_________________
Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел (Марк Подвижник)
______________________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора         Благодарностей:  (1)  
 
Н.В.
Мудрый советчик 2015
Мудрый советчик 2015

На сайте с 06.08.04
Сообщения: 19139
В дневниках: 131
Откуда: Академгородок, ВЗ
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 10, 2011 10:48     Ответить с цитатой

Topolek, очень понравилась статья про режим. Поскольку она актуальна для многих, может быть имеет смысл разместить её в разделе "воспитание"?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Topolek
Умница 2010
Умница 2010

На сайте с 04.05.06
Сообщения: 19550
В дневниках: 302
Откуда: Академ
Карта № 000007
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 10, 2011 11:39     Ответить с цитатой

Н.В., когда читала, тоже возникала такая мысля. правда, темы режима отнесены в Уход, как, в некотором смысле, технические. Статья, правда, ближе к разделу Воспитания... Надо подумать...
_________________
Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел (Марк Подвижник)
______________________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
ТЕАМА
Cum Deo
Cum Deo

На сайте с 01.01.07
Сообщения: 19875
В дневниках: 5282
Откуда: академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 10, 2011 11:56     Ответить с цитатой

Ох уж мне этот дневной сон :cry: ... Скольких нервов он (его отсутствие) стоил мне и моим садовским детям! И вовсе они не перевозбуждаются, не утомляются (мои) - просто раньше засыпают вечером. Но "усыпить" их после трех лет просто нереально, если они здоровы.
Ещё поплакала над тем, что "чем старше...тем ответственнее" :-( . Ага, в теории :oops: .
А вообще статья хорошая. Особенно нравятся два момента:
1. "Чем старше ребенок, тем больше должно становиться:

А) ответственности за собственный режим,

Б) обязанностей по отношению к семье, в частности, бытовых, потому что если вся загрузка сводится только к интеллектуальной, соответственно это будет очень однобокое развитие. И будет формироваться потребительское отношение к семье. Поэтому с самого раннего детства в режим должны быть вписаны некоторые обязанности по отношению к другим. "
2. О том, что основы режима не обсуждаются, а преподносятся как данность. Тогда и нет проблем насчет "не пойду гулять", "не хочу обедать".
_________________
Дочка- три сыночка - дочка
Spiro ergo amo, amo ergo vivo!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Акулова Елена
Академик
Академик


На сайте с 06.04.08
Сообщения: 9190
В дневниках: 1280
Откуда: Новосибирск, м-н Горский
Карта № 015736
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Мар 11, 2011 1:03     Ответить с цитатой

ТЕАМА
да уж, дневной сон - и наша проблема тоже.... не так давно устала бороться за него с дочей и сдалась....

а статья очень понравилась! спасибо!
_________________

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Дарина22
Первый класс вторая четверть
Первый класс вторая четверть

На сайте с 14.12.10
Сообщения: 816
В дневниках: 5
Откуда: Барнаул, Поток
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Мар 11, 2011 9:36     Ответить с цитатой

у нас тоже ребенок долго засыпает,а без режима вообще одни капризы.информация очень полезная!спасибо!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Людмила Александровна
Профессор
Профессор

На сайте с 07.07.10
Сообщения: 2403
В дневниках: 2352
Откуда: Новосибирск
Карта № 009786
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Мар 11, 2011 14:33     Ответить с цитатой

Мне тоже статья очень понравилась, именно так я всегда и считала. И старалась воплотить в жизнь :-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Маруся 33
Академик
Академик

На сайте с 30.05.06
Сообщения: 18365
В дневниках: 1724
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Мар 11, 2011 14:58     Ответить с цитатой

Хорошая статья - полностью согласна с автором! :-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Rromashka
Профессор
Профессор


На сайте с 31.10.10
Сообщения: 4596
В дневниках: 49
Откуда: пл. Карла Маркса
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Мар 11, 2011 22:31     Ответить с цитатой

Спасибо за статью, в будущем учту)))
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Йенна
Школьные годы
Школьные годы

На сайте с 05.05.06
Сообщения: 1316
В дневниках: 2
Откуда: Новосибирск, м. Покрышкина
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Мар 12, 2011 0:48     Ответить с цитатой

Цитата:
Ох уж мне этот дневной сон ... Скольких нервов он (его отсутствие) стоил мне и моим садовским детям! И вовсе они не перевозбуждаются, не утомляются (мои) - просто раньше засыпают вечером. Но "усыпить" их после трех лет просто нереально, если они здоровы.

Один в один с моей дочей.

Но у нас и всё остальное как-то "погибче", что ли:

-Нет определёного времени прогулки - когда гуляем до обеда, когда после, когда вообще вечером.

-Накормить неголодного (или нехочущего не зависимо от причины есть ребёнка) у меня никогда не получалось. Поэтому считаю допустимым поинтерисоваться (где-то лет с трёх), когда дочь будет есть -сейчас или после прогулки, например.



Семья – иерархическая структура, .., именно взрослые должны задавать ритм, скорость наполнения жизни

Вот с этим согласна на сто процентов...но я сама не люблю жёсткий распорядок дня и планирование, поэтому от дочи никакого строгого следования режиму и не жду :-)



P.S. Подозреваю, что такой относительно свободный режим возможет только когда в семье один ребёнок, думаю, уже троих спрашивать о том, когда они будут есть и для каждого отдельно разогревать и накрывать на стол -это :eek: :o
_________________
Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря

И дети знают, как по-русски
«Капустницы» и «трясогузки»
И «ряженка»
И «нарезной»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Nurochka#2011
Детский сад
Детский сад


На сайте с 08.04.11
Сообщения: 212
В дневниках: 2
Откуда: Ленинский р-он
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Сен 19, 2011 0:11     Ответить с цитатой

Статья действительно очень хорошая....даже я-приверженец свободного роста ребенка призадумалась над своей позицией....но как же все это соотнести когда ребенок на грудном вскармливании....и ведь наверно не секрет молока то чуть больше то чуть меньше...и если он сей час поел и я понимаю что он три часа не вынесит и захочет есть через два.....как тогда поступать??? :-(
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Леший
Академик
Академик

На сайте с 09.03.07
Сообщения: 14497
В дневниках: 16542
Откуда: Москва-Динамо, Новосибирск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Сен 19, 2011 0:32     Ответить с цитатой

Nurochka#2011
у вас два варинта: первый выдержать требуемый период времени, пущай дите проорется... :o
второй - не мучаться, а покормить когда захочет :-)
во всем нужен разумный подход, и то что хорошо для ребенка 3-5 лет может быть не самым лучшим варинтом для грудничка...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Акулова Елена
Академик
Академик


На сайте с 06.04.08
Сообщения: 9190
В дневниках: 1280
Откуда: Новосибирск, м-н Горский
Карта № 015736
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Сен 19, 2011 16:10     Ответить с цитатой

Nurochka#2011
Цитата:
но как же все это соотнести когда ребенок на грудном вскармливании....

Довольно нетрудно соотнести. Если понимать режим больше как последовательность событий, а не как их строгую привязку к определенным часам. Первое стараться соблюдать. А второе придет к году-двум.
_________________

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
ariny
Ясельки
Ясельки


На сайте с 17.09.11
Сообщения: 9
Откуда: Новосибирск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Сен 20, 2011 13:59     Ответить с цитатой

Для нас самой острой проблемой сейчас является засыпание. Жили с малышом у бабушки неделю, она опытная мама, но баловать тоже любит... Укачивала его всю неделю до засыпания. А теперь мы снова дома, я-то не качаю на руках, только в кроватке, а сын уже привык и плачет. Так что засыпаем намного позже, чем привыкли до этого :-(
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Nurochka#2011
Детский сад
Детский сад


На сайте с 08.04.11
Сообщения: 212
В дневниках: 2
Откуда: Ленинский р-он
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Сен 21, 2011 13:46     Ответить с цитатой

Акулова Елена
Да,я с вами согласна...определенную последовательность действий выдержать у меня получается...по крайней мере кушаем мы как правило через 3 часа днем...бодрствуем тоже определённое количество времени ну а спим по разному но тем не менее определённый ритм в этом есть...ну совсем уж хаос у меня сын устраивает :-)
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Уход за ребенком
Страница 1 из 3 На страницу 1, 2, 3  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах