Новости сайта и форума Sibmama 
[Школа]
КАК СДАВАЛИ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ В ГИМНАЗИЯХ ЦАРСКОЙ РОССИИ
17 интересных фактов
Интерпретация детского рисунка
автопортрет

 

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Консультации специалистов » Семейный консультант. Психолог Анна Бердникова
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Мама Ита
Студент
Студент


На сайте с 28.03.07
Сообщения: 1603
В дневниках: 1
Откуда: Горская
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Ноя 21, 2011 22:24    Заголовок сообщения: Интерпретация детского рисунка Ответить с цитатой

Здравствуйте!
Прошу интерпретировать рисунок моего сына 6-ти лет (почти 7). Рисунок на листе А5 формата, создавался на занятии рисованием в д/с. Задание было нарисовать свой автопортрет до плеч.
Само собой, больше всего, меня волнует кошка на голове (на других рисунках, она появилась еще у одной девочки, но подозреваю, что эта идея была успешно заимствована у нас, т.к. дорисована не до конца)
_________________
Моё счастье случилось 17.01.2005г. в 21.40

И еще раз случилось счастье 05.09.2013г. в 21.50
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Светлана Голикова
Подготовишка
Подготовишка


На сайте с 24.10.11
Сообщения: 321
Откуда: Новосибирск-Москва
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Ноя 23, 2011 22:27     Ответить с цитатой

Мама Ита, здравствуйте.

Давайте начнём с того, что Антон говорит об этом, как кошка появилась у него на голове?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Мама Ита
Студент
Студент


На сайте с 28.03.07
Сообщения: 1603
В дневниках: 1
Откуда: Горская
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Ноя 23, 2011 22:46     Ответить с цитатой

Светлана Голикова писал(а):
Мама Ита, здравствуйте.

Давайте начнём с того, что Антон говорит об этом, как кошка появилась у него на голове?

Здравствуйте, Светлана!
Очень просто говорит: "Места больше не было! Можно было на плече, но об этом я подумал уже после..."
Я спросила, а что вас просили нарисовать еще кого-то? "Нет! Просто я ее люблю" (это наша домашняя кошка Муся) :aga-aga:
_________________
Моё счастье случилось 17.01.2005г. в 21.40

И еще раз случилось счастье 05.09.2013г. в 21.50
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Светлана Голикова
Подготовишка
Подготовишка


На сайте с 24.10.11
Сообщения: 321
Откуда: Новосибирск-Москва
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Ноя 27, 2011 1:08     Ответить с цитатой

Мама Ита, здравствуйте :)

На мой взгляд кошка не выглядит агрессивной: маленькая, мягкая, а занимает центральное место в рисунке, потому что,
как говорит Ваш сын:
Цитата:
Просто я ее люблю


Присутствие кошки может говорить о творческом подходе ребёнка к заданию.
Переверните рисунок и обратите внимание на нажим карандаша - в каком месте рисунка нажим был сильнее, где контур карандаша отчётливее выделяется?
Есть ещё похожие рисунки с какими-нибудь предметами или животными на голове? Или такой рисунок был единственным?
Есть ли ещё что-то , что Вас беспокоит в поведении сына?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Мама Ита
Студент
Студент


На сайте с 28.03.07
Сообщения: 1603
В дневниках: 1
Откуда: Горская
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Дек 05, 2011 21:52     Ответить с цитатой

Светлана Голикова писал(а):
Мама Ита, здравствуйте :)

На мой взгляд кошка не выглядит агрессивной: маленькая, мягкая, а занимает центральное место в рисунке, потому что,
как говорит Ваш сын:
Цитата:
Просто я ее люблю


Присутствие кошки может говорить о творческом подходе ребёнка к заданию.
Переверните рисунок и обратите внимание на нажим карандаша - в каком месте рисунка нажим был сильнее, где контур карандаша отчётливее выделяется?
Есть ещё похожие рисунки с какими-нибудь предметами или животными на голове? Или такой рисунок был единственным?
Есть ли ещё что-то , что Вас беспокоит в поведении сына?

Извините за продолжительное молчание (почему-то засомневалась и задумалась над таким простым объяснением...)
Я перевернула листок, где-то отдельного четкого нажима не выделяется, все контуры относительно ровные, нажим не прощупывается, если только часть рта, и то только потому, что рот начинался рисоваться красной ручкой. Также на оборотной стороне остался контур от первого варианта головы (он кривой получился, поэтому он перевернул листочек, но надо заметить, что первоначальный вариант головы находился центральнее на листе) Похожих рисунков нет и не было (почему, собственно, и заволновалась). Мое мнение, что голова в рисунках - место неприкосновенное и если там что-то появляется, есть повод задуматься, а что в этой голове внутри :aga-aga:
В поведении сына меня беспокоит его периодическая эмоциональная реакция (истеричность с воплями, с пинанием стульем, раскидываением вещей), некоторая тревожность, неуверенность в своих способностях. И на рисунке он себя в нижней части расположил :-(
Но знаете, где-то с недельку начала давать глицин и жалобы на такие истеричные реакции прекратились (от воспитателей). Дома если вовремя ситуацию предотвратить, мы научились с этим справляться :aga-aga: Также меня просили обратить внимание на "обостренное чувство справедливости" (но я не стала, это - генетическое :oops: )
А так - все хорошо)))
_________________
Моё счастье случилось 17.01.2005г. в 21.40

И еще раз случилось счастье 05.09.2013г. в 21.50
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Светлана Голикова
Подготовишка
Подготовишка


На сайте с 24.10.11
Сообщения: 321
Откуда: Новосибирск-Москва
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Дек 09, 2011 1:20     Ответить с цитатой

Мама Ита, здравствуйте :)

Спасибо, что поделились своими сомнениями.
Отсутствие животных и предметов в других рисунках на голове ребёнка говорит о ситуативности этого рисунка. Настораживающим фактом является повторяющаяся ситуация с расположенными на голове животными... Возможно, в тот момент в памяти ребёнка ещё остался недавний разговор о Муське, например... мы сейчас можем лишь фантазировать...

Я не случайно спросила про нажим карандаша, т.к. заметила штриховку на рисунке в области головы и кошки. Рельефная обратная сторона рисунка в области головы или кошки говорили бы о тревожности в этой зоне, но этого нет, судя по Вашему описанию.



И в целом, рисунок на занятии рисованием не обладает в полной мере диагностическим материалом. Для проведения диагностики проективными методами существуют апробированные методики чтения рисунков на заданную тему: "Семья", "Человек", "Чего боюсь", "Каким хочу стать", "Несуществующее животное" и т.д. являются наиболее информативными и достоверными методами тестирования детей-дошкольников.

Цитата:
Мое мнение, что голова в рисунках - место неприкосновенное и если там что-то появляется, есть повод задуматься, а что в этой голове внутри


Если этот факт вызывает у Вас тревогу, то можно обратиться к психологу-диагносту или клиническому психологу для проведения диагностического исследования, чтобы развеять свои сомнения или удостовериться в своей правоте. Это уже будут другие условия проведения исследования и непосредственное наблюдение психолога за процессом рисования и разговор с ребёнком о рисунке и подбор методик позволят объективно судить о полученных результатах.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Мама Ита
Студент
Студент


На сайте с 28.03.07
Сообщения: 1603
В дневниках: 1
Откуда: Горская
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Дек 09, 2011 23:15     Ответить с цитатой

Светлана Голикова
Спасибо, Светлана, за ваш ответ! :-)
А сегодня у нас очередное ЧП в д/с :sad: Антон сорвал урок (в подготовительной группе у них помаленьку вводят уроки), кривлялся, смешил других ребятишек, баловался и никак не реагировал на замечания педагогов, "не слышал". Урок был совместный с другим педагогом. Его даже забрали на время в младшую группу, ну как будто обратно к маленьким возвращают, чем он проникся, конечно, переживал. Да похоже и для других такая показательная казнь была шоком. Но мне так было неприятно слышать все это от воспитателя, ко всему прочему, что это не в первый раз, и мы с ним договорились, что на уроках будет учиться и слушать, а смешить других только в свободное время. Расстроенный Антон был очень, все договоренности он помнит, но ничего с собой поделать не может, не может удержаться, чтобы не смешить (так он говорит) :-( На занятиях ему скучно и неинтересно... Я даже не знаю, каким образом влиять на эту ситуацию, как скорректировать его поведение. Меня уже воспитатели предупредили, что будут обращаться к внутреннему психологу (это похоже у них считается самым крайним запущенным случаем :aga-aga: )
А я нахожусь в полном отчаянии, я так хочу, чтобы все было у него хорошо, так стараюсь предупредить негативные последствия, что сегодня со мной случилась настоящая истерика, что у меня ничего не получается. :cry:
_________________
Моё счастье случилось 17.01.2005г. в 21.40

И еще раз случилось счастье 05.09.2013г. в 21.50
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Светлана Голикова
Подготовишка
Подготовишка


На сайте с 24.10.11
Сообщения: 321
Откуда: Новосибирск-Москва
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Дек 14, 2011 20:35     Ответить с цитатой

Мама Ита, здравствуйте :)

Это даже хорошо, что у Вас в садике есть психолог.
Психолог не выполняет функции карательного органа - у него другая задача :)
Но он вполне может присутствовать на занятиях в группе и в результате наблюдения, диагностики выяснить причины, по которым Антон не проявляет интерес к занятиям и скорректировать ситуацию.

Цитата:
В поведении сына меня беспокоит его периодическая эмоциональная реакция (истеричность с воплями, с пинанием стульем, раскидываением вещей), некоторая тревожность, неуверенность в своих способностях.


Цитата:
не может удержаться, чтобы не смешить (так он говорит) На занятиях ему скучно и неинтересно...


У Вашего сына наблюдаются два способа реакции на неприятные для него ситуации.
Давайте поразмышляем: в каких ситуациях Антон реагирует агрессивно, а в каких он пытается ситуации сделать комичными, исходя из домашнего опыта?

Цитата:
некоторая тревожность, неуверенность в своих способностях


Помимо рисунка какие ещё есть наблюдения у Вас, касающиеся тревожности и неуверенности?

Цитата:
обостренное чувство справедливости

Раскройте содержание этого понятия - что такое для Вас обострённое чувство справедливости?


Последний раз редактировалось: Светлана Голикова (Пн Дек 19, 2011 23:27), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Мама Ита
Студент
Студент


На сайте с 28.03.07
Сообщения: 1603
В дневниках: 1
Откуда: Горская
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Дек 14, 2011 23:41     Ответить с цитатой

Здравствуйте, Светлана!
Я подумала, может быть так:
Цитата:
У Вашего сына мы наблюдаем два способа реакции на неприятные для него ситуации.
Давайте поразмышляем: в каких ситуациях Антон реагирует агрессивно, а в каких он пытается ситуации сделать комичными, исходя из домашнего опыта?

истерично и агрессивно -
1) если не верят,
2) если возникают неоправданные ожидания (обычно или несдержанное обещание,, чаще сиюминутное или недопонимание, что обещание отсроченное),
3) если долго играет за ПК и пора заканчивать (за сколько бы времени об окончании не предупреждать, всегда отлучение очень болезненно, за редким исключением),
4) когда пора ложиться спать,
5) когда в детском магазине и ему не покапается игрушка (хотя он просит зайти в этот магазин только посмотреть)
6) при занятиях чтением или логопед.занятиями (но здесь больше "не могу" "устал" "не умею" "не помню")
комично:
1) когда я плачу, он меня успокаивает так, смешит
2) когда я ругаюсь, до последнего держит лицо, пытается перевести в шутку, а мне требуется его понимание серьезности вопроса.
3) дубль №6 истеричного поведения (при занятиях чтением или логопед.занятиями)
Цитата:
Помимо рисунка какие ещё есть наблюдения у Вас, касающиеся тревожности и неуверенности?

я бы сказала, что в рисунке я увидела только неуверенность (изображение внизу), тревожности не нашла. А в других ситуациях полным полно, "я никогда не смогу эту букву прочитать", "мне сложно", "я не умею", " а если я не смогу", "а если я забуду", "я устал и не могу..." это касается почти всего.
Цитата:
Раскройте содержание этого понятия - что такое для Вас обострённое чувство справедливости?

