|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21880 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2012 17:39 Заголовок сообщения: Какой смысл имеет фраза "Не отвлекайся!"? |
|
|
Добрый день, уважаемые участники форума!
Предлагаю продолжить психолого-лингвистическое исследование детско-родительских отношений, зачатое здесь и здесь
Стоят морозы - самое время погреться серьезной научной работой
Фраза, которую я предлагаю сегодня Вашему вниманию: «Не отвлекайся!». Своеобразие этой фраз в том, что ею предполагается переключить внимание ребенка с той деятельности, которой он занят на ту, которой необходимо заниматься. Однако, будучи произносимой часто повышенным тоном, эта фраза сама притягивает к себе внимание, а не концентрирует его на требуемой деятельности.
Словарь под редакцией Д. Н. Ушакова предлагает нам следующее толкование слова «отвлечься»:
ОТВЛЕ́ЧЬСЯ, отвлекусь, отвлечёшься, отвлекутся, прош. вр. отвлёкся, отвлеклась, •совер. (к отвлекаться).
1. Перестав заниматься одним, сосредоточиться на другом, обратить внимание на другое, заинтересоваться другим. «Мысли его отвлеклись далеко в сторону.» Фадеев.
2. Мысленно оставить что-нибудь в стороне, представить что-нибудь отдельно, независимо от другого, в абстрагированном виде (•книж. ).
Значит, «не отвлекайся!» - перестань заниматься тем, что делаешь, вернись к первоначальному занятию.
Предлагаю поразмышлять над этой фразой, для удобства можно воспользоваться следующим планом:
1. Как часто Вы используете эту фразу в общении с ребенком?
2. На какой эффект Вы рассчитываете, произнося ее?
3. В каких ситуациях она максимально эффективна?
4. В каких - ее эффективность минимальна?
5. Какова, по Вашим наблюдениям, мотивация взрослого произносящего эту фразу: проконтролировать действия ребенка, позаботиться об эффективной работе ребенка, помочь ребенку быстрее справиться с его делом? Что-то еще?
6. Как ребенок обычно реагирует на эту фразу?
7. Если у Вас есть собственные детские воспоминания, связанные с этой фразой, поделитесь ими, пожалуйста.
Буду весьма и весьма признательна всем участникам дискуссии._________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
Леся:))
Академик
На сайте с 06.11.10 Сообщения: 23033 В дневниках: 19143 Откуда: Россия))
|
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21880 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2012 17:55 |
|
|
Леся:))
Да, по поводу частицы не надо тоже сюда будет материалы собрать и приложить. В итоговом материале так и сделаю. Спасибо._________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
Леся:))
Академик
На сайте с 06.11.10 Сообщения: 23033 В дневниках: 19143 Откуда: Россия))
|
|
Вернуться к началу |
|
|
мна
Профессор
На сайте с 01.02.10 Сообщения: 7538 В дневниках: 123 Откуда: Новосибирск ул.Кропоткина Карта № 023049
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2012 19:52 |
|
|
1. Как часто Вы используете эту фразу в общении с ребенком?
* очень редко.
2. На какой эффект Вы рассчитываете, произнося ее?
* если ребёнок должен выполнить какое-то задание и вдруг на полпути переключил внимание на что-то что не относится к заданию, рассчитываю вернуть его обратно к выполнению начатого.
3. В каких ситуациях она максимально эффективна?
* выполнение домашнего задания.
4. В каких - ее эффективность минимальна?
* не могу ответить, не применяла её нигде более.
5. Какова, по Вашим наблюдениям, мотивация взрослого произносящего эту фразу: проконтролировать действия ребенка, позаботиться об эффективной работе ребенка, помочь ребенку быстрее справиться с его делом? Что-то еще?
* поскорее закончить то, что для ребенка не очень приятно/интересно (иначе бы не отвлекался) и сделать начатое качественно (отвлекаясь можно наделать ошибок).
6. Как ребенок обычно реагирует на эту фразу?
* спокойно переключается обратно на домашнее задание.
7. Если у Вас есть собственные детские воспоминания, связанные с этой фразой, поделитесь ими, пожалуйста.
* нет. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Dun
Детский сад
На сайте с 05.06.08 Сообщения: 130
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2012 21:24 |
|
|
Анечька, в исследовании подразумевается участие только тех людей, которые используют это высказывание?
Может, кто-то обходится без нее, но при этом ужасно страдает Предлагаю в связи с этим расширить список вопросов Так, быстрее согреемся
1. Как часто Вы используете эту фразу в общении с ребенком?
***Не использую
2. На какой эффект Вы рассчитываете, произнося ее?
***не рассчитываю
3. В каких ситуациях она максимально эффективна?
***не может быть эффективна, потому что ребенку нужно сказать конкретно, что делать, а НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ и подобные высказывания звучат для него абстрактно.
4. В каких - ее эффективность минимальна?
***Всегда.
5. Какова, по Вашим наблюдениям, мотивация взрослого произносящего эту фразу: проконтролировать действия ребенка, позаботиться об эффективной работе ребенка, помочь ребенку быстрее справиться с его делом? Что-то еще?
*** помочь ребенку быстрее справиться с его делом. Как можно этой фразой проконтролировать?
6. Как ребенок обычно реагирует на эту фразу?
*** удивляется, если говорит кто-то чужой.
7. Если у Вас есть собственные детские воспоминания, связанные с этой фразой, поделитесь ими, пожалуйста.
*** Меня эта фраза возвращала и теперь возвращает к делу, от которого я будто бы отвлеклась
В обчем... все дети разные и врослые - тоже _________________
Последний раз редактировалось: Dun (Пт Фев 03, 2012 0:05), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Зимняя радуга
Академик
На сайте с 16.01.09 Сообщения: 11754 В дневниках: 149 Откуда: Новосибирск. Центральный
|
Добавлено: Чт Фев 02, 2012 21:36 |
|
|
АнечЬка
Какая актуальная для нас тема
1. Как часто Вы используете эту фразу в общении с ребенком?
Вот стала замечать за собой, что появилась у меня эта фраза. Но т.к. я себя "вижу со стороны" достаточно объективно, то на первых же фазах пытаюсь корретировать свое отношение и как следствие поведение.
В последнее время доча стала постоянно и часто отвлекаться, вот прям ужас какой-то на каждую мелочь Результат - постоянно недоделанные задания, или усталость от того что приходиться таааак доооолго делать. И вот тут я поймала себя на мысли, что в мой лексикон вошла фраза "Не отвлекайся."
Напишу сразу в этом же пункте. Когда осознала - переиначила свой подход, теперь когда вижу, что отвлекается, то смотрю на то ЧТО УЖЕ сделано и говорю "Вот это да! Да ты уже вон сколько успела сделать! И вон так получается классно!!! (дальше по теме) " У ребенка "второе дыхание" открывается и задание доделывается в срок и хорошо! А у нас с ребенком
2. На какой эффект Вы рассчитываете, произнося ее?
Во-первых, научить доделывать начатое до конца
Во-вторых, не хочется терять время впустую (на отвлечения)
3. В каких ситуациях она максимально эффективна?
Сложно вот так однозначно сказать. Хотя у нас наверное эффективна в случае выполнения какого-то четкого конкретного действия (одеться на улицу, собрать кубики и т.п.)
4. В каких - ее эффективность минимальна?
В случае творчества детей или где требуется их размышления, т.к. думаю, что рубанет это поток их мыслей, даже если ребенок отвлекся и потом сложно сконцентрироваться и начать сначала.
5. Какова, по Вашим наблюдениям, мотивация взрослого произносящего эту фразу: проконтролировать действия ребенка, позаботиться об эффективной работе ребенка, помочь ребенку быстрее справиться с его делом? Что-то еще?
Научить концентрировать внимание на выполнении конкретного дела.
6. Как ребенок обычно реагирует на эту фразу?
У меня дочь всегда спокойно реагировала и старалась доделать начатое не отвлекаясь. Но один раз "ну мама....." было (что для нее вообще не свойственно). Хотя я тогда воспринила это как инфопосыл типа "чего вторгаетесь в мое личное пространство: мои мысли, мои взгляды, мои движения" В общем я подумала, что защита своих личных интересов и желаний для ребенка - это тоже классно и важно
7. Если у Вас есть собственные детские воспоминания, связанные с этой фразой, поделитесь ими, пожалуйста.
Вот так прям эту фразу не помню, но помню, что была постоянная установка мамы "Надо сделать то-то до стольки-то, иначе не будет тебе (здесь то удовольствие которого я лишаюсь)" |
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21880 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Пт Фев 03, 2012 7:26 |
|
|
Добрый день!
мна
Спасибо Вам за участие в исследовании.
Dun
Цитата: | кто-то обходится без нее, но при этом ужасно страдает | Поясните, пожалуйста. Человек страдает от того ,что ему нечем выразить смыслы, которые несет эта фраза? Или речь о чем-то другом?
Вам, как человеку, не пользующемуся этой фразой, на какой вопрос относительно нее представляется продуктивным ответить _________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
Denia
Студент
На сайте с 25.04.10 Сообщения: 2391 Откуда: Новосибирск
|
Добавлено: Пт Фев 03, 2012 15:30 |
|
|
Использую эту фразу, когда сын (10 лет) делает уроки.
Он может задуматься о каких-то других проблемах, начать играть тем, что под руку на столе попадется, начать задавать мне вопросы на отвлеченные темы и прочее. Обычно отвлекается, когда нет особого желания делать уроки, а иногда просто ему надо отдохнуть от мыслительного процесса, а иногда не знает, как задачу решить.
Он вообще по его словам "любит витать в облаках". А мне хочется, чтобы он контролировал себя.
Реагирует нормально, возвращается к урокам._________________ 8 953 86 86 765 |
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21880 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Сб Фев 04, 2012 8:17 |
|
|
Марина&Аленочка
Спасибо Вам за развернутые ответы.
Цитата: | Когда осознала - переиначила свой подход, теперь когда вижу, что отвлекается, то смотрю на то ЧТО УЖЕ сделано и говорю "Вот это да! Да ты уже вон сколько успела сделать! И вон так получается классно!!! (дальше по теме) " У ребенка "второе дыхание" открывается и задание доделывается в срок и хорошо! | Очень ценный прием переориентирования и собственного внимания и детского. как следствие собственного. Я могу взять этот прием со ссылкой на Вас?
Цитата: | Научить концентрировать внимание на выполнении конкретного дела. | Эта фраза, как сигнальный флажок?
Цитата: | Хотя я тогда воспринила это как инфопосыл типа "чего вторгаетесь в мое личное пространство: мои мысли, мои взгляды, мои движения" | Эта фраза при определенных обстоятельствах может восприниматься как вторжение? Иногда поддержка и помощь, а иногда вторжение? В чем различие ,на Ваш взгляд?
Добавлено спустя 16 часов 7 минут 38 секунд:
Denia
Цитата: | Он может задуматься о каких-то других проблемах, начать играть тем, что под руку на столе попадется, начать задавать мне вопросы на отвлеченные темы и прочее. | В любой из этих ситуаций может использоваться фраза: не отвлекайся? Или возможны вариации?
Эта фраза делегирует контроль за своими действиями ребенку? Или механизм воздействия, на Ваш взгляд, иной?_________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
Fivel
Подготовишка
На сайте с 12.01.08 Сообщения: 338 В дневниках: 6 Откуда: Новосибирск, Кропоткина, Тимирязева
|
Добавлено: Сб Фев 04, 2012 16:47 |
|
|
Такую фразу "НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ" стала использовать, когда посмотрела как доча кушает в садике (раньше ее не помню, чтобы применяла). Дело в том, что в садике делается так: кто покушал - идет и играет, а остальные доедают. Так вот моя доча начинает отвлекаться на все: на игру, на разговоры, кто-то вошел, ушел, список можно продолжать бесконечно, а покушать забывает. Один раз даже видела как она просто облизнула вилку, на которой ничего не было.
Попросила в садике, чтобы нянечка или воспитатель напоминали ей, по возможности, чтобы она кушала, когда она отвлекается. Говорят, что докармливают и напоминают всем, но сама видела, когда после, например, завтрака начинается какое-нибудь занятие и надо побыстрее всех детей собрать, то нянечка собирает тарелки, ну а дети и не говорят, что будут еще кушать, им хочется пойти ко всем играть или собираться.
После этого, дома попросила дочу "НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ", попыталась объяснить ей, что это значит. ЧТобы она кушала побыстрее, а не засматривалась, чтобы пойти со всеми вместе играть (хотя детки все отвлекаются, но как-то успевают покушать, доча же всегда последняя можно сказать доедает).
Постараюсь найти еще какой-нибудь подход. |
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21880 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Пн Фев 06, 2012 13:16 |
|
|
Добрый день!
Fivel
Каков возраст Вашей девочки?
Цитата: | После этого, дома попросила дочу "НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ", попыталась объяснить ей, что это значит. | Дочь Вас поняла? Насколько эффективно теперь получается регулировать ее поведение этой фразой?_________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
Зимняя радуга
Академик
На сайте с 16.01.09 Сообщения: 11754 В дневниках: 149 Откуда: Новосибирск. Центральный
|
Добавлено: Пн Фев 06, 2012 21:09 |
|
|
АнечЬка писал(а): | Марина&Аленочка
Спасибо Вам за развернутые ответы.
|
АнечЬка писал(а): | Цитата: | Когда осознала - переиначила свой подход, теперь когда вижу, что отвлекается, то смотрю на то ЧТО УЖЕ сделано и говорю "Вот это да! Да ты уже вон сколько успела сделать! И вон так получается классно!!! (дальше по теме) " У ребенка "второе дыхание" открывается и задание доделывается в срок и хорошо! | Очень ценный прием переориентирования и собственного внимания и детского. как следствие собственного. Я могу взять этот прием со ссылкой на Вас? | Конечно
АнечЬка писал(а): | Цитата: | Научить концентрировать внимание на выполнении конкретного дела. | Эта фраза, как сигнальный флажок? |
Не совсем поняла вопроса, т.к. мотивация и сигнальный флажок для меня несколько различные вещи
АнечЬка писал(а): | Цитата: | Хотя я тогда воспринила это как инфопосыл типа "чего вторгаетесь в мое личное пространство: мои мысли, мои взгляды, мои движения" | Эта фраза при определенных обстоятельствах может восприниматься как вторжение? Иногда поддержка и помощь, а иногда вторжение? В чем различие ,на Ваш взгляд?
|
Разница в мироощущении ребенка в конкретный момент, в потребности контроля для ребенка со стороны родителя, в потребности помощи/наставничества/совета... |
|
Вернуться к началу |
|
|
sensorik
Академик
На сайте с 04.10.08 Сообщения: 13628 В дневниках: 246
|
Добавлено: Пн Фев 06, 2012 21:29 |
|
|
1. Как часто Вы используете эту фразу в общении с ребенком?
редко
2. На какой эффект Вы рассчитываете, произнося ее?
привлечь к себе внимание
3. В каких ситуациях она максимально эффективна?
навеоно в тех когда ребенок заинтересован в том, чтобы быстрее что-то сделать
4. В каких - ее эффективность минимальна?
во всех остальных
5. Какова, по Вашим наблюдениям, мотивация взрослого произносящего эту фразу: проконтролировать действия ребенка, позаботиться об эффективной работе ребенка, помочь ребенку быстрее справиться с его делом? Что-то еще?
сократить какое-то не очень приятное совместное с ребенком занятие
6. Как ребенок обычно реагирует на эту фразу?
раздражается или не реагирует
7. Если у Вас есть собственные детские воспоминания, связанные с этой фразой, поделитесь ими, пожалуйста.
вроде бы ярких нет, разумеется родители говорили эту фразу, но для меня эта была скорее что-то не несущее смысловой нагрузки. Я амбидекстр, в голове всегда несколько мыслей и занята почти всегда несколькими делами. В детстве родители не могли понять как я могу одновременно слушать музыку, читать и решать задачи одномоментно и твердили эту фразу по 100 раз за день._________________
Не строю в душе из себя недотрогу, и честно добавлю - характер не мёд...
Вчера черный кот уступил мне дорогу и, сплюнув три раза, поперся в обход! |
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21880 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Вт Фев 07, 2012 17:17 |
|
|
Добрый день!
Марина&Аленочка
Цитата: | Не совсем поняла вопроса, т.к. мотивация и сигнальный флажок для меня несколько различные вещи | Поясню. Произнесение этой фразы становится чем-то вроде сигнального флажка: "Ребенок, обрати внимание, ты занят чем-то незапланированным". Это может работать в том случае, если ребенок сам не заметил, как отвлекся. Мой вопрос был об этом.
Цитата: | Разница в мироощущении ребенка в конкретный момент, в потребности контроля для ребенка со стороны родителя, в потребности помощи/наставничества/совета... | Вы можете детализировать и конкретизировать, в каких ситуациях, по Вашим наблюдениям, ребенок воспринимает так (например, как контроль), а в каких иначе (например, как помощь)?_________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|