 |
 |

Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Tatyana_T
Ясельки

На сайте с 13.06.07 Сообщения: 43 Откуда: N-sk
|
 Добавлено: Чт Авг 21, 2008 14:47 Заголовок сообщения: Развитие фонематического слуха у детей. |
|
|
Очень много тем, посвященных обучению чтению, как переходить от букв к слогам и т.д. Но ненашла ни одной темы, касающейся развития фонематического слуха.
Предыстория: недавно, интереса ради, купила серию тестовых заданий для своего чада (нам 4года 3мес). Оказалось, что все, что касается внимания, мышления, памяти, счета - без проблем выполнено практически на самом высоком уровне. Что же касается "чтения" - увы и ах. Эти тесты мой киндер "завалил". Буквы ребенок все знает, но не читает (никак не может понять как складываются слоги - об этом в соседних темах уже многие писали). Есть определенные проблемы с фонематическим развитием. Максимум что мы моможем, выбрать слова, начинающиеся со звуков "..." (и то в основном с гласных). Выделить слова, которые звучат похоже, найти длинные и котороткие слова, определить на слух какие-то звуки - все это очень сложно...
Обращаюсь к тем, у кого были похожие трудности: какие методики, приемы или игры есть для развития фонематического слуха? Насколько я понимаю, ребенку и читать будет научиться очень сложно. Или это на обучение чтению не влияет? Может быть есть какие-то развивающие занятия/студии по этому профилю? Не хотелось бы ребенка пичкать именно всякими упражнениями, а преподнести все это в игровой форме, как-то заинтересовать его.
Поделитесь, кто как развивал фонематический слух. |
|
⮝ наверх ⮝ |
|
|
Simfonia
Академик

На сайте с 28.07.07 Сообщения: 23997 В дневниках: 34 Откуда: Ekaterinodar Kuban - Nsk Syberia
|
|
⮝ наверх ⮝ |
|
|
Vileya
Академик

На сайте с 10.12.05 Сообщения: 22240 В дневниках: 5595 Откуда: Новосибирск
|
 Добавлено: Чт Авг 21, 2008 17:49 |
|
|
что-то меня тоже возраст ребенка смущает... Рано еще.. |
|
⮝ наверх ⮝ |
|
|
Анастасия
Летняя симфония

На сайте с 08.11.02 Сообщения: 22220 В дневниках: 19808 Откуда: Новосибирск - Монреаль
|
 Добавлено: Пт Авг 22, 2008 0:00 |
|
|
По Зайцеву не пробовали заниматься?
Мы с сыном кубиками Зайцева именно играли, а не занимались. Читать начал как-то без особых усилий.
Система Зайцева хороша как раз тем, что ребенок учит не буквы (Тэ и Ю), а запоминает сразу склад (ТЮ), и перед ним не стоит задача "сложить буквы в слог". Сейчас он любое слово легко раскладывает на буквы-фонемы ("пишет" по таблице указкой). Конечно, "пишет" так, как слышит, а не по правилам русского языка, но это поправимо.  _________________ Маневровый бронепоезд.
Онлайн курсы для педагогов-музыкантов ("дошкольников"). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, орф-педагогам, руководителям музыкальных студий. |
|
⮝ наверх ⮝ |
|
|
Tatyana_T
Ясельки

На сайте с 13.06.07 Сообщения: 43 Откуда: N-sk
|
 Добавлено: Пт Авг 22, 2008 11:29 |
|
|
Про кубики Зайцева думала неоднократно.
Несколько раз советовалась с воспитателем в саду. Но она меня "отговорила", объяснив тем, что с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике. В итоге кубики я так и не купила (решив что мы пока еще малы, тогда нам еще 4 лет не было), а сейчас думаю стоит приобрести. |
|
⮝ наверх ⮝ |
|
|
Анастасия
Летняя симфония

На сайте с 08.11.02 Сообщения: 22220 В дневниках: 19808 Откуда: Новосибирск - Монреаль
|
 Добавлено: Пт Авг 22, 2008 23:31 |
|
|
Цитата: | с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике. | Действительно, очень "хитрая" методика, без пол-литра не разобраться!
Извините. Не удержалась. К Вам это ни в коей мере не относятся. Любят у нас педагоги объяснять свое бездействие посторонними факторами.
Большинству моих знакомых для работы с кубиками не потребовалось ничего более, чем книга, которая идет в комплекте с кубиками. Если останавливает только незнание методики - можете смело приобретать комплект, там есть все необходимые рекомендации.
Еще есть замечательная книга, где описано много интересных игр с использованием КЗ. Завтра посмотрю автора и название и напишу (сейчас в той комнате ребенок спит).
Что касается возраста - уже с года-полутора вполне можно начинать постепенно вводить игру с кубиками._________________ Маневровый бронепоезд.
Онлайн курсы для педагогов-музыкантов ("дошкольников"). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, орф-педагогам, руководителям музыкальных студий. |
|
⮝ наверх ⮝ |
|
|
KrOksAN
Студент

На сайте с 05.08.08 Сообщения: 2929 В дневниках: 8 Откуда: г.Новосибирск, ДК Металлург,Телецентр, сад/"Дружба Карта № 002310
|
 Добавлено: Чт Авг 28, 2008 16:36 |
|
|
Развивать фонематический слух надо в комплексе. Обычно в школе он изучается с более крупной единицы. Так из речи сначала выделяют предложение. Из предложения слово. (Сколько слов в предложении) Потом определяют сколько в слове слогов. А потом уже звуков. А если уж совсем правильно то - сколько гласных и сколько согласных.
Вам в вашем возрасте можно уже выделять слово из предложения. Но предложения на первом этапе должны быть без предлогов и частиц. Н-р: Девочка играет. А ребенку можно предложить положить столько карандашей сколько он услышал слов.(В нашем случае 2) Многие занимаются с детьми так называемыми диктантами: мама проговаривает предложение, а дитё палочки чертит или карандашики на столе выкладывает. Естественно как и слова в предложении палочки чертятся раздельно и в конце ставится точка. Когда ребенок научился слышать и выделять слова можно переходить к слову.Рисовать точки или выкладывать кружочки, столько сколько в слове звуков. Слова следует брать без Ь и Ъ знаков и без букв: Е Ё Ю Я.
Потом следует знакомить с ударением.
Заметьте,что все это можно проделывать без знания букв. Это азы развития фонематического слуха.
И чем дальше, тем больше.Научились считать звуки - учим гласным и согласным. А согласные бывают твердые и мягкие.Например МА-твердо МЯ- мягко. Можно как игру использовать. |
|
⮝ наверх ⮝ |
|
|
Tatyana_T
Ясельки

На сайте с 13.06.07 Сообщения: 43 Откуда: N-sk
|
 Добавлено: Ср Сен 10, 2008 13:09 |
|
|
Кубики Зайцева купили, но деть ими абсолютно не вдохновился. Одно слово с трудом собираем (и то в основном с помощью мамы), а дальше говорит "что-то уже не хочется больше. Все хватит. Давай я лучше тебе сосчитаю эти кубики... "
Зато начали играть и неплохо справляться с заданиями типа "хлопай в ладоши, когда услышишь что-то съедобное" и называю ему разные предметы.
KR*OKSA, спасибо за совет!
Попробуем вычленять слова их простых предложений. Казалось бы идея-то на поверхности лежит! А я слоги, буквы... даже не подумала о словах! Видимо рано начинать с букв, нужно сначала учиться просто слушать и слышать, и воспринимать услышанное. |
|
⮝ наверх ⮝ |
|
|
Olenyusha
Академик

На сайте с 03.07.06 Сообщения: 19318 В дневниках: 848 Откуда: Якушева
|
|
⮝ наверх ⮝ |
|
|
Анастасия
Летняя симфония

На сайте с 08.11.02 Сообщения: 22220 В дневниках: 19808 Откуда: Новосибирск - Монреаль
|
 Добавлено: Ср Сен 10, 2008 19:30 |
|
|
Tatyana_T, зачем же начинать со сбора слов? Конечно, ребенок не вдохновится этим "вдруг". Кубики и склады нужно изучать в игре.
Хочет считать - пожалуйста. Он считает, а вы добавляйте: "раз - это БЫ, два - это ДУ, три - это ЛЮ" и т.д.
Стройте башни, дома. А потом пропевайте, например, фасад (или крышу) на любую мелодию.
Вариантов игр можно придумать великое множество. А сидеть составлять слова, конечно, скучно._________________ Маневровый бронепоезд.
Онлайн курсы для педагогов-музыкантов ("дошкольников"). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, орф-педагогам, руководителям музыкальных студий. |
|
⮝ наверх ⮝ |
|
|
Лёля
Академик

На сайте с 05.10.07 Сообщения: 26018 В дневниках: 3215 Откуда: Дзержинский
|
 Добавлено: Вс Апр 26, 2015 20:11 |
|
|
Цитата: | Во втором полугодии происходит различение самих речевых звуков: в них выделяются два разных компонента — тембровой (фонематический) и тональный (звуковысотный), которые несут разную нагрузку в понимании речи. В большинстве современных языков, в том числе и в русском, смыслоразличительными единицами являются тембровые различия звуков, или фонемы. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий. Речевое общение требует особенно тонкого различения тех звуковых единиц, изменение которых влечет за собой изменение смысла слова (например, «том-дом» или «мак-лак» и пр.).
В это время начинается интенсивное развитие фонематического слуха ребенка, в результате которого к концу года ребенок уже различает многие слова взрослого и понимает их значение.
Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения на слово «ладушки», например он хлопает в ладошки, а на слово «до свидания» — машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.).
Помимо развития фонематического слуха и понимания слов взрослого, во втором полугодии интенсивно развиваются собственные голосовые реакции ребенка, которые на первом году имеют характер предречевых вокализаций, которые входят в состав комплекса оживления и достаточно часто наблюдаются уже в первом полугодии жизни. К ним относятся:
• вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки);
• гуканье (короткие согласные звуки типа «кхх», «хм» или «агу»);
• гуление (протяжные звуки, напоминающие пение, например «аааа», «гулиии»)
Вокализации младенца первого полугодия мало напоминают человеческую речь, они скорее похожи на бульканье воды или пение птиц, их очень трудно воспроизвести. И вот, в середине первого года, когда это «щебетание» достигает своего апогея, в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь: «ба-ба-та», «ма-ма-да-да» и пр. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом. С появлением лепета (к 5-6 месяцам) ребенок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Лепет впервые появляется и наиболее ярко обнаруживает себя в ситуациях общения со взрослым. К концу года появляются своеобразные лепетные тирады с ярко выраженным интонационным рисунком. Это так называемое «лепетное говорение», которое всегда обращено к взрослому: ребенок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается или сердито ворчит. Внешне он совершенно точно воспроизводит ситуацию речевого общения, и хотя никакого речевого содержания в таком общении пока что нет, взрослый без труда понимает, что хочет «сказать» ему ребенок. Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых
вокализаций младенца, предшествующим появлению активной речи. Его появление свидетельствует о том, что голосовой аппарат ребенка готов к воспроизведению «человеческих слов». Интересно отметить, что предречевая активность есть абсолютно у всех детей, даже глухих от рождения. Но в случаях отсутствия слуха никогда не появляются лепетные вокализации. Характерно, что лепетные вокализации, в отличие от гуканья и гуления, по своему фонематическому составу отражают особенности родного языка окружающих взрослых. Например, российские и китайские дети гукают одинаково, а лепечут совсем по-разному.
К концу года у многих детей также появляются отдельные слова, которые имеют свое постоянное значение и свое звучание. Например: няй-няй (дай), ав-ав (собака), ам-ам (кушать). Это так называемые «автономные слова».
Очевидно, что появление лепета — это результат насыщения слышимой речью. Однако возникает вопрос: всякая ли слышимая ребенком речь ведет к его собственному речевому развитию. Ответу на этот вопрос была посвящена работа В. В. Ветровой, выполненная под руководством М. И. Лисиной. |
ВЗЯТО ИЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ http://psyera.ru/2353/predposylki-razvitiya-rechi_________________ «Счастье — это не когда получилось или получится, а когда получается» — цитата Ю. Лошица. |
|
⮝ наверх ⮝ |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|