на самом деле - это не мое выражение, а выражение воспитателя на бурную реакцию Антона, когда ему сказали попросить прощения у мальчика, которого он толкнул (а Антон говорил, что нет, он его не толкал). Это как раз и было с пинанием стульев.
Вчера в садике опять случилась точно такая же ситуация. Они играли с девочкой, бегали вокруг лавочки и девочка лавочку задела и она упала, но девочка сказала, что это Антон, на что была очень бурная истеричная реакция, что на него "свалили". Его пытались посадить на стульчик, что он воспринял как наказание и стульчики опять полетели в разные стороны. Даже когда мы шли домой и я спокойно пыталась объяснить, что его никто не наказывал, а просто хотели посадить, чтобы он успокоился, на него нападала такая ярость, что он переходил на крик, когда вспоминал что девочка его оклеветала.
_________________
Моё счастье случилось 17.01.2005г. в 21.40

И еще раз случилось счастье 05.09.2013г. в 21.50
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Светлана Голикова
Подготовишка
Подготовишка


На сайте с 24.10.11
Сообщения: 321
Откуда: Новосибирск-Москва
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Дек 20, 2011 9:48     Ответить с цитатой

Мама Ита, здравствуйте :)

Описанные Вами ситуации в которых ребёнок реагирует комично или агрессивно натолкнули меня на мысль, что Антон переживает кризис 7 лет.

Далее я цитирую
статью В. Е. Василенко "От дошкольника к младшему школьнику: кризис семи лет"

полную версию статьи можно почитать здесь:
Цитата:
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301109.shtml



Цитата:
Симптомы кризиса семи лет

Изменение поведения детей в переходные периоды происходит одновременно в нескольких сферах. По отношению к возрасту шести-семи лет такими значимыми сферами являются социальная и домашняя. Возрастной переход не только предполагает возникновение новой значимой сферы - школьной, но и изменяет привычную ситуацию (домашнюю). Родители замечают, что поведение ребенка изменилось, появилось что-то новое.

Одним из первых о симптомах кризиса семи лет заговорил выдающийся российский психолог Л. С. Выготский. Он выделил два основных симптома: манерничанье и кривлянье. Ученый заметил, что ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. Важно отметить, что и до семи лет ребенок может паясничать, но воспринимается это по-другому. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения.

Исследователь кризиса семи лет К. Н. Поливанова попросила большую группу родителей ответить на вопрос, что нового появилось в поведении их семилетнего ребенка. В результате были обнаружены следующие характерные поведенческие реакции.

Пауза.
Это промежуток времени между обращением к ребенку (указанием, требованиями, приказами, напоминаниями о соблюдении режима, об иных необходимых действиях, просьбами) и реакцией ребенка. Реакция выражается как собственно в невыполнении действия, так и в отказе от выполнения или оттягивании его.

Это проявление поведения обнаруживается на седьмом году жизни. Создается впечатление, что дети "не слышат, о чем их просят", "делают вид, что не слышат", "не реагируют" и т. п. Данное поведение характеризуется родителями как новое, "раньше такого не было", "с лета просто начал издеваться: говорим, а он не слышит". Анализ ситуаций показывает, что пауза возникает в ответ на указание, напоминание сделать что-либо, в привычных ситуациях, ранее не вызывавших возражений. Например, в ответ на приглашение идти есть, на напоминание о режимных моментах и т. п. Не обнаружено ни одного упоминания о возникновении паузы в новой ситуации (связанной с новыми обязанностями, с новыми занятиями). Пауза - первый симптом трудновоспитуемости.

Спор.
Реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать. Возникает либо несколько позже, реже - одновременно с паузой. Спор, в противоположность молчаливой паузе, вербальная реакция на указание. Ребенок в ответ, например, на просьбу закончить свои занятия и идти готовиться ко сну начинает возражать, спорить, говорить, что он "уже большой", что вчера ему разрешили, что "Оля (сестра) всегда долго не ложится" и т. п.

Частым аргументом в споре является сравнение себя с другими членами семьи, в основном с братьями и сестрами: "Почему ей можно, а мне - нет", с родителями: "У тебя вчера кровать стояла неубранная до обеда, а я почему-то должна свою сразу убирать". Как правило, настаивание родителей на своем указании не приводит к прекращению спора, он угасает сам по себе, иногда превращаясь в упрямство. Часто споры прекращаются, когда ребенок вдруг начинает вести себя нарочито взросло. Он, изображая взрослого, как бы сам берется выполнить требуемое, тем самым показывая, что действует не по чьей-то указке, а самостоятельно.

Поводом для спора может быть не только само требование, но и время выполнения. В этом случае ребенок обычно ссылается на занятость, на собственные дела.

Непослушание. Этот симптом составляют невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.

К непослушанию относилось невыполнение привычных или иных указаний. В отличие от паузы или спора, о непослушании можно судить не по непосредственной реакции на просьбу, а по самому факту невыполнения требуемого или даже уже обещанного. В случае непослушания типичная ситуация выглядит следующим образом. Родители просят ребенка сделать что-то. В ответ на просьбу возникает возражение (в форме паузы или спора), но ребенок может и согласиться или ничем не выразить своего несогласия. Далее, когда родители спрашивают о сделанном, обнаруживается, что ребенок не выполнил обещанного. В ответ на претензии со стороны взрослого ребенок каким-то образом объясняет невыполнение, на этом этапе может возникнуть хитрость как способ избегания наказания или другой ответственности.

К непослушанию также относится отказ (по факту) прекратить некоторое неприятное или нежелательное действие. Часто такое действие бывает демонстративным. К. Н. Поливанова приводит такой пример. Мать с сыном едут в автобусе. Водитель не объявляет остановки. Ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его этого не делать. Ребенок нарочито громко - "на весь автобус" - объявляет остановки. Несмотря на просьбы матери, ребенок продолжает выкрикивать названия остановок до выхода из автобуса.

Если рассмотреть динамику возникновения непослушания с разными членами семьи, то можно выделить тенденцию к возникновению непослушания сначала с бабушками-дедушками, одновременно - с братьями или сестрами, лишь позже - с родителями.

Хитрость.
Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя.

Хитрость носит, как правило, игровой характер, не превращаясь в злостные формы избегания наказания или сокрытия правды. Например, вместо мытья рук перед едой ребенок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что забыл, возвращается в ванную и моет руки.

Хитрость не обязательно связана с избеганием возможного наказания. Чаще хитрость представляется скорее шуткой, нежели серьезным проступком. Родители упоминают о подобных ситуациях, квалифицируя их скорее как непослушание, не придавая им особого значения. Хитрость чаще возникает вначале с братьями-сестрами, особенно с младшими; может проявляться и с родителями.

"Взрослое поведение". Частный случай манерничанья и кривлянья, при котором ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.

"Взрослое поведение" объединяет оба типа реакций. У одного ребенка могут наблюдаться или оба типа взрослого поведения, или какой-то один.

"Рассудительность" возникает в споре или иной ситуации, требующей противопоставления своего желания (намерения) требованиям (просьбам) родителей. Ребенок начинает пространно рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то, приводя "логические" основания для своих выводов. Аргументация имеет характер повторения слышанного от взрослых, своеобразного резонерства. Подобная рассудительность оказывается вязкой: если вступить с ребенком в обсуждение его аргументации, дискуссия может продолжаться бесконечно долго.

Чаще всего такие ситуации возникают с бабушками-дедушками, с младшими братьями и сестрами, несколько позже - с родителями.

Мише шесть с половиной лет, и родители собираются на следующий год отдать его в школу. Но Миша не хочет учиться читать. В ответ на предложение заняться чтением он отказывается и начинает приводить логические доводы: "у меня зрение испортится". Он слышал, как бабушка ругала старшую сестру за то, что она читает в темноте.


"Взрослость". Нарочито взрослое поведение. Ребенок, по утверждению родителей, изображает какого-то конкретного члена семьи. Может возникать просто как форма поведения (например, возвращаясь из детского сада, копирует отца в момент прихода с работы) или в стремлении к выполнению каких-то новых "взрослых" обязанностей. Как правило, выполнение обязанностей долго не продолжается. Если же оно закрепляется, то возникает самостоятельность.

Обе характеристики касаются стремления к взрослому по форме поведению (в противоположность собственно взрослости, выражающейся в самостоятельных занятиях и стремлении к подлинной независимости).

Внешний вид. Внимание к собственной внешности. Споры об одежде. Например, при выборе одежды девочки подчеркивают, что не просто хотят надеть то или иное платье, но отвергают предлагаемое со словами "я не маленькая". Выбрав, во что одеться, спрашивают: "А так можно подумать, что я уже в школу хожу?" Интерес к внешнему виду касается как девочек, так и мальчиков.

Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Характерной чертой упрямства как возрастной характеристики поведения с близким взрослым является относительная независимость от содержания конкретной ситуации, в которой упрямство возникает. Упрямство детей шести-семи лет сродни упрямству трехлетних детей. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему действительно хочется чего-то (или не хочется), но потому, что он уже высказал свое желание или нежелание.

Ребенок противопоставляет свое собственное занятие требованию родителей и упрямится, хотя предмет противопоставления уже исчерпан. Например, ребенок отказывается идти спать. Возникший в этот момент спор, затем упрямство приводит к прекращению собственного занятия, но спор продолжается.

Родительское упрямство: часто мамам и папам трудно приспособиться к "взрослости" своего ребенка. Его самостоятельность заставляет родителей пересматривать свои представления, план действий, мечты. Гораздо легче воспитывать ребенка управляемого, зависимого. Но то, что легче вначале, оборачивается большими трудностями во взрослой жизни. Привычка доверять родителям во всем, отсутствие своего взгляда, своей позиции, а в конечном счете - отсутствие самостоятельности становится проклятием человека, не умеющего распознавать и решать свои проблемы.

Требовательность. Настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном. Возникает вначале как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чем-то желаемом. Неосторожное обещание родителей или просто недостаточно твердый отказ выполнить требуемое провоцирует настойчивое напоминание, "занудство", упреки. Помните ситуацию, описанную Астрид Линдгрен, когда Малыш, не получив обещанного, давно ожидаемого подарка, с упреком спросил: "А что, собаки не будет?" Подобное поведение возникает не столь часто и, видимо, связано с конкретными семейными условиями. Но в данный перечень требовательность как характеристика возрастного поведения включалась только в тех случаях, когда квалифицировалась родителями как никогда ранее не наблюдавшаяся. Данный симптом представляет собой индивидуальную форму возрастного поведения.

Капризы. Здесь важно, что ребенок "вдруг" стал капризным, до определенного момента таких проблем не наблюдалось. Капризы - один из наиболее редких симптомов. Они возникают как реакция на неуспех, как продолжение (или частный случай) требовательности и упрямства. В определенном смысле их можно считать попыткой ребенка привлечь внимание родителей к своим проблемам, к своим трудностям. Возможно, возникновение капризов связано с индивидуально высокой тревожностью.

Реакция на критику. Также один из наименее часто встречающихся симптомов. Имеются в виду неадекватные реакции на высказанное или продемонстрированное иным образом отношение родителей к поведению, действиям, продуктам деятельности ребенка. Дети, как отмечают родители, демонстрируя им нечто, ждут похвалы, а если получают критические замечания, обижаются, начинают обвинять родителей в невнимательности, в некомпетентности. Особенно ярко данный симптом проявляется в случае критики относительно "школьных" занятий. Когда ребенок начинает "учиться" (выполнять некоторые задания, пробовать писать, считать и т. п.), он показывает результаты своей работы родителям, ожидая похвалы. Если же ребенка в этом случае не хвалят, а указывают на недочеты его работы, он бурно реагирует: плачет, заявляет, что мать (отец) ничего в этом не понимает.

Общие вопросы. В общении ребенка и родителей возникают новые темы, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребенка и семьи в целом. Ключевые темы: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы (на примере виденных фильмов).

Сам перечень ключевых тем разговоров детей шести-семи лет свидетельствует о выходе за пределы конкретной ситуации взаимодействия ребенка и взрослого. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка седьмого года жизни, о его стремлении найти свое место в мире. Отсюда и обращение к родителям за информацией, стремление сделать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов.

Характерной чертой обсуждения является стремление ребенка к собственному анализу информации. Получив первые ответы на свои вопросы, ребенок начинает сам долго и пространно рассуждать и анализировать информацию. При этом он делает это в присутствии взрослого, как бы обращаясь к нему как к эксперту. Ребенок "проверяет" правильность своих рассуждений, следя за реакцией взрослого. Кроме того, в этом типе поведения есть и черты ранее описанной рассудительности. Хотя рассуждения ребенка и бывают порой достаточно наивными, попытка самостоятельно проанализировать полученные от взрослого сведения составляет отличие от вопрошания в более младшем возрасте.

Особым случаем общих вопросов на седьмом году жизни является интерес ребенка к истории семьи, к семейным связям. Это вопросы о дальних родственниках, о детстве родителей, о живущих далеко (или покойных) дедушках и бабушках. Отмечается также интерес к семейному архиву. Увидев старые семейные фотографии (а часто и попросив их достать), ребенок начинает спрашивать о том, кем приходится ему или родителям изображенный на фотографии человек. Можно заключить, что так проявляется стремление ребенка найти свое место в широкой сети семейных связей.

Самостоятельность. Желание делать что-то (как правило, по дому) самостоятельно в роли взрослого. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших. Например, "с удовольствием стирает свои вещи". Или "просит разрешения самому сходить за хлебом". Характерны следующие высказывания родителей: "Просишь - не делает, если сам вызвался, делает с охотой" или "Любит выполнять некоторые домашние дела, но самостоятельно, без указания".

Ребенок стремится к самостоятельности, но она возникает как целостная, независимая от взрослого ситуация, а не как действие внутри "чужой" ситуации, поэтому касается в основном дел, в которых ребенок ранее не участвовал. Можно отметить противоречивость возникающей самостоятельности: стремление к независимому действованию и одновременно отказ от выполнения чего-то, о чем попросили родители.

Самостоятельные занятия. В начале седьмого года жизни у детей появляется стремление к продуктивной деятельности или иным занятиям, постепенно замещающим (по времени) игру. К таким занятиям относятся шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т. п. За подобными занятиями дети проводят все больше времени.

Характерна для ребенка ценность получаемого им в самостоятельных занятиях результата. Связанное или сшитое, сделанное из деталей конструктора демонстрируется родителям. Ребенок обязательно ждет похвалы, болезненно реагирует на критику своего произведения. Характерно, что в этом же возрасте происходит и отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности. Например, типично следующее высказывание родителей: "Перестала рисовать, говорит, что у нее нет способностей".

Саша (шесть лет десять месяцев) всегда очень любила рисовать и с гордостью показывала свои рисунки родителям. Мама попросила нарисовать ее рисунок, чтобы подарить бабушке на день рождения. Неожиданно в ответ она получила отказ: "У меня не получится".

У ребенка возникает представление об объективной ценности созданного. Правда, это касается ранее возникших видов самостоятельной продуктивной деятельности, в новых видах детского творчества ребенок до определенного времени остается некритичным. Возникшее ранее (рисование) оценивается строго на основе появляющихся к этому возрасту эталонов, вновь возникающее ценно пока еще само по себе, как результат собственных усилий, как самостоятельно избранный вид работы.

Школа. Ребенок на седьмом году жизни начинает интересоваться школой и беспокоиться относительно своей успешности в ней. Детский сад (даже если подготовительная группа в нем называется "мини-школа") не воспринимается как школа даже теми детьми, которые пришли туда лишь в последний год именно готовиться к школе.

Разговоры о школе начинаются после того или непосредственно перед тем, как ребенка туда сводили записываться. Посетив школу, дети начинают беспокоиться: как пойдут в школу, будут ли там ставить оценки, все ли готово к школе, нужна ли форма и т. д. Темы обсуждения касаются формальной стороны школьной жизни, особый интерес вызывает фигура учителя - строгая ли, наказывает ли и т. д.

Таким образом, отношение ребенка к близкому взрослому на седьмом году жизни коренным образом изменяется. Родители отмчают возникновение новых форм поведения детей в семье, касающихся отношений с близкими взрослыми.

Все перечисленные поведенческие характеристики можно условно разбить на три категории.

- "Негативистские симптомы", которые имеют характер прямого нарушения некоторых устоявшихся в данной семье отношений: спор, непослушание, пауза, требовательность, упрямство, хитрость, реакция на критику, капризы.
- "Нейтральные симптомы" - внешний вид, взрослое поведение.
- "Положительные приобретения" взрослеющего ребенка: самостоятельность, самостоятельные занятия, общие вопросы, интерес к школе.


Все отнесенные к первой категории симптомы в той или иной мере центрируются вокруг некоторого правила, заданного взрослым, некоторых домашних установок. Один из наиболее часто упоминаемых примеров ситуации, в которой возникает спор, пауза или иная форма нового поведения, - выполнение некоторых режимных моментов: мытье рук перед едой, своевременный отход ко сну, чистка зубов. Именно эти привычные действия вызывают различные формы протеста со стороны ребенка.

Почему так происходит? Все подобные ситуации касаются некоторого раз и навсегда заведенного правила, установленного некогда родителями. Понятно, почему необходимо мыть руки, чистить зубы или вовремя ложиться спать. Но кому понятно? Понятно установившему это правило взрослому. До определенного времени данные правила были само собой разумеющимися, едиными и неделимыми для всех - для матери (отца, других членов семьи) и ребенка. Но "вдруг" они стали выделяться ребенком в самостоятельные правила, не им установленные. И эти правила ребенок стремится нарушить доступным ему в силу конкретной домашней ситуации способом. Он начинает спорить по поводу необходимости их выполнения, делает вид, что не слышит обращенного к нему требования и т. д.

Во всех этих случаях ребенок противопоставляет собственную позицию позиции родителей. На седьмом году жизни в целостном отношении к близкому взрослому выделяется отношение к правилу, заданному родителями. В первый момент своего возникновения отношение к правилу, заданному близким взрослым, оказывается отрицательным, первая реакция на его выделение - нарушение. Параллельно с этим возникает и отрицание иных требований родителей - сиюминутных просьб, приказаний.

Почти одновременно возникают собственные занятия (новые продуктивные виды деятельности) и стремление к выполнению некоторых новых домашних обязанностей, ранее не принадлежавших ребенку. Это свидетельствует об изменении места ребенка в семейных отношениях. Принятие на себя новых обязанностей может быть рассмотрено как попытка встать в новую взрослую позицию по отношению к семье. В ситуациях проявления этого нового отношения ребенок не возражает против напоминания о его вновь взятых на себя обязанностях. Он с готовностью выполняет то, о чем ему напомнили. Подобная готовность, однако, может быть очень кратковременной. Как только новая обязанность превращается в рутинную, отношение к ней приобретает все черты отношения к правилам, заданным родителями.

Ребенок пробует взять на себя новые обязанности, тем самым как бы исполняя роль взрослого. Он, как взрослый, сам решает, что, как и когда сделать, и затем исполняет задуманное. При исполнении новых обязанностей ребенок сам обращается к близкому взрослому за советом, помощью, за экспертной оценкой сделанного.

Симптомы второй категории носят нейтральный характер. Родители сообщают об интересе к внешнему виду, о новом "взрослом" поведении ребенка с некоторой иронией. Действительно, подобное поведение ребенка может вызвать улыбку. Ребенок пробует себя в роли взрослого. И в этих ситуациях ребенок с готовностью обсуждает с родителями, со старшими братьями и сестрами, что ему надеть завтра, как причесаться и т. п. Рассуждая о политике, ребенок обсуждает услышанное именно с родителями, таким образом демонстрируя им свою взрослость. Обращаясь к младшей сестре с требованием вести себя прилично, тем ставя себя в позицию взрослого члена семьи, ребенок также делает это или буквально на глазах родителей или в их условном присутствии. Он вновь демонстрирует свою взрослость.

Таким образом, выделяются следующие особенности отношения детей седьмого года жизни к близким взрослым.

1. В целостном отношении к взрослому выделяется отношение к правилу, заданному взрослым. Ребенок нарушает условия выполнения правила.

2. Возникают новые самостоятельные занятия. Выполняя самостоятельную деятельность, ребенок обращается к близкому взрослому как к эксперту. Это обращение также свидетельствует о выделении в целостном прежде отношении нового аспекта.

3. Ребенок демонстрирует взрослому свою взрослость, подчеркивая тем самым свою возросшую самостоятельность.



Помимо бурных реакций, изменилось ли в целом поведение ребёнка в садике, и дома? Наблюдаются ли проявления "взрослого" поведения: самостоятельность, самостоятельные занятия, общие вопросы, интерес к школе?

Ответ на эти вопросы позволит судить о Кризисе 7 лет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Консультации специалистов » Семейный консультант. Психолог Анна Бердникова
Страница 1 из 1  

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах