Новости сайта и форума Sibmama 
[Стихи для детей]
ДО ЧЕГО ЖЕ ХОРОШО КРУГОМ! СТИХИ ПРО ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ
Предметные рейтинги вузов России-24
Наследственность и воспитание: что более значимо?
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Воспитание детей. Семейные отношения
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Hataлья*
Академик
Академик

На сайте с 09.01.08
Сообщения: 16961
В дневниках: 76
Откуда: Новосибирск, Центр
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 16:01     Ответить с цитатой

Шумилка писал(а):
Любой может программировать, к нам на работу приходили и продавцы, и ди-джеи, мы их переучивали. Это техническая профессия.

Шумилка, категорически не согласна.
Я программист. В данный момент работаю на Оракле. И никто меня не убедит, что любой может.

Или что вы понимаете под "программировать"?
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (2)  
 
Шумилка
Академик
Академик


На сайте с 25.03.06
Сообщения: 10400
В дневниках: 32
Откуда: Академ
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 16:03     Ответить с цитатой

Hataлья* писал(а):

А есть примеры, когда успешный программист стал врачом, актер стал программистом, а строитель или продавец учеными?


Насчет актеров - имя им легион. Погуглите "актеры без профильного образования".

Насчет ученых. Ну так многие работали, прежде чем поступить в ВУЗ, кто-то и продавцом. Неужели думаете, что нет таких людей, которые бы поступили в институт в 30 лет (к примеру)? Кто-то и в 40, и в 50 переучивается, только у нас в стране это не принято.

Успешный программист? Не знаю, что это, хотя сама работаю в IT компании. Кстати, у нас нередко программисты переходят на позиции менеджеров проектов или на позиции менеджеров продаж. А это совсем другая работа - если программист тихо сидит в углу и строчит код, то менеджер непрерывно общается с людьми - клиентами, разработчиками, руководством компании. Еще и по-английски надо болтать без комплексов, и проблемы улаживать, и разработчика "пинать". Ничего, справляются нормально.
_________________
Хлопчик, доця, доня
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Hataлья*
Академик
Академик

На сайте с 09.01.08
Сообщения: 16961
В дневниках: 76
Откуда: Новосибирск, Центр
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 16:07     Ответить с цитатой

Шумилка писал(а):
Кстати, у нас нередко программисты переходят на позиции менеджеров проектов или на позиции менеджеров продаж. А это совсем другая работа - если программист тихо сидит в углу и строчит код, то менеджер непрерывно общается с людьми - клиентами, разработчиками, руководством компании. Еще и по-английски надо болтать без комплексов, и проблемы улаживать, и разработчика "пинать". Ничего, справляются нормально.

В это легко верю. Наоборот - нет.
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (4)  
 
Большая Медведица
Профессор
Профессор


На сайте с 09.01.10
Сообщения: 5558
В дневниках: 195
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 16:11     Ответить с цитатой

Ребенок в любом возрасте делает выбор сам из предложенных взрослым вариантов занятий, интересов. Можно двум детям читать книги с пеленок, но один, обладая более тормозной н.с., будет слушать, думать, вникать, обсуждать прочитанное, другой же - более возбудимый просто не усидит на месте, внимание не сможет сконцентрировать, мысли будут отрывочные, вникать не будет. Это грубая схема того, что из=за особенностей н.с-мы все дети будут выбирать разные занятия и сферы деятельности. Всё, что может сделать взрослый в этой ситуации - это предложить ребенку как можно более широкий выбор интересов, чтобы ребенку было из чего выбрать.
Программист и фотограф - близкие сферы, особенности н.с. для них идентичны.
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (4)  
 
Шумилка
Академик
Академик


На сайте с 25.03.06
Сообщения: 10400
В дневниках: 32
Откуда: Академ
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 16:14     Ответить с цитатой

Hataлья* писал(а):
Шумилка писал(а):
Любой может программировать, к нам на работу приходили и продавцы, и ди-джеи, мы их переучивали. Это техническая профессия.

Шумилка, категорически не согласна.
Я программист. В данный момент работаю на Оракле. И никто меня не убедит, что любой может.


Мы не работаем с базами данных. А вот программировать на php, asp, unix, под iPhone и android учим любого, кто хочет. Достаточно желания и упорства.

Добавлено спустя 2 минуты 11 секунд:

Hataлья* писал(а):
Шумилка писал(а):
Кстати, у нас нередко программисты переходят на позиции менеджеров проектов или на позиции менеджеров продаж. А это совсем другая работа - если программист тихо сидит в углу и строчит код, то менеджер непрерывно общается с людьми - клиентами, разработчиками, руководством компании. Еще и по-английски надо болтать без комплексов, и проблемы улаживать, и разработчика "пинать". Ничего, справляются нормально.

В это легко верю. Наоборот - нет.


Вот видите, вы многого не знаете и не можете представить. А у меня на глазах учат ребят, потом они сертифицируются у Microsoft, мы Золотые партнеры Microsoft. Важна личность наставника.
_________________
Хлопчик, доця, доня
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Hataлья*
Академик
Академик

На сайте с 09.01.08
Сообщения: 16961
В дневниках: 76
Откуда: Новосибирск, Центр
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 16:19     Ответить с цитатой

Шумилка писал(а):

Вот видите, вы многого не знаете и не можете представить. А у меня на глазах учат ребят, потом они сертифицируются у Microsoft, мы Золотые партнеры Microsoft. Важна личность наставника.

Шумилка, и поэтому вы убеждены, что любой может? И важно только найти качественного наставника :haha:
Все, больше не спорю.
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (6)  
 
Шумилка
Академик
Академик


На сайте с 25.03.06
Сообщения: 10400
В дневниках: 32
Откуда: Академ
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 16:22     Ответить с цитатой

Большая Медведица писал(а):
Ребенок в любом возрасте делает выбор сам из предложенных взрослым вариантов занятий, интересов. Можно двум детям читать книги с пеленок, но один, обладая более тормозной н.с., будет слушать, думать, вникать, обсуждать прочитанное, другой же - более возбудимый просто не усидит на месте, внимание не сможет сконцентрировать, мысли будут отрывочные, вникать не будет.


Что говорит о том, что книга подобрана не по возрасту и взрослый не смог заинтересовать ребенка. Или начал читать в неудачный момент, когда ребенку нужно подвигаться, выплеснуть энергию. Или взрослому самому неинтересно читать.

У хороших увлеченных педагогов, которые любят работать с детьми, ВСЕ дети будут сидеть и слушать/рисовать/лепить.


Большая Медведица писал(а):

Программист и фотограф - близкие сферы, особенности н.с. для них идентичны.


Дамы, вы не в курсе того, что есть фотография :-)

Добавлено спустя 3 минуты 4 секунды:

Hataлья* писал(а):
Шумилка писал(а):

Вот видите, вы многого не знаете и не можете представить. А у меня на глазах учат ребят, потом они сертифицируются у Microsoft, мы Золотые партнеры Microsoft. Важна личность наставника.

Шумилка, и поэтому вы убеждены, что любой может? И важно только найти качественного наставника :haha:
Все, больше не спорю.


Да, именно так. Я понимаю, что вам хочется чувствовать себя уникальной, но ничего такого особенного в профессии программиста нет. Мы работаем 17 лет, на данный момент в компании 150 человек, лично мне достаточно этого опыта. Любим брать ребят без диплома и учить, так как потом не придется переучивать :-)
_________________
Хлопчик, доця, доня
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Большая Медведица
Профессор
Профессор


На сайте с 09.01.10
Сообщения: 5558
В дневниках: 195
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 16:41     Ответить с цитатой

Шумилка
Цитата:
Дамы, вы не в курсе того, что есть фотография :-)


Зато в курсе того, какие особенности н.с. нужны для занятий этим делом. :aga-aga:

Добавлено спустя 3 минуты 12 секунд:

Шумилка
Цитата:
Что говорит о том, что книга подобрана не по возрасту и взрослый не смог заинтересовать ребенка. Или начал читать в неудачный момент, когда ребенку нужно подвигаться, выплеснуть энергию. Или взрослому самому неинтересно читать.


Два! ребенка одного возраста из одной семьи сидят и слушают книгу. Реакция разная, как впрочем и на любые другие занятия.
Кто-то любит мышцами поиграть, кто-то любит мозгами пошевелить.
Это не воспитание увлеченного педагога, это физиологические особенности каждого индивида.

Цитата:
У хороших увлеченных педагогов, которые любят работать с детьми, ВСЕ дети будут сидеть и слушать/рисовать/лепить.

слишком самонадеянно :aga-aga:
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (4)  
 
Hataлья*
Академик
Академик

На сайте с 09.01.08
Сообщения: 16961
В дневниках: 76
Откуда: Новосибирск, Центр
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 16:53     Ответить с цитатой

Шумилка писал(а):

Да, именно так. Я понимаю, что вам хочется чувствовать себя уникальной, но ничего такого особенного в профессии программиста нет. Мы работаем 17 лет, на данный момент в компании 150 человек, лично мне достаточно этого опыта. Любим брать ребят без диплома и учить, так как потом не придется переучивать :-)

Шумилка, мы о разном говорим. Я согласна, что можно научить, но не согласна, что любого. Если у человека нет склонности к программированию, его не научить.
Когда я училась в школе, у нас только двое из класса с удовольствием ходили на информатику, только у двоих получалось мыслить алгоритмами. Я об этом. Если у человека отсутствует структурированное логическое мышление, этому не научить.
У вас все так просто, и ребенок - чистый лист, и научить можно любого любому...
Ну да, и стихи писать, и картины, и музыку тоже любой сможет. Все же чистый лист. Главное, наставника подобрать.
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (7)  
 
Кьяра10
Академик
Академик

На сайте с 09.10.11
Сообщения: 8590
В дневниках: 30009
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 17:01     Ответить с цитатой

Шумилка
Скрытый текст:
Простите, оффтоп-К вам приходили устраиваться люди, не имеющие отношения к программированию, и вы делали из них программистов? :eek: А зачем Вам это было нужно, почему программистов не наняли? Меня вопрос устройства на работу и резкой смены поля деятельности очень интересует-пытаюсь понять закономерности современного рынка труда, пока что ничего не понимаю. Какой-то хаос. Тему что ли завести: ЧТО нужно работодателям?

⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (2)  
 
Юша
Профессор
Профессор

На сайте с 18.10.04
Сообщения: 7215
В дневниках: 2626
Откуда: Новосибирск, ВЗ Академ
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 21:19     Ответить с цитатой

Шумилка писал(а):

Способности к программированию? А куда они денутся? Любой может программировать, к нам на работу приходили и продавцы, и ди-джеи, мы их переучивали. Это техническая профессия.


А может это не программисты, а операторы?
Что для Вас программист?

Шумилка писал(а):

О нет! Композиция и структура - это ремесло, не более. Таких "фотографов" пруд пруди, свадьбы снимают. Удивительно, как много людей полагает, что чтобы стать фотографом, достаточно купить камеру и пройти курсы :aga-aga:

Чтобы напечататься в профильном журнале и провести выставку в ЦДТ, нужно быть человеком искусства.


Про ремесло интересно... Как говорила моя первая шефиня: "Кандидатскую диссертацию может защитить любой человек средних способностей". Все ли с этим согласятся? Имхо, что в науке, что в искусстве есть клановость и правила "игры" больших мальчиков (иногда туда допускаются и девочки) и т.п. Печатать в профильных журналах и участие в выставках - часть этой игры.
_________________
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он -- осел. (С.Маршак)
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (1)  
 
Hataлья*
Академик
Академик

На сайте с 09.01.08
Сообщения: 16961
В дневниках: 76
Откуда: Новосибирск, Центр
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 22:13     Ответить с цитатой

Шумилка писал(а):
Успешный программист? Не знаю, что это, хотя сама работаю в IT компании.

Шумилка, вы программистом работаете в IT компании или просто слышали, что это просто, и видели, как другие обучались?
На самом деле очень сложно найти хорошего программиста. Мы когда искали, всяких насмотрелись. Некоторые двух таблиц связать не могли. А в ЦФТ даже таких брали. Но может там их и учили, а нам готовые были нужны, не было времени и возможности учить. Да и не каждого научишь.
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (3)  
 
ТЕАМА
Cum Deo
Cum Deo

На сайте с 01.01.07
Сообщения: 20067
В дневниках: 5483
Откуда: академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Авг 20, 2015 22:21     Ответить с цитатой

Шумилка писал(а):
Всем спасибо за дискуссию, думаю, я достаточно высказалась, и мысль моя ясна. Разумеется, все вольны со мной не соглашаться, соглашаться частично и т.п., все варианты приветствуются.


(прошу прощения, по техническим причинам вставляю цитатой)
_________________
Дочка- три сыночка - дочка
Spiro ergo amo, amo ergo vivo!
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Lyu_ba_va
Ясельки
Ясельки


На сайте с 19.08.15
Сообщения: 73
Откуда: Новосибирск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Авг 21, 2015 18:07     Ответить с цитатой

Нас в семье трое. Все погодки. Воспитывались в одно время, одними родителями, одни друзья были. Но мы разные. Мы смотрим на одни и те же вещи, а видим совершенно противоположное. Это очень печально. Ребенок уже рождается собой и никакое воспитание его не изменит.
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Hataлья*
Академик
Академик

На сайте с 09.01.08
Сообщения: 16961
В дневниках: 76
Откуда: Новосибирск, Центр
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Авг 23, 2015 15:02     Ответить с цитатой

Стили семейного воспитания

Скрытый текст:
Отношения в семье можно представить в виде формулы:

система семейных отношений=(родители+родители)+(родители+дети)+(дети+дети).

Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка.

Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

Результаты научных исследований, опыт психологов-практиков и педагогов показывают, что такое воспитание не достигает цели; дети не становятся дисциплинированными.

Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов.

Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших.

При таком воспитании, как правило, родители младших школьников готовят с ними уроки. Они становятся в позицию далеко не лучшего учителя, принимают холодный назидательный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на нажим разнообразными уловками: плачем, неожиданной "тупостью", беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя.

Родители, придерживающиеся традиции авторитарного воспитания, убеждены, что имеют все "права на ребенка" - наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия.

Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности.

Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле.

Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания.

Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия.

Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет.

Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.
Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится.


Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, считаясь с авторитетом знания, приведет к авторитету ответственности.

Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.

Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Русская гуманистическая мысль еще в 19-ом веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.


Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить "Великую хартию" Януша Корчака о правах ребенка: ребенок имеет "право на смерть", право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть.

Можно напомнить и о том, как Ш. Л. Амонашвили говорил о детях: "Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка - это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе".

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.



Беседа 2. Чему надо научить своего ребенка?

В жизни есть многое, чему должен научиться ребенок, пока вырастет. Какие-то умения и знания более важны, другие менее. Американский педагог Эда Ле Шан выделила несколько важных моментов, которым родители могут и должны научить своего ребенка, чтобы подготовить его к взрослой жизни.

1. Любить себя. Любить себя - это не значит делать только то, что хочется. Любить - это значит ценить собственную жизнь. Любить себя - это значит управлять своими чувствами, своими эмоциями. Любить себя - бережно относиться к тому, что окружает. Любить себя - делать так, чтобы не было лишних замечаний, поучений, наказаний. Любить себя - чувствовать себя человеком, причем хорошим человеком, а не ущербным. Чувство собственной уникальности - жизненно важная часть человеческого существования.

2. Интерпретировать поведение. Ребенок должен понимать, что настроение человека может зависеть от разных причин и что если его поведение не совпадает с настроением взрослых, то это может вызвать конфликты. Нужно уметь видеть настроение других людей и строить свое поведение в соответствии с этим.

Помимо того, что ребенку надо уметь видеть настроение других людей, ему надо научиться объяснять и свое собственное поведение. Осознание своего поведения, своих проступков поможет ребенку принимать в каждом случае необходимое решение для выхода из создавшейся ситуации.

3. Общаться при помощи слов. Любой ребенок должен уметь рассказать о своих чувствах и переживаниях словами. Это важно, чтобы взрослый мог понять его и, при необходимости, помочь принять нужное решение.

4. Понимать различие между мыслями и действиями. Не умея этого делать, ребенок очень трудно входит в работу. Мысли, особенно тревожные, заполняют все его сознание, и он не в состоянии переключиться на выполнение задания. Важно научить маленького человека тому, что успешно можно делать лишь то, о чем думаешь. Если делаешь одно, а думаешь о другом, то очень трудно выполнить работу качественно.

5. Интересоваться и задавать вопросы. Ребенок от природы любознателен. И чтобы много знать, надо уметь спрашивать, задавать вопросы. Не убивайте у ребенка этого желания. Без желания задавать вопросы не появится желание учиться. Важно, чтобы взрослые не только отвечали на вопросы ребенка, но и учили его самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы путем рассуждения, а может быть, и порекомендовали ему прочесть об этом в книге. Поощряя любознательность ребенка, мы развиваем его интеллектуальные способности. Ребенку необходимо знать, что некоторые вопросы не имеют ответа. Возможно, на некоторые из них ему придется ответить самому. Наука и практика пока не получили ответов на многие вопросы.

6. Не бояться неудач. Это необходимое условие взросления. Чтобы научиться чему-либо, мы должны не бояться ошибок. Человек, как правило, учится на своих ошибках. Умение пережить неудачу, начать все с начала, а не падать духом - очень важное умение. Ни одно большое открытие не давалось без большого числа предшествующих ему испытаний и неудач. Любая работа - это риск, где всегда возможен либо выигрыш, либо проигрыш. Надо не бояться рисковать.

7. Доверять взрослым. Постарайтесь не обманывать ребенка, будьте с ним честным. Дети тонко чувствуют фальшь. Мы платим доверием ребенка к нам за те игры, в которые мы играем с ними, чтобы избежать слез. Старайтесь быть честными практически во всех случаях, а если что-то не получается, то попытайтесь это объяснить ребенку. Вполне можно дать понять ребенку, что не все люди одинаково добрые, но большинство все же добры. Недоверие возникает из ощущения неприятных качеств личности человека. Для детей такое ощущение - не редкость. Важно показать ребенку, что часть людей наделена отрицательными чертами. Они практически есть в каждом человеке. Человек не может состоять из одних достоинств или недостатков. Не было бы недостатков, не видно было бы и достоинств, и наоборот.

8. Думать самому. Этому легко научиться. Надо просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свои суждения, не боясь, что его накажут. Когда мы демонстрируем уважение к его мнению, обсуждаем ситуацию "на равных", высказываем свое мнение, мы учим ребенка анализировать последствия действий прежде, чем он их совершит. Мы готовим его к принятию самостоятельных решений. Особенно важно научить ребенка говорить "нет", отказываться от чего-то - это очень важное качество человека. Не каждый способен сказать "нет".





Беседа 3. Любить ребенка

Любите ребенка просто так, ни за что, а потому, что он есть, что он ваш ребенок. Все дети нуждаются в любви.

Нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, и самый красивый, и самый незаменимый цветок в букете, имя которому - Нравственность. Любя своих детей, вы учите их любить вас.

Любовь - это трудная работа. Трудная, потому что ежесекундная, невидимая, кропотливая работа души. Мы учим всему, но забываем о самом главном - учить умению любить. С самого рождения, без перерывов на каникулы.

Любви нельзя научить в теории. Ваши дети должны видеть, что вы умеете любить, верно самоотверженно. Не стесняйтесь, показывайте своим детям любимые вами мелочи, которые напоминают о любви близких вам людей, их внимании к вам.

Давайте не забывать почаще говорить друг другу простые добрые слова. Умеем ли мы это делать? Воспитана ли в нас такая незаметная, деликатная доброжелательность?

И если ребята приучены встречать уставшего отца в коридоре, нести ему тапочки, они через много лет не оставят его, постаревшего, больного, в одиночестве.

Когда подрастающий человек начинает самостоятельно постигать мир, ему очень нужна уверенность, что за спиной у него все надежно и спокойно, что охраняет его не просто мамина и папина забота, а огромная, вечная любовь.

Нашему взрослому миру так не хватает порой тепла. Может быть, его сумеют спасти дети, которых мы научим любить.

Любовь и справедливость нужны нашим детям, а значит, умейте уступать, прощать, где это нужно и возможно.

Любить - значит верить в ребенка. Если вы считаете, что ваш ребенок беспомощен, труслив, вы, совершенно не осознавая этого, будете делать все, чтобы сделать ребенка именно таким. Если же вы уверены, что ребенок изначально наделен положительными качествами, то вы неизбежно и без особых усилий будете воздействовать на ребенка в этом направлении.

Ребенок с малолетства должен знать, что любовь к маме, папе, бабушке, другу, подружке - это прежде всего готовность отдавать, готовность жертвовать.

Удивительно как-то устроен мир: беззаветно и безоглядно любят именно тех, в кого вложили больше всего труда и души. Выросшие внуки скучают не по той бабушке, которая дарила дорогие подарки, а по той, которой надо было таскать воду, вскапывать и полоть огород, колоть дрова.
И маму особенно любят те дети, которые с младенчества привыкли заботиться о ней, помогать, которые несли домой из детского сада конфету, выданную на полдник.


Недаром выведена психологическая формула: заботимся о том, кого любим, и любим тех, о ком заботимся.

Родительская любовь дает детям чувство защищенности, жизненной опоры, делает их сильнее и увереннее. Если ребенка любят в детстве, он будет любим и в старшем возрасте, и сам будет способен любить. Боль за ребенка - это тоже выражение заботы и любви к нему.

Проявление заботы о других - высшая форма человеческого существования.

Почти невозможно стать заботливым человеком тому, кто в детстве никогда не испытал заботы и любви.

Учите великодушию и деликатности - не откладывайте это на потом.

Учите детей отдавать и жертвовать, без этой науки ни они, ни вы не будете счастливы.

Настоящая родительская любовь - это любовь разумная, требовательная. Она там, где учат детей самостоятельности, выражают доверие, уважение к ним. Совместный труд родителей и детей сближает их, доставляет радость общения, сплачивает семью. Дети дорожат совместными занятиями спортом, чтением, рыбалкой, посещением театра, парка, цирка, ждут их. Обмен впечатлениями и переживаниями возможен лишь в семье, где есть общие интересы.

Внешние формы проявления любви в разных семьях различны. В одних - бесконечно щедры поцелуи и ласки. В других семьях - теплые и сердечные отношения скрываются за внешней сдержанностью, даже суровостью. И, говоря о любви, надо помнить одно правило - в любви не должно быть притворства, нельзя унижать ее банальностью и пошлостью. Любовь ребенку необходима, но она должна быть умной: не уродующей личность ребенка, а раскрывающей в нем все доброе и светлое. Любовь помогает ребенку относится к себе как к личности.



Слепая родительская любовь

"Материнская любовь слепа" - гласит народная пословица. Всепоглощающая любовь заставляет родителей оправдывать недостатки ребенка, его проступки, воспринимая их как случайные, или, что хуже, объяснять их формированием положительных черт характера. И тогда в грубости и упрямстве мальчика они видят признак будущего мужества и настойчивости, а в капризах девочки - будущую женственность.

Корень воспитательной порчи, по меткому выражению русского демократа Н. В. Шелгунова, заключается в чадолюбии. Слепая родительская любовь превращает ребенка в кумира, его ограждают от забот и трудов, потакают прихотям, захваливают и даже учатся за него, создают безоблачную жизнь своему чаду. На самом деле родители готовят своим детям тяжелую судьбу. Ребенок вырастет эгоистом, белоручкой, человеком, не приспособленным к жизни.

Эгоистичные, избалованные дети требуют к себе исключительного внимания, ухода за собой, принимая все услуги как должные. Отношения этих детей со взрослыми двойственны: пока те потакают им, они ласковы, как только появляются запреты, - они становятся грубы и дерзки. С родными внешне вежливы, но невнимательны к их переживаниям. У таких детей, которым все позволено, очень часты конфликты со сверстниками, поскольку у них не развиты навыки самоограничения. Особую неприязнь они вызывают тем, что по всякому пустяку жалуются взрослым. Они преувеличенно чувствительны, громко плачут, обвиняют всех в несправедливости, а в отношении себя они очень снисходительны.

Ребенок ни в коем случае не должен стать явным центром внимания и заботы семьи. Лучшим вариантом будет тот, если в центре внимания окажется мать. Она обо всех заботится - так и должно быть при правильной организации семьи. Отец и старшие дети выражают ей свои добрые чувства, и этим примером учат малыша заботиться о других.

Любовь - это чувство взаимное. Односторонняя любовь порождает эгоизм. Не научите детей любить, будете страдать на старости лет.

Крайности родительской любви
Любить - значит все разрешать ребенку, предоставлять ему полную свободу.
Любить - значит все делать за ребенка, материально его обеспечивать.
Любить - значит неусыпно контролировать каждый его шаг, каждое его действие.
Любить - значит постоянно выражать свои чувства к ребенку, обнимать, целовать его.
Любить только за что-то: за успехи, за похвалу окружающих, за какие-либо достоинства.

Как и во всем, в любви нужно чувство меры, крайности могут иметь отрицательные последствия для ребенка.



Беседа 4. Поощрение

Каждый воспитательный прием, как лекарство, может приносить пользу, а может - и вред.

Рассмотрим "за" и "против" педагогического приема поощрения.

Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным, отмечающим какое-либо серьезное достижение, требующее значительных усилий.

Поощрение может принимать форму одобрения, поддержания ребенка, показа его правильных действий. Это может быть кивок головы, улыбка, добрые слова по поводу сделанного. Для ребенка очень важно знать, что его действия воспринимаются взрослыми положительно, что он на верном пути.

Поощрение поможет расширению прав ребенка, изменению его обязанностей, использованию различных моральных санкций. Все это, если применять разумно, помогает становлению личности.
Поощрение может выступать в форме похвалы. Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе.


По уровню своей культуры мы очень скупы на похвалу. Она необходима любому человеку, а ребенку - особенно.

Кому не нравится, если его хвалят? Похвала поощряет старания ребенка, облегчает работу, она становится средством, стимулирующим самосознание. Чем меньше ребенок, тем он непосредственнее радуется похвале.

Похвала должна возникать (если хотите, дароваться) спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя ждать, как по расписанию.

Она должна быть конкретной, за конкретное дело. Хвалить следует так, чтобы в похвалу верилось.
Подарки детям - одно из важных средств поощрения детей, проявление любви, заботы. Своим подарком взрослые стремятся доставить радость. Для детей начальной школы подарки лучше выбирать такие, из которых им придется что-нибудь сделать, приложить фантазию: разобрать, собрать. Продумайте процедуру дарения, чтобы это было запоминающимся моментом. Предпочтительнее покупных подарков - подарки, сделанные своими руками.


Независимо от того, как учится ребенок, ведет себя, подарки он должен получать всегда в соответствии с традицией семьи: к Новому году, ко дню рождения и другим праздникам. Эти подарки не являются поощрением, они приносят радость ребенку, доказывают любовь родителей к нему.

Следует заметить, что наиболее существенные педагогические ошибки допускают родители именно при поощрении детей: награда за хорошую учебу, овладение каким-либо умением. Вся деятельность ребенка в этом случае направлена на то, чтобы получить награду, неважно каким способом это будет сделано.

Поощрять за успешную деятельность - значит постепенно приучать ребенка к тому, что все его действия будут вознаграждаться извне.

Постоянное подчеркивание успехов или качеств ребенка, восхищение его способностями приводит к тому, что дети верят в свою исключительность.

Похвала может дезориентировать ребенка. Если в семье малыша постоянно хвалят, то у него создается завышенный уровень притязаний и самооценки. В результате формируется эгоцентричная личность. Нельзя, чтобы ребенок делал все ради поощрения, получая его за каждую мелочь.

Похвала приводит к зазнайству, к завышенной самооценке, что может не совпадать с реальной деятельностью ребенка. Тогда все успехи ребенок будет связывать с собой, а во всех неудачах винить других.

Частые похвалы и награды обесцениваются в глазах ребенка, он теряет к ним интерес.
Похвала дурно сделанного становится оскорблением и того, кто это сотворил, и того, кто это нахваливает.


Очень занятые и обеспеченные родители часто дают детям деньги просто так. Они понимают, что слишком мало уделяют внимания детям, и компенсируют это денежной щедростью. Дав детям деньги, они полагают, что выполнили родительский долг. "Легкие" деньги очень вредны, они развращают детей. Так же вредно и много подарков. Это развивает неуважительное отношение не только к подаренным вещам, но и к тем, кто такие подарки дарит. Дорогие подарки детям очень быстро надоедают.

Избалованный дорогими подарками ребенок начинает требовать новых и новых доказательств любви родителей. И если они не делают таких подарков, то возникают конфликты.
Отсутствие похвалы или подарков, к которым привыкли дети, очень часто приводит их к нервным срывам, вызывает капризы, которые со временем очень трудно исправить.


Подумайте, все ли вы делаете для того, чтобы не создавать такие ситуации?

Беседа 5: Детская ложь и ее истоки

Много ли в нашем окружении людей, которые ни разу в жизни не солгали? Наверное, таких людей практически нет. Но если человек солгал однажды, это не значит, что он будет лгать постоянно. Истоки лжи самые различные. Отношение к детской лжи также различное. Однако следует помнить, что если ребенок лжет постоянно, то потом ему будет очень сложно остановиться. Сначала нас забавляет детская ложь, а потом начинает огорчать. Давайте разберемся в истоках этого явления. Что приводит детей к тому, что они начинают лгать?

Одна из главных причин лжи маленького человека - его недоверие к взрослым. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно. В нем виноваты мы, взрослые. Не слишком ли мы скоры на расправу с малышом?

Вторая причина детской лжи - это желание малыша самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогических отношений к нему взрослых. Это приукрашивание своих черт характера, своих близких, это желание выдавать желаемое за действительное. Нужно внимательно прислушаться к этой детской лжи и попытаться найти в ней истину, и начинать не с ребенка, а перевоспитывать самих себя.

Третий вариант детской лжи - это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.

Это значит, что у ребенка живой, любознательный ум. И необходимо эту замечательную способность развивать и поощрять, можно и пофантазировать вместе с ребенком. Общение с ребенком поможет лучше понять его желание фантазировать, приблизит нас к нашему ребенку.

Ребенку требуется много времени, чтобы уяснить разницу между реальностью и фантазией. У детей преобладает желание разрешить реальные проблемы фантастическими способами. До семи лет дети часто путают, что происходит на самом деле, а что - понарошку. Воображение - одно из ценных качеств личности, его не надо разрушать, а направлять в нужное русло.

Когда ребенок начинает лгать постоянно, это значит, что у него накопились проблемы. Эти проблемы требуют анализа со стороны взрослых. Одним из важных воспитательных моментов в этот период являются наши поступки. Требуя правды от детей, всегда ли мы правдивы по отношению к ним? Если мы хотим, чтобы дети усвоили, что ложь мешает доверию, а без доверия нет любви, то и поступать мы должны соответствующим образом.

Одной из больших проблем является ложь во спасение - когда надо стараться не причинить вреда человеку. Ложь не будет пороком, если она заменит правду, которая несет боль другому человеку.
Наказание за ложь не дает желаемого эффекта. Чтобы дети не лгали, необходимо исключить причины, порождающие ложь. Ведь ребенок становится "лжецом поневоле", так как ему не хватает нашего внимания, нашей любви, нашей заботы.


Измените свое отношение к ребенку, и вы увидите, как ложь постепенно втеснится вашим вниманием, вашими добрыми взаимоотношениями с ним. Наберитесь терпения. За один день эту проблему не решить.



Беседа 5: Наказание

Как и любое явление, наказание имеет свои положительные и отрицательные стороны. Рассмотрим "за" и "против" этой воспитательной меры воздействия на ребенка.
Наказание - это очень сильное средство воздействия на ребенка. Оно заставляет его испытывать чувство стыда, раскаяния за свой поступок. А стыд вызывает недовольство собой, желание исправиться.


Сущность наказания - переживание.

Наказание не несет вреда, если ребенок чувствует, что оно относится не к его личности, а только к его проступку.

С ребенком надо обращаться как с равным, даже если он совершает проступок, требующий наказания. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он и не прав. В общении с ним нужно пытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь себя абсолютно правым. Обсуждая с ребенком его проступок, не надо переносить оценку проступка на всю личность. Можно предложить самому оценить свой проступок и определить наказание для себя.

Самым большим наказанием, как принято считать в психологии воспитания, должно быть огорчение родителей. В. Г. Белинский писал: "Суровый взгляд, холодное вежливое общение, косвенные упрек, деликатный намек, отказ в прогулке - вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправления".

Наказанием могут выступать изменение прав и обязанностей ребенка, различные моральные санкции, замечания, лишение каких-либо удовольствий.

Наказать - это совсем не обязательно отшлепать или грубо накричать. Для младших школьников отсутствие похвалы - это уже достаточно сильное наказание. Другая подобная возможность наказания - отказ общения. Нужно ребенку напоминать несколько раз об этом. Наказания такого рода должны применятся не долго. После него должно наступать примирение.

Для детей 6-8 лет наказание должно сразу следовать за проступком. Для более старших детей наказание может быть отсрочено на некоторый срок (ребенку надо сказать об этом), но не на другой день.

Наказание помогает ребенку расти, если оно соответствует его реальным потребностям.

"Нужно предъявлять человеку больше требований, - писал А. С. Макаренко. - Если от человека не потребовать многого, то от него не получишь многого"( с. 125)

В то же время Н. Г. Чернышевский подчеркивал, что ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком, более осознающим свое достоинство.

Одно и то же наказание может оказать на разных детей разное влияние. Характер наказания зависит от многих факторов. Наказание всегда индивидуально.

Януш Корчак утверждал, что не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактика договоренности, вера в опыт, сотрудничество помогут воспитанию.

Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к сотрудничеству.

Наказание может нести и отрицательный эффект. Против наказания можно привести ряд доводов.
Любое наказание - это конфликт. Конфликт может быть вызван и ошибками взрослого.


Никто - ни ребенок, ни взрослый - не любят надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство. Особенно когда это происходит публично. Наказание всегда связано с ошибкой. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желанной цели.

Родители иногда считают, что хорошая затрещина - лучший способ образумить своего ребенка, ссылаясь при этом на собственный опыт.

Если родители бьют ребенка, это означает, что их воспитательные усилия не достигают цели. Взрослый пользуется правом сильного, хотя этот вид наказания уничтожает даже надежду на возможность взаимопонимания между ним и ребенком.

Наказывая ребенка, родители прежде всего расписываются в собственном педагогическом бессилии, в предыдущих своих ошибках и неудачах, в своей воспитательной неграмотности и неумелости. В какой же неприглядной роли выступаем мы, взрослые, поднимающие руку или оскорбляющие словом человеческое достоинство незащищенных детей?!

Никакое самое "безболезненное" физическое наказание не является положительным методом воспитания. Нельзя растить страх в ребенке. Подобные меры воздействия развивают в детях чувство унижения, неравенства, зависимости, обиды, озлобленности. Боязнь наказания очень часто не останавливает ребенка перед очередным запретом, лишь заставляет его учиться изворачиваться, обманывать взрослых.

Физическое наказание, по мнению психологов, действенно только по отношению к наказывающему лицу: ребенок начинает бояться только его, старается вести себя прилично только в присутствии этого лица, не соблюдая требований и приличий в отношении других людей. Зло наказания в том, что, устраняя один конфликт, оно создает другой, требующий еще наказания и еще. Постоянные наказания отталкивают ребенка от человека, который его наказывает.

Несправедливое наказание озлобляет. Если ребенку говорить о том, что он плохой, то он и будет считать себя таким.
⮝ наверх ⮝
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Воспитание детей. Семейные отношения
Страница 5 из 6 На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах